Скандалы, как известно, бывают разными. Но настоящим ноу-хау стал скандал с государственной программой «Развитие образования» на период до 2020 года.
Первая часть скандала, который готовился долго и основательно, связана с тем, что нам снова представили документ, неизвестно кем написанный и курируемый заместителем министра образования и науки РФ, до того прославившимся разве что работой в Росмолодежи да еще, как говорят очевидцы, четко организованным лагерем на Селигере. Вторая часть скандала не менее четкое игнорирование научно-педагогического сообщества, которое (по всему заявленному до того) должно было хотя бы прочитать и высказать свое мнение по программе, определяющей жизнь и деятельность отечественного образования на ближайшие восемь лет.Видимо, кто-то очень влиятельный решил, что главное – те деньги, что выделены на программу. Расходы консолидированного бюджета на период до 2015 года в сумме составят около 8 триллионов рублей, а с 2016 до 2020 г. – свыше 20 триллионов рублей. Это сопоставимо с расходами на оборону, что не может не радовать. Настораживает другое: будущие расходы по разделам указаны с точностью до рубля, такая экономическая прозорливость при нестабильности экономики просто потрясает. Тут на год бюджет страны не могут точно сверстать, а расходы на образование расписаны, как в рецептах: доза, время приема и возможный успешный эффект. Успех вызывает сомнение, тем более что значительную часть суммы должны будут, как всегда, найти в своих бюджетах регионы, а как проходят подобные поиски, мы уже знаем, последний пример: чтобы найти деньги на увеличение зарплаты учителям, потребовалось неоднократное вмешательство президента Путина. Но премьер Медведев программой доволен: ежегодные затраты бюджета возрастут с 446 млрд в 2013 году до 631 млрд в 2020-м (правда, не уверена, что он прочитал все 300 страниц, возможно, ограничился теми, где российское образование неизвестные авторы хвалят, и хвалят сильно, что руководителю правительства, конечно, приятно). Доволен и министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов: в программу вошли уже действующие по разным направлениям и сферам образования программы и проекты, значит, что-нибудь и получится. А замах действительно серьезный: в результате реализации государственной программы, как полагают ее опять-таки неизвестные авторы: улучшатся (вдруг?) результаты российских школьников по итогам международных сопоставительных исследований качества общего образования (PIRLS, TIMSS, PISA); повысится удовлетворенность (сразу?) населения качеством образовательных услуг; совокупный объем затрат на сферу образования по отношению к ВВП (бюджетные средства, средства семей (предполагается переход на платное образование?) и предприятий, направляемые в систему образования) увеличится с 5,4 до 6,5%; повысится эффективность использования бюджетных средств, будет обеспечена финансово-хозяйственная самостоятельность образовательных организаций за счет реализации новых принципов (нормативно-подушевое (отменят?) финансирование на основе государственных (муниципальных) заданий); повысятся привлекательность педагогической профессии (с чего бы это вдруг?) и уровень квалификации преподавательских кадров (плохих выгонят?); будут полностью обеспечены потребности экономики России (кто ж ту потребность наконец просчитает?) в кадрах высокой квалификации по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития; увеличится количество российских вузов, отмеченных в первой полутысяче в наиболее массово признаваемых рейтингах мировых университетов (после того как их сольют и укрупнят?); увеличится доля образовательных услуг, оказываемых в рамках частно-государственного партнерства (каким образом, в чем и как будут заинтересованы партнеры?); будет сформирована сеть ведущих вузов страны (и ведущих уже много, и исследовательских, только сдвигов не видно!); будет создана инфраструктура (интересно, в городах или селах тоже?) поддержки раннего развития детей (0-3 года); будут ликвидированы очереди на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные учреждения (будут строить новые детские сады, интересно, на какие деньги, или открывать сплошь негосударственные?); во всех общеобразовательных организациях будут созданы условия, соответствующие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (теплые туалеты в условия войдут?); не менее 75% детей 5-18 лет будут охвачены программами дополнительного образования (где, как и за чей счет?); увеличится доля молодых людей, участвующих в деятельности молодежных общественных объединений с 17% в 2010 году до 28% к 2020 году (относится ли это напрямую к системе образования?); повысится эффективность реализации молодежной политики в интересах инновационного развития страны (можно ли повышать эффективность того, что никак не могут выработать и наладить?).И задачи вроде бы давно знакомые, во многих документах и программах писаные-переписаные, вот только с реализацией их пока никак не получается. Интересно, почему? Мне так кажется, потому что пишут такие программы и одобряют их те, кто и понятия не имеет о том, что происходит на практике. Главная задача нынешней программы – обеспечить буквальное равенство в качественном образовании для всех и каждого. Но вот незадача: регионы разные, бюджеты региональные тоже разные, как же сию задачу программы реализовать в реальных образовательных учреждениях?Но неведомые авторы программы, судя по всему, загодя заботятся об отчетах о выполнении сей программы, введя в качестве целевых показателей такие: удельный вес численности населения в возрасте 5-18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения в возрасте 5-18 лет; доступность дошкольного образования (отношение численности детей 3-7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 3-7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5-7 лет, обучающихся в школе); отношение среднего балла ЕГЭ (в расчете на отношение среднего балла ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10% школ с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10% школ с худшими результатами ЕГЭ; удельный вес численности выпускников образовательных организаций профессионального образования очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей их численности; охват населения программами непрерывного образования (удельный вес занятого населения в возрасте 25-65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) переподготовку, в общей численности занятого в экономике населения данной возрастной группы); удельный вес численности молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, участвующих в деятельности молодежных общественных объединений, в общей численности молодых людей от 14 до 30 лет. Судя по целевым показателям, с отчетами все будет нормально, хорошие показатели в стране обеспечат, так как показатели эти будут получены для отдельных групп населения, а не в целом для населения страны.Особенно умиляет децильный коэффициент в отношении ЕГЭ: раньше его применяли к годовым доходам населения, теперь к экзамену, показатель по которому входит в перечень показателей деятельности губернаторов. Ну уж тут-то регионы постараются. Министр образования и науки Дмитрий Ливанов уже сегодня строго сказал: от нынешнего коэффициента 1,86 нужно двигаться к 1,7, а потом и к 1,5. Как будто при этом жизнь образования станет лучше и веселей. Между тем непонятно, почему коэффициент нужно снижать, может быть, как раз он должен расти? Никакого анализа и прогноза на этот счет в программе не просматривается. Другая проблема: что будет с сельской школой, которая в соответствии с программой превратится в многофункциональный культурно-спортивно-социально-образовательный центр, будет ли целевое финансирование сельского образования или все утонет в общих поступлениях на культурное развитие сельской инфраструктуры? Вопросов по поводу программы очень много, ответов, как всегда, практически нет. А кому их задавать? Премьеру? Министру образования и науки? Вряд ли ответят. Хотя на один вопрос ответ получить очень бы хотелось.На заседании правительства Дмитрий Ливанов произнес очень интересные слова: «Проект государственной программы прошел широкое обсуждение с экспертами, в том числе на заседании экспертного совета в рамках Открытого правительства 27 июля этого года. По результатам этого обсуждения в проекте программы было учтено более 400 замечаний и предложений от экспертного сообщества. Учтены также замечания участников государственной программы – федеральных органов исполнительной власти, ведущих государственных университетов, Академии наук. Государственная программа согласована с Минэкономразвития России». Вот это уже относится к скандалу на ровном месте, хотя отчасти и спланированному заранее.Образовательную программу кто-то рассматривал и оценивал. Если мы посмотрим, кто обычно рекрутирован в эксперты, то окажется, что одни и те же надежные, доверенные, словом, свои люди. Кто-то из них уверен, что делает благо, кто-то рассчитывает потом получить гранты или другие средства материальной поддержки, но все понимают, каких заключений от них ждет ведомство. А как же педагогическое сообщество, которое тоже может быть экспертом хотя бы потому, что на практике реализует те идеи, что время от времени в большом количестве спускаются сверху вниз? Летом с большой помпой был создан Общественный совет при министре образования и науки. Первое заседание совета тоже было проведено с немалой помпой и с надеждами на то, что мнение совета будут учитывать. Как же совет пропустил такую программу развития? Но тут точнее сказать: не он пропустил, а его пропустили. Вечером в один из понедельников совету программу предложили прочитать (300 страниц!), в среду утром заочно дать заключение, чтобы в четверг можно было ее принять. Семь членов совета в таком аврале работать отказались сразу, другие обратились к Алферову с предложением встретиться и обсудить не заочно, а реально этот важный документ. В результате чиновники обошлись без совета и его советов. Ну представьте: назначено заседание правительства, на котором программу нужно принимать, а тут Общественный совет выступит со своими замечаниями и предложениями, ведь ни Ямбургу, ни Рукшину, ни Быкову рот будущими грантами не закроешь. Вот им, критикам и знатокам реалий, вообще не дали рот открыть. Сергей Рукшин на одном ток-шоу рассказал о своей встрече с представителем Европейского банка реконструкции и развития, который убежден: Россия – страна бедная, иметь богатое и хорошее образование ей не по карману, поэтому его нужно удешевить и сделать более демократичным. 700 тысяч неграмотных детей в стране, куда уж демократичней! В 90-е денег не было, а идей уйма. Нынче парадокс в том, что деньги на образование вроде бы есть, а вот новых идей по его развитию дефицит. У чиновников идей нет и, судя по последним годам, не может быть, а широкое педагогическое сообщество к обсуждению или не допускают, или не слышат. Так было и есть с ЕГЭ, со школьными стандартами, со слиянием вузов, с концепцией работы с одаренными детьми, с Колмогоровским проектом, наконец с законопроектом «Об образовании в РФ» – не важно, какой закон будет принят, главное – в обозначенные сроки. А то, что в законе не будет лицеев и гимназий, созданных в трудные 90-е годы и работавших, несмотря ни на что, власть предержащих не волнует, пусть все школы страны будут одинаковыми, не надо, чтобы кто-то высовывался вперед. Как при этом будут готовить будущую элиту, работать на авторитет России в мире, непонятно, но ведь кто-то считает нашу страну слишком бедной, чтобы иметь высококлассное образование.У нас за последние годы было много самых разных документов в сфере образования. Их разрабатывают одни, с шумом принимают другие, выполняют третьи, ответственность за происходящее не несет никто. Можно не сомневаться, что к 2020 году у нас будет уже другое по составу министерство, может быть, даже другой министр образования и науки РФ, так что спросить к тому времени за исполнение программы будет не с кого. Например, тот же Сергей Рукшин со товарищи разработал в 2008 году программу работы с одаренными детьми, в 2010-м доложил о ней на Госсовете при президенте, который поручил создать две сети лицеев – в регионах и при ведущих вузах. Это поручение вошло в 60 процентов невыполненных, и ничего, все живы и при своих постах, а лицеев вообще не будет. Так что можно не стесняться с описанием перспектив развития образования, тем более что денег на это выделят немерено. И так будет продолжаться до тех пор, пока не возникнет сильное и смелое педагогическое сообщество, с мнением которого не смогут не считаться власть имущие. Может быть, тогда и скандалов наконец не будет?
Комментарии