Виктор Заварзин родился 28 ноября 1948 г. Окончил Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил СССР имени К.Е. Ворошилова. Служил командиром взвода, полка, дивизии, начальником штаба армии, командующим армией, миротворческими силами в Таджикистане, главным военным представителем Российской Федерации при НАТО. Член фракции «Единая Россия».
– Виктор Михайлович, благодаря Комитету по обороне в ходе весенней сессии Государственная Дума приняла одиннадцать федеральных законов. Все они подписаны Президентом России и вступили в силу. А каковы планы возглавляемого вами Комитета?
– В нашем портфеле 53 законопроекта. Восемь из них – альтернативные, три внесены Правительством России, шесть – субъектами Федерации, остальные – депутатами. Один законопроект уже принят в целом, три находятся на стадии подготовки ко второму чтению. Думаю, что вскоре Дума примет семь федеральных законов, которые прорабатывались нашим комитетом.
– Сейчас, очевидно, главное – проект государственного бюджета на 2006 год?
– Конечно. Комитет по обороне уже обсудил этот документ и подготовил свое заключение. Мы работаем в тесном взаимодействии с Министерством обороны и не понаслышке знаем проблемы военной организации страны.
Естественно, прежде всего нас интересуют оборонные расходы. По разделу «Национальная оборона» проходит 667,3 млрд. рублей. Это 15,6 процента всех расходов. То есть по сравнению с текущим годом расходы на оборону увеличены на четверть. Еще 132 млрд. рублей проходят по разделам – ЖКХ, образование, культура и СМИ, социальная политика, здравоохранение и спорт. Так что общее увеличение оборонных расходов – более 140 млрд. Конечно, по сравнению с нынешним это более комфортный бюджет для Вооруженных Сил.
– И тем не менее, способен ли он решить главные проблемы нвшей армии?
– К сожалению, нет. Взять хотя бы жилищную проблему. За счет предусмотренных в законопроекте средств можно приобрести 7,9 тысячи квартир (это уровень нынешнего года). Но для решения задачи обеспечения жильем к 2010 году этого мало. Нужно еще свыше трех с половиной тысяч квартир, а это дополнительно 5 млрд. рублей.
Не обеспечено проектом бюджета и решение проблемы служебного жилья. По мнению комитета, для этого нужны не только средства, но и государственная целевая программа формирования этого фонда.
Возьмем накопительно-ипотечную систему. На нее предусмотрено 3,3 млрд. Размер индивидуального накопительного взноса – 40,6 тысячи рублей, что на 7 процентов больше взноса текущего года.
Средства есть, но и проблемы остались. До сих пор Правительство РФ не обеспечило нормативную базу по управлению этими финансовыми потоками и до сих пор миллиард рублей, выделенный на ипотеку в нынешнем году, не дошел до индивидуальных накопительных счетов военнослужащих. В итоге на них не получен инвестиционный доход. Да и от инфляции эти деньги не защищены.
Не лучше дела и с обеспечением жильем увольняемых в запас военнослужащих. На 6,2 млрд. рублей, выделенных в проекте бюджета на эти цели, можно оформить 7,8 тысячи сертификатов. Но чтобы обеспечить тех, кто уйдет в запас в будущем году, нужно еще 4 тысячи сертификатов общей стоимостью 3,2 млрд. рублей. Я уже не говорю о реальной стоимости жилья во многих регионах страны, где приобрести квартиру на такие деньги весьма проблематично, а в Москве и Санкт-Петербурге просто невозможно. И мы будем работать над усовершенствованием законодательной базы в этом вопросе.
– Индексация оплаты труда военнослужащих на 2005 – 2007 годы предусмотрена в размере 27,1 процента, в то время как запланированное повышение средней оплаты труда на «гражданке» – 33 процента. Не приведет ли это к еще большему ухудшению материального положения людей в погонах?
– Скажу больше. Это идет вразрез с установкой Президента России о повышении в полтора раза реального жизненного уровня военнослужащих за три года. Вот цифры. С января будущего года денежное содержание увеличится на 15 процентов. Перспективным финансовым планом на 2007 год запланирована индексация денежного содержания еще на 25 процентов, и в 2008 году – еще на 15.
Да, эти меры защитят от инфляции, но не приведут к существенному улучшению материального положения военнослужащего. Прибавьте к этому проблемы, связанные с возмещением транспортных расходов воинам-контрактникам, а также компенсации за санаторно-курортное лечение.
Кстати, в армии есть и гражданский персонал, который получает на 20 процентов меньше сотрудников других ведомств и тружеников гражданской сферы.
– А пять миллионов военных пенсионеров находятся куда в более худшем положении. Все нынешние повышения денежного довольствия военнослужащих никак не отразились на пенсиях, которые не просто бедные – нищенские.
– Это действительно очень важная проблема. Нельзя думать о человеке, прослужившем в армии 20 лет и более, как об отработанном материале.
Взять хотя бы продовольственный паек. В денежное довольствие для исчисления пенсий должна включаться его стоимость, а не размер компенсации. Так понимает закон и Конституционный суд России.
А теперь следите за цифрами. В проекте бюджета 2006 года стоимость продпайка примерно 63 рубля в сутки, а сумма компенсации – всего 20 рублей. Для пенсионера эта разница составляет более тысячи рублей в месяц.
Мы направили запрос Председателю Правительства и в Генпрокуратуру. Но полученные ответы нас не удовлетворили. Вся проблема в разном толковании одной и той же позиции закона. В этой связи члены нашего комитета внесли в Госдуму два законопроекта о порядке применения этой нормы. Цена вопроса (учитывая образовавшуюся с 2000 года задолженность) – 40 млрд. рублей.
Мы понимаем, что это огромные средства, и не требуем их единовременного возмещения – это просто нереально. Но государство должно признать такую задолженность, пересчитать пенсии и начать осуществлять текущие выплаты. Параллельно нужно выработать программу погашения этих долгов перед военными пенсионерами, рассчитанную на три-пять лет.
Уверяю, мы и дальше будем вести эту работу.
А напоследок – хорошая новость. Пятнадцатипроцентная индексация денежного содержания военнослужащих, которая будет проведена с 1 января следующего года, повлечет и соответствующий перерасчет пенсий.
– После нулевого чтения бюджетного законопроекта вы обратились в Правительство, Минфин, Минэкономразвития и пробили еще 90 миллиардов рублей на оборону страны. Но инфляция, повышение цен могут существенно сократить любые деньги.
– В случае превышения фактической инфляции над расчетной и непрогнозируемого роста цен мы получим дефицит средств на закупку горюче-смазочных материалов, оплату расходов ТЭК, воинские перевозки, закупки продовольствия, обеспечение жильем и многое другое. Чтобы этого не произошло, наш комитет предлагает включить в закон статью, которая бы давала Правительству РФ возможность выделять дополнительные средства в подобных ситуациях.
– Развернута осенняя призывная кампания, и общество вновь взбудоражено слухами о сокращении количества отсрочек…
– Сразу отвечу на самый больной вопрос. Студентов призывать не будут. И в «горячих точках» призывники уже не служат. Об этом неоднократно заявлял министр обороны.
Если говорить о перспективах, то с 1 января 2008 года планируется сокращение срока военной службы по призыву до одного года, что повлечет увеличение призывного контингента в два раза. Но сейчас в Вооруженные Силы призывается всего девять процентов юношей, состоящих на воинском учете. Поэтому сокращение срока службы неразрывно связано и с сокращением количества отсрочек.
Кстати, в 1992 году в России было девять оснований, позволявших не служить в армии, в 1997 году – 18, с 1998 года – 25. Такого количества отсрочек нет нигде в мире.
Конечно, социально значимые отсрочки ликвидированы не будут. Соответствующий законопроект в Госдуму пока еще не поступил, поэтому говорить о конкретных позициях еще рано. Но обещаю, что это будет не келейное, а открытое обсуждение.
– Призывников и их родителей волнует проблема дисциплины и правонарушений в Вооруженных Силах.
– Не буду лукавить, проблема есть, и очень острая. Но замечу, что уровень преступности в армии в два раза ниже, чем в целом по стране.
А теперь цифры. В нынешнем году общее количество погибших военнослужащих составляет 662 человека. Из них самоубийств – 182 факта, в результате неуставных отношений погибли 14 человек. В некоторых частях количество правонарушений среди командного состава увеличилось до 70 процентов.
Министерство обороны совместно с государственными структурами и общественными организациями много делает для наведения порядка в этой сфере. Не остаемся в стороне и мы. В Госдуму поступили два законопроекта. Они имеют единый предмет правового регулирования, направленный на применение к военнослужащим за нарушения воинской дисциплины взыскания в виде ареста и содержания на гауптвахте, но только (и это подчеркну особо) по решению суда. Такая мера соответствует и Конституции России, и международной Конвенции о защите прав человека.
– К сожалению, преступления в армии бывают не только в мирное время, но и в период боевых действий.
– Эту проблему призван решать представленный на рассмотрение в Госдуму депутатами нашего комитета законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации». В нем реализован принципиально новый подход к воинским должностным преступлениям, в частности, сформулированы не общие должностные преступления, а их специальные виды. Например, отдача незаконного приказа, применение неуставных мер в отношении подчиненных, превышение дисциплинарной власти, бездействие по службе и некоторые другие.
– И последний вопрос. Когда у нас будет укомплектована полностью профессиональная армия?
– Сейчас укомплектовать армию только на контрактной основе – задача непосильная для нашего государства с экономической точки зрения.
Безусловно, вооруженные силы ряда стран отказались от службы по призыву, но многие экономически развитые государства формируют свои войска и по контракту, и по призыву.
Профессионалы знают, нужна не только боеспособная армия, но и обученный мобилизационный резерв на случай военных действий. Американцы вплотную столкнулись с этой проблемой и уже задумались о призыве. Мы же должны идти по пути пропорционального комплектования армии. Контрактниками обеспечиваются боевые части постоянной готовности, а из призывников формируется мобилизационный ресурс на случай масштабной военной угрозы.
Но хочу особо отметить: в армии должны быть созданы комфортные условия для службы и неукоснительно соблюдаться все социальные права и гарантии военнослужащих. И это задача всего государства, а не только военного ведомства.
Вадим ДАВЫДОВ
Комментарии