Для многих школ переход на нормативно-подушевое финансирование создал новую экономическую ситуацию.
Вместе с коллегами по пилотному проекту мы научились совместно решать возникающие проблемы. Коллективный опыт развития наших образовательных учреждений стал важной составляющей нашей жизни. Не секрет, сколько бы денег ни было, их постоянно не хватает. Теперь же мы должны научиться считать бюджетные средства, привлекать дополнительные источники внебюджетного финансирования и искать во вверенном нам учреждении дополнительные ресурсы для его развития. Таким дополнительным ресурсом может быть, по нашему общему мнению, рациональное перераспределение тех средств, которые находятся в распоряжении школы.Прежде всего это: Оптимизация штатного расписания и передача функционала (применяется во всех наших школах). Сокращение должностей административного и учебно-вспомогательного персонала, имеющих схожий или дублирующий функционал. Аутсорсинг (на опыте школы №1115), это самый яркий пример бюджетной экономии – привлечение к работам по обслуживанию здания и уборки территории учреждения специализированной организации (например, дирекции по эксплуатации зданий). Привлечение совместителей (школы №18, 516), что дает возможность привлекать специалистов с заключением срочных трудовых договоров без оплаты отпускных. Улучшение условий труда (опыт школы №779), это действие позволяет сокращать выплаты за вредность путем внедрения более качественных материалов в работе МОП (использование современных химических средств, механизация ручного труда), перехода на цифровые лабораторные работы по физике и химии. Совершенствование договорных отношений, право на заключение хозяйственных договоров дает учреждению возможность выбирать фирмы, включать в договоры пункты не только на обслуживание, но и на ремонтные и другие работы. В школе №779 налажено сотрудничество с фирмами, имеющими значительные налоговые льготы в своей работе (например, Общество инвалидов). То же относится и к передаче содержания оборудования тем фирмам, которые в силу договора работают на этом оборудовании (например, организация питания, медицинское обслуживание). Дополнительное соглашение к государственному контракту с ООО «Школьник» ЮЗ на содержание холодильного оборудования вместо дополнительного договора с «АНстрой». Проведение ремонта коммуникаций (в данный момент ограничено; отложенный эффект). Недавно отремонтированные коммуникации в школах №516, 779, 1174 показали значительное удешевление их обслуживания. Меры, предпринимаемые учреждением и направленные на обучение сотрудников и учащихся бережливому отношению к своему учреждению, тоже дают дивиденды, в перспективе – через 2 или чуть более лет. Оптимизация хозяйственных расходов – это чисто управленческое решение. Все необходимые закупки должны четко просчитываться и планироваться на весь год – оптовая закупка всегда выгоднее. Оптимизация учебного плана – это один из самых значительных видов перераспределения средств учреждения, например, в школе №18 учебное расписание составляют с учетом проведения занятий по отдельным учебным предметам в потоковом режиме и при делении потока на группы на практические занятия, деление на подгруппы при работе по иностранному языку (три разноуровневые подгруппы вместо четырех при двух классах в параллели), отказ от деления на подгруппы в классах с маленькой наполняемостью.Оптимизация расходов на дополнительное образование и группы продленного дня: оплата труда педагогов ДО и воспитателей ГПД в наших школах осуществляется по фактическому выполнению обязанностей – времени фактического присутствия детей и отработанному времени. Активно мы начали использовать и возможность привлечения к проведению воспитательных мероприятий родительской общественности и сторонних учреждений.Привлечение к стажировочной практике – наши школы начали сотрудничество с педагогическими вузами и колледжами, привлекая к работе на условиях прохождения стажировочной практики студентов выпускных курсов профильных вузов и колледжей для проведения замен уроков и внеурочных воспитательных мероприятий.Умение рационально использовать имеющиеся в школе ресурсы – одна из основных компетенций современного руководителя. Использование нашего коллективного опыта позволило изменить поведение родителей. Бережливое отношение к ресурсам для вложения в среду роста и развития ребенка заинтересовали их. В учебном плане школы №516, например, учтены практически все пожелания на углубленное изучение отдельных предметов, расширяется сеть дополнительных платных услуг. Это позволяет по-другому взглянуть на внебюджетную деятельность учреждения и искать новые варианты рационального управления финансами учреждения.В настоящее время все руководители пытаются найти наиболее эффективные способы развития своих учреждений. Один из очевидных на сегодняшний момент – это создание крупных образовательных комплексов. Объединенные ресурсы позволяют более качественно удовлетворять потребности всех участников образовательного процесса, рационально перераспределять средства для улучшения качества предоставляемых услуг. Наш опыт работы мы считаем очень важным для округа. Он будет полезен руководителям, которые будут участвовать в открытом конкурсе программ развития, проводимом в округе. Очень нужным считаем предложение начальника Юго-Западного окружного управления образования Алексея Александрова организовать окружные курсы взаимообучения руководителей эффективным методам и технологиям решения управленческих задач. Мы подали заявку на участие в этом проекте.Елена ТЕРЕНТЬЕВА, директор школы №516
Комментарии