search
main
0

Деньги для армии. Председатель Комитета Государственной Думы по обороне Виктор ЗАВАРЗИН

Виктор Заварзин родился 28 ноября 1948 г. Окончил Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил СССР имени К.Е. Ворошилова. Служил командиром взвода, полка, дивизии, начальником штаба армии, командующим армией, миротворческими силами в Таджикистане, главным военным представителем Российской Федерации при НАТО. Член фракции «Единая Россия».

– Виктор Михайлович, благодаря Комитету по обороне в ходе весенней сессии Государственная Дума приняла одиннадцать федеральных законов. Все они подписаны Президентом России и вступили в силу. А каковы планы возглавляемого вами Комитета?

– В нашем портфеле 53 законопроекта. Восемь из них – альтернативные, три внесены Правительством России, шесть – субъектами Федерации, остальные – депутатами. Один законопроект уже принят в целом, три находятся на стадии подготовки ко второму чтению. Думаю, что вскоре Дума примет семь федеральных законов, которые прорабатывались нашим комитетом.

– Сейчас, очевидно, главное – проект государственного бюджета на 2006 год?

– Конечно. Комитет по обороне уже обсудил этот документ и подготовил свое заключение. Мы работаем в тесном взаимодействии с Министерством обороны и не понаслышке знаем проблемы военной организации страны.

Естественно, прежде всего нас интересуют оборонные расходы. По разделу «Национальная оборона» проходит 667,3 млрд. рублей. Это 15,6 процента всех расходов. То есть по сравнению с текущим годом расходы на оборону увеличены на четверть. Еще 132 млрд. рублей проходят по разделам – ЖКХ, образование, культура и СМИ, социальная политика, здравоохранение и спорт. Так что общее увеличение оборонных расходов – более 140 млрд. Конечно, по сравнению с нынешним это более комфортный бюджет для Вооруженных Сил.

– И тем не менее, способен ли он решить главные проблемы нвшей армии?

– К сожалению, нет. Взять хотя бы жилищную проблему. За счет предусмотренных в законопроекте средств можно приобрести 7,9 тысячи квартир (это уровень нынешнего года). Но для решения задачи обеспечения жильем к 2010 году этого мало. Нужно еще свыше трех с половиной тысяч квартир, а это дополнительно 5 млрд. рублей.

Не обеспечено проектом бюджета и решение проблемы служебного жилья. По мнению комитета, для этого нужны не только средства, но и государственная целевая программа формирования этого фонда.

Возьмем накопительно-ипотечную систему. На нее предусмотрено 3,3 млрд. Размер индивидуального накопительного взноса – 40,6 тысячи рублей, что на 7 процентов больше взноса текущего года.

Средства есть, но и проблемы остались. До сих пор Правительство РФ не обеспечило нормативную базу по управлению этими финансовыми потоками и до сих пор миллиард рублей, выделенный на ипотеку в нынешнем году, не дошел до индивидуальных накопительных счетов военнослужащих. В итоге на них не получен инвестиционный доход. Да и от инфляции эти деньги не защищены.

Не лучше дела и с обеспечением жильем увольняемых в запас военнослужащих. На 6,2 млрд. рублей, выделенных в проекте бюджета на эти цели, можно оформить 7,8 тысячи сертификатов. Но чтобы обеспечить тех, кто уйдет в запас в будущем году, нужно еще 4 тысячи сертификатов общей стоимостью 3,2 млрд. рублей. Я уже не говорю о реальной стоимости жилья во многих регионах страны, где приобрести квартиру на такие деньги весьма проблематично, а в Москве и Санкт-Петербурге просто невозможно. И мы будем работать над усовершенствованием законодательной базы в этом вопросе.

– Индексация оплаты труда военнослужащих на 2005 – 2007 годы предусмотрена в размере 27,1 процента, в то время как запланированное повышение средней оплаты труда на «гражданке» – 33 процента. Не приведет ли это к еще большему ухудшению материального положения людей в погонах?

– Скажу больше. Это идет вразрез с установкой Президента России о повышении в полтора раза реального жизненного уровня военнослужащих за три года. Вот цифры. С января будущего года денежное содержание увеличится на 15 процентов. Перспективным финансовым планом на 2007 год запланирована индексация денежного содержания еще на 25 процентов, и в 2008 году – еще на 15.

Да, эти меры защитят от инфляции, но не приведут к существенному улучшению материального положения военнослужащего. Прибавьте к этому проблемы, связанные с возмещением транспортных расходов воинам-контрактникам, а также компенсации за санаторно-курортное лечение.

Кстати, в армии есть и гражданский персонал, который получает на 20 процентов меньше сотрудников других ведомств и тружеников гражданской сферы.

– А пять миллионов военных пенсионеров находятся куда в более худшем положении. Все нынешние повышения денежного довольствия военнослужащих никак не отразились на пенсиях, которые не просто бедные – нищенские.

– Это действительно очень важная проблема. Нельзя думать о человеке, прослужившем в армии 20 лет и более, как об отработанном материале.

Взять хотя бы продовольственный паек. В денежное довольствие для исчисления пенсий должна включаться его стоимость, а не размер компенсации. Так понимает закон и Конституционный суд России.

А теперь следите за цифрами. В проекте бюджета 2006 года стоимость продпайка примерно 63 рубля в сутки, а сумма компенсации – всего 20 рублей. Для пенсионера эта разница составляет более тысячи рублей в месяц.

Мы направили запрос Председателю Правительства и в Генпрокуратуру. Но полученные ответы нас не удовлетворили. Вся проблема в разном толковании одной и той же позиции закона. В этой связи члены нашего комитета внесли в Госдуму два законопроекта о порядке применения этой нормы. Цена вопроса (учитывая образовавшуюся с 2000 года задолженность) – 40 млрд. рублей.

Мы понимаем, что это огромные средства, и не требуем их единовременного возмещения – это просто нереально. Но государство должно признать такую задолженность, пересчитать пенсии и начать осуществлять текущие выплаты. Параллельно нужно выработать программу погашения этих долгов перед военными пенсионерами, рассчитанную на три-пять лет.

Уверяю, мы и дальше будем вести эту работу.

А напоследок – хорошая новость. Пятнадцатипроцентная индексация денежного содержания военнослужащих, которая будет проведена с 1 января следующего года, повлечет и соответствующий перерасчет пенсий.

– После нулевого чтения бюджетного законопроекта вы обратились в Правительство, Минфин, Минэкономразвития и пробили еще 90 миллиардов рублей на оборону страны. Но инфляция, повышение цен могут существенно сократить любые деньги.

– В случае превышения фактической инфляции над расчетной и непрогнозируемого роста цен мы получим дефицит средств на закупку горюче-смазочных материалов, оплату расходов ТЭК, воинские перевозки, закупки продовольствия, обеспечение жильем и многое другое. Чтобы этого не произошло, наш комитет предлагает включить в закон статью, которая бы давала Правительству РФ возможность выделять дополнительные средства в подобных ситуациях.

– Развернута осенняя призывная кампания, и общество вновь взбудоражено слухами о сокращении количества отсрочек…

– Сразу отвечу на самый больной вопрос. Студентов призывать не будут. И в «горячих точках» призывники уже не служат. Об этом неоднократно заявлял министр обороны.

Если говорить о перспективах, то с 1 января 2008 года планируется сокращение срока военной службы по призыву до одного года, что повлечет увеличение призывного контингента в два раза. Но сейчас в Вооруженные Силы призывается всего девять процентов юношей, состоящих на воинском учете. Поэтому сокращение срока службы неразрывно связано и с сокращением количества отсрочек.

Кстати, в 1992 году в России было девять оснований, позволявших не служить в армии, в 1997 году – 18, с 1998 года – 25. Такого количества отсрочек нет нигде в мире.

Конечно, социально значимые отсрочки ликвидированы не будут. Соответствующий законопроект в Госдуму пока еще не поступил, поэтому говорить о конкретных позициях еще рано. Но обещаю, что это будет не келейное, а открытое обсуждение.

– Призывников и их родителей волнует проблема дисциплины и правонарушений в Вооруженных Силах.

– Не буду лукавить, проблема есть, и очень острая. Но замечу, что уровень преступности в армии в два раза ниже, чем в целом по стране.

А теперь цифры. В нынешнем году общее количество погибших военнослужащих составляет 662 человека. Из них самоубийств – 182 факта, в результате неуставных отношений погибли 14 человек. В некоторых частях количество правонарушений среди командного состава увеличилось до 70 процентов.

Министерство обороны совместно с государственными структурами и общественными организациями много делает для наведения порядка в этой сфере. Не остаемся в стороне и мы. В Госдуму поступили два законопроекта. Они имеют единый предмет правового регулирования, направленный на применение к военнослужащим за нарушения воинской дисциплины взыскания в виде ареста и содержания на гауптвахте, но только (и это подчеркну особо) по решению суда. Такая мера соответствует и Конституции России, и международной Конвенции о защите прав человека.

– К сожалению, преступления в армии бывают не только в мирное время, но и в период боевых действий.

– Эту проблему призван решать представленный на рассмотрение в Госдуму депутатами нашего комитета законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации». В нем реализован принципиально новый подход к воинским должностным преступлениям, в частности, сформулированы не общие должностные преступления, а их специальные виды. Например, отдача незаконного приказа, применение неуставных мер в отношении подчиненных, превышение дисциплинарной власти, бездействие по службе и некоторые другие.

– И последний вопрос. Когда у нас будет укомплектована полностью профессиональная армия?

– Сейчас укомплектовать армию только на контрактной основе – задача непосильная для нашего государства с экономической точки зрения.

Безусловно, вооруженные силы ряда стран отказались от службы по призыву, но многие экономически развитые государства формируют свои войска и по контракту, и по призыву.

Профессионалы знают, нужна не только боеспособная армия, но и обученный мобилизационный резерв на случай военных действий. Американцы вплотную столкнулись с этой проблемой и уже задумались о призыве. Мы же должны идти по пути пропорционального комплектования армии. Контрактниками обеспечиваются боевые части постоянной готовности, а из призывников формируется мобилизационный ресурс на случай масштабной военной угрозы.

Но хочу особо отметить: в армии должны быть созданы комфортные условия для службы и неукоснительно соблюдаться все социальные права и гарантии военнослужащих. И это задача всего государства, а не только военного ведомства.

Вадим ДАВЫДОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте