Три модели – три составные части финансирования
Владимир АВЕРКИН, руководитель Управления образования Новгородской области: Деньги из кармана родителей
Наша модель – «все за счет родителей» – не вызывает безусловного одобрения моих коллег. Губернатор Новгородской области Михаил Прусак сказал так: «Как будут деньги, всем куплю учебники, хоть по два экземпляра. Но пока денег нет – помогайте, если не хотите, чтобы ваши дети все писали в тетрадь со слов учителя. Родители поняли, и никто не возражает.
Нужно исходить из того, что все школьники должны быть обеспечены новыми современными учебниками на сто процентов. Мы сегодня – единственная область в России, которая, имея в бюджете на поддержку социально не защищенных детей меньше всего средств (5-7 миллионов рублей), в то же время лучше всех обеспечивает школьные библиотеки учебной литературой. Заботясь о детях из малоимущих семей, мы в то же время начиная с 1993 года приучили родителей самих покупать книги для своих детей. У нас отработаны масштабные технологии, при которых библиотекарь берет у детей учебники, которые прослужили год, за стоимость, на 25% меньшую, чем была у нового, затем продает их следующему классу за эту сумму, потом через год снова их покупает по еще меньшей цене и снова продает. И так до того, пока учебник не потеряет свою физическую и моральную форму, когда его уже нельзя продавать. То есть родители вступают в экономические отношения со школьной библиотекой. Тот, кто не хочет покупать подержанные книги, имеет возможность приобрести новые, которые библиотеки заказывают у издательств. Сейчас все наши библиотеки оборудованы компьютерами – все это благодаря участию в первом «револьверном» проекте Национального фонда подготовки кадров по учету и хранению библиотечного фонда.
Наталья ПОВЕТКИНА, главный специалист Министерства образования Московской области: «Многоканальная» панацея
Комплектование школьных библиотек в Подмосковье оплачивается из областного бюджета, муниципальных фондов и средств родителей. Есть еще и финансирование из федерального бюджета, но это касается учебников, которыми сопровождается проведение эксперимента по 12-летней школе. В прошлом году, например, деньги выделяли на учебники для 1-11, 2-10 и 3-го классов, в этом – для 4-го. У нас в эксперименте участвуют три района.
Областной бюджет ежегодно финансирует снабжение школьных библиотек в расчете 33 рубля на одного ученика при стоимости учебника в среднем 80 рублей, но год от года объем средств увеличивается. 4 года назад это было 16 миллионов, потом 18, 20, 32 миллиона рублей. Объем муниципальных средств, которые поступают на приобретение учебников, зависит от того, на что способен бюджет данного муниципального образования. Однако это зависит не только от размера бюджета, но и от того, предусмотрена ли в нем подобная статья расходов. На каких условиях родители помогают школьным библиотекам, сказать сложно, потому что в каждой школе все по-разному. В одной родители дарят учебники, в другой – перечисляют средства в фонд школы и уже из него оплачивают приобретение книг, в третьей – ищут спонсоров. Некоторые собирают деньги на один учебник, а получат взамен два из обменного фонда. Словом, все зависит от того, как решают сами родители.
Понятно, что не одними учебниками должна жить школьная библиотека, но за счет бюджетов пока мы приобретаем художественную литературу, даже те произведения, что нужно изучать по школьной программе. Сегодня школы живут на том старом запасе, который остался еще с советских времен. Но недавно за счет федерального бюджета в каждую школу был поставлен стотомник классических произведений, в этом – историческая энциклопедия «Русика». Школьная библиотека очень часто становится культурным центром населенного пункта, при этом она не может быть просто собранием учебников, ей надо сформировать хороший фонд. Но деньги нужно было бы выделять дифференцированно, ведь есть школы малокомплектные и городские, районные и поселковые, есть школы на 50 (и менее) учеников и есть на 1000. То есть для каждой школы должна быть своя экономическая модель финансирования. Кстати, родители сегодня покупают незначительную часть учебников, в основном их деньги расходуются на приобретение одноразовых учебных материалов. Например, на «Рабочие тетради», которыми пользуется только их ребенок. За счет бюджетных средств этого не сделаешь.
Вера МИТИНА, главный специалист Московского департамента образования: Малоимущие дети не должны чувствовать себя обездоленными
В Москве все дети получают учебники бесплатно, за счет бюджетных средств города. Для нового учебного года будет издано 186 наименований учебников общим тиражом 6,5 миллиона штук. Для этого правительство Москвы выделило 580 миллионов рублей (здесь учтены расходы на приобретение для школьных библиотек не только учебной, но и художественной литературы).
Кроме этого, необходимо отметить, что с четвертого квартала 2004 года в школы начнут поставлять книги, изготовленные по новой технологии, так называемые облегченные учебники. То есть уже не будет среди них сдвоенных учебников, рассчитанных на два класса. За счет специальной технологии изготовления у таких книг меньше весят переплет, обложка; положив их в ранец, ученик уже не согнется в три погибели от немыслимой тяжести, как раньше.
В серии «Школьная библиотека» в новом учебном году будет поставлено 617 тысяч экземпляров художественной литературы, которая будет охватывать все программные произведения от первого до выпускного класса. Более того, 220 тысяч экземпляров книг будут поставлены в дошкольные образовательные учреждения, центры образования, где есть обучение дошкольников, а также в детские дома и интернаты. Эта литература рассчитана на детей, еще не посещающих школу.
Помимо этого 10 из 580 миллионов рублей будут потрачены на приобретение литературы для русских школ СНГ и Балтии.
В начале каждого учебного года учителя сдают заявки на учебники, которые потребуются им в следующем учебном году в зависимости от той программы, по которой работает школа. Сделать выбор поможет специальный каталог, в котором перечислены все учебники, рекомендованные и допущенные Министерством образования РФ, а также Московским департаментом образования в рамках регионального компонента базисного учебного плана. Заказ делается в соответствии с расчетной наполняемостью школы. Они поступают в учебные окружные управления образования, потом в МДО, таким образом формируется городской заказ. На его основании издательство «Московские учебники и картолитография» изготавливает учебную литературу и своим транспортом доставляет ее в школы до 25 августа 2004 года.
Уже несколько лет существует такой порядок: все издающиеся в Москве новые учебники в определенном количестве поставляются во все городские педагогические вузы для того, чтобы с ними могли познакомиться будущие педагоги, которые придут на работу в столичные школы.
Комментарии