Сегодня система финансирования московских школ прозрачна и эффективна, но так было далеко не всегда. До 2011 года финансирование московских школ осуществлялось на основании утвержденных бюджетных смет.
Сметное финансирование создавало дополнительные рамки, препятствующие эффективному использованию школой средств, которые, казалось бы, уже предоставлены в ее распоряжение. Школа в таком случае была лишена возможности оперативно изменить направления расходования средств, самостоятельно определять цели использования имеющихся ресурсов. При этом все не использованные на конец года по смете средства у школы забирались, что не способствовало их рациональному и эффективному использованию.Сметный механизм финансирования также требовал дополнительных административных и трудовых ресурсов, необходимых для определения объемов финансирования каждой школы, при этом распределение финансовых ресурсов между школами оставалось непрозрачным.Кроме того, разница в финансировании школ была весьма значительной. Объем его определялся в основном статусом организации. Финансирование лицеев, гимназий, центров образования было гораздо лучше, чем у школ, не имеющих такого статуса (в 2010 году от 63 тыс. руб. на одного ребенка в средней общеобразовательной школе и до 120 тыс. руб. в гимназии или лицее). Вместе с тем город ставит перед каждой московской школой одинаковую задачу – предоставление жителям города качественного образования по месту жительства. Для решения этой задачи с 2011 года финансирование московских школ постановлением Правительства Москвы от 22 марта 2011 г. №86-ПП «О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве» переведено на механизм нормативно-подушевого финансирования. Теперь размер финансирования каждой школы определяется по единой городской формуле: V = K х N, где V – объем субсидии, K – количество, N – норматив обучающихся.При этом городом были утверждены единые для всех школ городские нормативы на одного ученика (85 тыс. руб. в год для уровня начального общего образования, 107 тыс. руб. в год для уровня среднего общего образования, 123 тыс. руб. в год для уровня основного общего образования). К единым городским нормативам стал применяться только один вид коэффициента – индивидуальный коэффициент на создание условий для обучения детей-инвалидов (коэффициент 2 или 3 в зависимости от заболевания), который, так же как и норматив, был привязан не к школе, а непосредственно к ученику.Финансовые ресурсы на содержание имущества школ также стали доводиться по единой формуле на основании количества обучающихся и норматива на одного ученика, что мотивирует школы максимально использовать все имеющиеся у них в управлении площади для занятий с детьми.Таким образом, средства бюджета стали действительно следовать за учеником: в какую бы школу ни пришел учиться юный москвич, вместе с ним в эту школу приходит финансовый ресурс по единому общегородскому нормативу, позволяющий обеспечить его качественное обучение.Объем финансирования школы теперь определяется по единой городской формуле и зависит только от одного параметра – количества обучающихся в ней. Таким образом, каждая школа заинтересована в предоставлении качественного и востребованного образования наибольшему количеству жителей, повышении образовательных результатов.При этом неиспользованные школой остатки, полученные от города, по формуле финансовых ресурсов остаются в распоряжении школ, что мотивирует их на эффективное и рациональное использование средств.В результате изменений московского образования сегодня московские школы «выросли» и представляют собой солидные многопрофильные комплексы.В целях дальнейшего развития возможностей московских школ по предоставлению жителям Москвы качественного и востребованного образования по месту жительства с 1 сентября 2017 года городом увеличены размеры нормативов.При этом новые единые городские нормативы на реализацию программ общего образования стали полными: теперь в них включены средства на обеспечение безопасности, проведение медицинских осмотров, приобретение учебников, повышение квалификации работников, проведение текущего ремонта, оплату коммунальных услуг и др.Московские школы стали еще более самостоятельными в определении направлений использования полученных от города средств по формуле финансовых ресурсов. В результате перехода на полный норматив школы получили новые возможности по самостоятельному использованию финансов в целях предоставления жителям качественного образования, обеспечения образовательного процесса и безопасного пребывания обучающихся и работников. При этом вместе с возможностями московские школы получили и полную ответственность за использование полученных от города финансовых ресурсов в интересах города и его жителей.Екатерина СОКОЛОВА,заместитель директора по управлению ресурсами школы №1560;Анатолий СМИРНОВ,заместитель директора по качеству образования школы №1560
Комментарии