– Наш технический колледж, который был создан на базе Мурманского горного техникума и до 1992 г. был ведомственным учебным заведением союзного подчинения, которое в конце концов перестало быть нужным Росагрохиму, а потому было передано в ведение Минобразования РФ. Перевод спас техникум от ликвидации: материальная база была плохая, ТСО нет, компьютеры старые, педагоги – в предпенсионном возрасте, жилье для молодых отсутствует и не предвидится. Кроме всего прочего, разрывали коллектив конфликты различных группировок, и ничего не было, кроме надежды, что удастся что-то изменить, выжить.
Начинали трудно, но все же разработали новые программы, в том числе и программу перехода к статусу колледжа, изменили структуру управления, руководящий состав всех подразделений, создали маркетинговую, социально-психологическую, энергомеханическую и финансово-экономическую службы. Это были очень важные шаги, потому что все позволяло думать о том, как и чему, по каким специальностям теперь учить студентов для того, чтобы они пользовались спросом, и, самое главное, зарабатывать для этого средства. Появилось понимание, что для работы по-новому нужно иметь свою инфраструктуру, и возникла коммерческая служба, которая переросла в конце концов в бизнес-центр колледжа.
Мы убедились, что должны готовить специалистов по договорам, оказывать платные услуги и одновременно заботиться о студентах и сотрудниках, преподавателях. В составе колледжа есть сейчас службы торговли, питания. И может быть, потому, что впервые люди почувствовали заботу о себе, поверили в серьезность всех изменений и перестроек, нам удалось создать 5 новых специальностей, большой собственный запас программного обеспечения, получить лицензию на право ведения высшего профессионального образования по “Экономике и финансам” и “Менеджменту”. Мы стали готовить специалистов по 4 ступеням – рабочий, техник, младший инженер, бакалавр.
Мы принимаем участие в широкомасштабных программах по подготовке специалистов малого и среднего бизнеса “Морозовский проект” (Россия – США), “Зеленая карта” (Финляндия). Самое интересное, что финансирование всех проектов идет полностью за счет колледжа.
Да, у нас есть деньги, мы реконструировали 33 комнаты в общежитии, приобрели 5 автомашин, построили два гаражных бокса (и строим еще 4), приобрели для учебных целей два здания с земельными отводами, построили оздоровительный комплекс с сауной и бассейном, создали свою базу отдыха, возвели в Воронежской области коттеджи для сотрудников, приобрели 5 квартир, восстановили собственный учебный подземный полигон, существенно обновили парк компьютеров, развернули деятельность токарного, слесарного, швейного, камнерезного цехов, столярных мастерских, гостиничного хозяйства, оказываем торговые, транспортные, ремонтно-строительные услуги. За счет собственных ресурсов ввели надбавки для 30 сотрудников колледжа, только в 1994 году истратили на учебные командировки около 11 млн.рублей собственных средств.
Это итоги, которыми мы гордимся. Я не говорю о трудностях – они примерно такие же, как и у всех учебных заведений. Многое мы решаем сами, но есть, конечно, вопросы, которые нужно решать на уровне государства. Если государство хочет, чтобы мы организовывали платное обучение, то должен быть разработан механизм выдачи ссуд студентам, причем на щадящих условиях. Один из больных вопросов – налоги: уместнее было бы все виды доходов учебного заведения, направленные на его содержание и развитие, налогами не облагать.
Вообще нам приходится платить множество налогов (пенсионный, соцстрах, медицинское страхование и т.д.). Деньги нам дают с опозданием, мы с опозданием переводим их в фонды. За что нас и штрафуют. Может быть, целесообразней было бы сразу, отправляя нам деньги из Москвы, отчислять деньги в фонды или снять жесткие сроки отчисления этих средств для нас.
Сейчас очень много говорится о местных региональных образовательных системах. Да, надо, чтобы обучение отвечало требованиям региона, но нельзя образование, особенно профессиональное, опускать на уровень местничества. Я думаю, пора говорить о совместной консолидирующей деятельности центра и региона, и в первую очередь это должно касаться совместного (паевого) содержания учебных заведений.
Комментарии