Экономисты в исполнительных органах власти старательно объясняют нам, как плохо обстоят дела с доходами бюджета. И при этом докладывают Президенту РФ о том… как хорошо у нас в стране идут дела с доходами бюджета! Мы нынче умные, деньги считать умеем, а потому прекрасно понимаем, какова на самом деле экономическая ситуация в стране.
Прогноз на 2006 год: прирост ВВП – 5,8% (вместо 5,6%), цена барреля нефти – 40 долларов США вместо 35. Соответственно прирост ВВП на 2005 год уточнен и может составить 5,9% вместо 5,8%, а прогнозная цена нефти увеличена с 43 до 48 долларов за баррель. Таким образом, расчетная цена барреля нефти, используемая при определении доходов федерального бюджета на 2005 год, возрастает по сравнению с принятой при его утверждении величиной с 28 до 48, то есть на 20 долларов США. За 5 месяцев 2005 года профицит составил 919,5 млрд.рублей (половину расходов бюджета за то же самое время). В результате принятого решения о повышении цены нефти для расчета бюджета профицит еще увеличится и, по мнению экспертов профсоюза, появится реальная возможность направить его на реализацию новых социальных программ. Главное – заработную плату работникам бюджетной сферы можно повысить не на 11, а на 25 процентов!
Радоваться рано
Однако не спешите радоваться. Похоже, нет политической воли, которая могла бы претворить эту идею в жизнь.
По мнению специалистов, Правительство РФ должно было определить свою позицию по срокам и размерам индексации заработной платы в бюджетной сфере в 2006 году, внося проект федерального бюджета в Государственную Думу 26 августа 2005 года. Судя по всему, Правительство РФ приложит максимум усилий для того, чтобы сделать повышение зарплаты минимальным.
Правительство делает вид, что индексация зарплаты бюджетников в размере 11% с 1 сентября 2005 года – самый оптимальный шаг, а иначе страна захлебнется от инфляции. То, что страна пока захлебывается от нефтедолларов, правительство как-то не тревожит. Особенно интересная ситуация сложилась с Посланием Президента РФ Федеральному Собранию. Владимир Владимирович Путин принародно пообещал повысить зарплату бюджетников в полтора раза, причем в реальном выражении. Чиновничьей братии было дано поручение – разработать предложения по реализации президентского обещания. Чиновники отреагировали быстро – включили в грядущие пятьдесят процентов прибавки 20- процентную индексацию, проведенную в начале 2005 года. Их не смущают собственные признания насчет того, что эта 20-процентная индексация вовсе не повышение зарплаты, а всего лишь компенсация увеличения стоимости жизни за IV квартал 2003 года и весь 2004 год. Выходит, теперь остались сущие пустяки: повышать зарплату бюджетников раз в год на 10-11 процентов и рапортовать о блестящей работе. Как, оказывается, просто выполнить поручение президента и оставить в целости и сохранности разбухающий от профицита бюджет!
Правда, министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов как-то заявил о возможном повышении заработной платы в бюджетной сфере на 20%, если МРОТ станет с 1 мая равен 1100 рублям. Уважаемый министр почему-то позабыл, что федеральное законодательство предусматривает индексацию в размере 37,5%, что индексация должна проводиться в темпе, соответствующем росту минимального размера оплаты труда.
Партнерство на бумаге
И это еще не все. Представители Правительства РФ не раз заявляли о своей живейшей заинтересованности установить партнерские отношения с профсоюзами и работодателями. Что же происходит на деле?
Как известно, V съезд Профсоюза работников народного образования и науки РФ, президиум ЦК профсоюза, а также Совет ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы приняли решение о проведении переговоров и консультаций с Правительством РФ в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых споров (РТК). Переговоры должны были прояснить: собирается ли правительство удовлетворить требование профсоюзов о повышении заработной платы в 2005 и в 2006 году не менее чем в 1,5 раза? 24 июня 2005 года на заседании РТК был рассмотрен вопрос: как выполняются решения Российской трехсторонней комиссии о проведении переговоров, датированные 17 сентября 2004 года? Анализ старых решений, к сожалению, оказался неутешительным. Участники заседания РТК решили уточнить свои требования. Резолюция июньского совещания гласит:
• не позднее 1 июля 2005 года продолжить переговорный процесс представителей Правительства Российской Федерации с Советом ассоциации, обсудив возможность дальнейшего повышения заработной платы бюджетников на 50% в 2005 году; определить единый порядок установления и предоставления действующих по состоянию на 31 декабря 2004 года льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа);
• Минздравсоцразвития РФ и Минфином РФ срочно представить в РТК информацию о сроках и размерах повышения заработной платы работникам бюджетных организаций в 2005 и в 2006 годах;
• межведомственной рабочей группе по подготовке Единых рекомендаций по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов, на федеральном, региональном и местном уровнях (созданной при координаторе РТК, заместителе председателя Правительства РФ А.Д. Жукове) – представить проект рекомендаций на 2006 год до 10 августа т.г.
Ждите ответа…
Выводы
Почему чиновники не желают прислушиваться к трем профсоюзам, объединяющим миллионы бюджетников? Предположу, что поставлена иезуитская задача – измотать участников переговоров, а затем предложить некий ультиматум: мы вам повышение зарплаты, вы нам согласие на все реформы в социальной сфере, предусматривающие и реструктуризацию сети бюджетных учреждений, и изменение их организационно-правовых форм, и введение новых систем оплаты труда без одновременного значительного увеличения бюджетных ассигнований. Профсоюзы всегда протестовали против безоглядного и непродуманного реформирования образования, науки, здравоохранения и культуры. Видимо, в правительстве рассудили, что их согласие можно получить только таким способом.
Самое неприятное, что с запуском реформ все повышение пойдет коту под хвост, ибо начнется реальная приватизация бюджетных учреждений, изменение их статуса, введение платных форм образования на всех ступенях. Все это, в свою очередь, приведет к тому, что работники бюджетной сферы окажутся беззащитными и уже никогда не смогут добиться улучшения своего социально-экономического положения.
Комментарии