Комитет по образованию и науке Госдумы определил приоритеты федерального бюджета в части финансирования расходов на образование на будущий год. «Бюджет 2004 года будет особым, – отметил председатель комитета Александр Шишлов. – Он покажет, станет ли образование приоритетом. От этого бюджета зависит будущее сферы образования».
СтатфактБудет ли зарплата учителей на уровне средней по промышленности? Включила ли комиссия Кудрина ст.54 Закона «Об образовании» в число нефинансируемых обязательств, подлежащих отмене?Александр Шишлов, председатель Комитета по образованию и науке Думы:- Объем нефинансируемых обязательств колоссален. Если правительство будет вносить законопроект об их отмене в Госдуму, то я надеюсь, что отношение к различным статьям будет разное. Потому что там действительно есть обязательства, которые нужно отменить, а есть такие, которые нуждаются в переосмыслении и уточнении редакции. Но задача доведения средней зарплаты в сфере образования до средней зарплаты в промышленности должна оставаться.Григорий Балыхин, первый заместитель министра образования:- К сожалению, вы совершенно правы – 54 статья Закона «Об образовании» действительно попала в перечень законов, намеченных к отмене. Когда у нас на рабочей группе этот вопрос рассматривался, я, естественно, голосовал против. На Координационном совете представили перечень таких обязательств, который мы сейчас будем анализировать. И здесь у нас надежда только на наших дорогих депутатов, на фракции, на вас, журналистов.
Фактическое состояние дел в сфере образования таково, что сохранение нынешнего соотношения зарплаты педагогов с зарплатой работников других сфер и неизменность нынешних подходов к содержанию и развитию материально-технической базы образования приведут к тому, что последствия будут очень тяжелыми. Так начал доклад на заседании комитета Александр Шишлов. По его мнению, в этом случае придется говорить о деградации системы образования и о вероятности необратимого отставания.
Бюджетных средств мало, а для того, чтобы кардинально решать проблемы образования, необходимо увеличить финансирование в разы, поэтому наряду с увеличением бюджетного финансирования председатель комитета считает необходимым вернуться к вопросу о восстановлении налоговых льгот в сфере образования, тех льгот, которые привлекают в эту сферу внебюджетные средства, стимулируют инвестиции. Депутаты уже делали попытку принять два закона, которые восстановили бы налоговые позиции, существовавшие до введения в действие Налогового кодекса. Но мнение правительства было отрицательным, и центристские фракции провалили эти законы.
Сейчас Министерство образования ведет совместную работу с Министерством по налогам и сборам по изменению налогообложения образовательных учреждений, прошло несколько совещаний. Мы надеемся, что в этом году сможем снова внести ряд вопросов на рассмотрение, подчеркнул Александр Шишлов.
Приоритеты таковы. Прежде всего это реальное повышение заработной платы работников бюджетной сферы и, по мнению Комитета по образованию и науке, необходимо переходить на отраслевые системы оплаты труда. При этом размер средней заработной платы в сфере образования должен быть увеличен в 1,5 раза по сравнению с установленным с 1 октября этого года (по сравнению с нынешней зарплатой – в 2 раза). Это позволит поднять среднюю ставку профессоров и преподавателей вузов с 1630 руб. до 4240 руб. (по сравнению с нынешней – в 2, 6 раза), а преподавателей начального и среднего профессионального образования – с 1300 руб. до 2250 руб. (по сравнению с нынешней – в 1,73 раза). Для такого повышения необходимо дополнительно выделить из федерального бюджета 27 млрд. руб.
Предлагается также добавить средства на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава на 125 млн. руб., что позволит увеличить прием слушателей на 11 тысяч человек.
Второй приоритет – укрепление материальной базы. Так, планируется увеличить по сравнению с 2003 г. расходы на приобретение современного оборудования, в том числе компьютерной техники на 5 млрд. руб., что даст возможность удовлетворить более половины потребности в лабораторном оборудовании, а также повысить темпы компьютеризации высшей школы.
Необходимо увеличение ассигнований на совершенствование информационной базы образования. В частности, для обеспечения доступа студентов в интернет (по статье «связь») дополнительно потребуется 450 млн. руб., что позволит решить проблему подключения государственных вузов к интернету и обеспечить работу с неограниченным временем доступа. На пополнение библиотечного фонда образовательных учреждений необходимо добавить 500 млн. руб. Это даст возможность 3 млн. обучающихся по очной и другим формам обучения получить учебную и методическую литературу (при нормативном сроке службы учебника 7 лет). В их числе студентов вузов – более 1,5 млн., студентов ссузов – более 350 тыс., учащихся ПТУ – более 1 млн.
Для обеспечения учебной литературой общеобразовательных учреждений необходимо предусмотреть выделение субвенций субъектам РФ в рамках федерального фонда помощи бюджетам других уровней в сумме 2,2 млрд. руб. Это при постоянном финансировании позволит обеспечить общеобразовательные школы комплектами учебников на ближайшие 4 года. В некоторых регионах родители полностью оплачивают учебники, но обеспечение ими должно входить в стандарт общего образования, считает Александр Шишлов.
Состояние учебных зданий мы также считаем приоритетом, отметил он. По сравнению с нынешним годом необходимо увеличить объем средств, выделяемых на капитальный ремонт студенческих общежитий и зданий, находящихся в аварийном состоянии, на 5 млрд. руб., что позволит восстановить около 200 тысяч мест. В общежитиях сегодня живет около 600 тысяч студентов вузов, а всего нуждающихся в общежитиях – 700 тысяч человек.
Также необходимо увеличить финансирование федеральных целевых программ. Это «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001-2005 гг.) – с 25 млн. руб. в 2003 г. до 45 млн. руб. в 2004 г., поскольку эта программа имеет особое значение в условиях социальной напряженности в стране.
Финансирование другой программы – «Развитие единой общеобразовательной информационной среды» (2001-2005 гг.) – необходимо для продолжения компьютеризации сельских и городских общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования. На заседании правительственной комиссии по оптимизации бюджетных расходов ее финансирование предложили оставить на уровне нынешнего года, хотя в первоначальных планах была большая цифра. Комитет Думы будет добиваться того, чтобы финансирование оставалось на запланированном ранее уровне. На ситуацию повлияла и проверка Счетной палатой использования поставленных государством компьютеров в 2001-2002 гг. Был сделан вывод, что техника используется неэффективно.
Еще по одной федеральной целевой программе – «Интеграция науки и высшего образования России» на 2002-2006 гг. – предлагается увеличить финансирование с 219,5 млн. руб. в 2003 г. до 350 млн. руб. в 2004 г. (по разделу «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу»).
Также Минобразование и Комитет по образованию и науке Думы сочли важным увеличить в будущем году социальную поддержку преподавателей и студентов. В этом разделе запланировано финансирование ипотечной программы кредитования жилья для работников сферы образования в объеме до 20% общей стоимости строительства (необходимо 297,7 млн. руб.), что позволит обеспечить ввод 2000 квартир общей площадью 120 тыс. кв. метров.
Также предусматривается увеличение размеров стипендий в 1,5 раза с 1 сентября 2004 г., на что дополнительно потребуется 3,5 млрд. руб. Запланировано дополнительно выделить средства в размере до 15% от стипендиального фонда для выплаты частичной компенсации удорожания стоимости питания и оплаты проезда малоимущим иногородним студентам и учащимся дневного обучения в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования. На это дополнительно нужно 1,126 млрд. руб.
Комментарии