Случилось это на заре перестройки. Сижу как-то в здании роно, переписываю бланк тарификации. Дело в самом начале учебного года. Подходит городской коллега, заглядывает через плечо:
– Ни фига себе! Учеников меньше в три раза, а зарплата больше моей!..
Парирую:
– Так в чем же дело?! Идем к шефу – меняемся школами, квартирами, зарплатами…
– Я что, дурак?
ХХI век вошел в нашу жизнь незаметно, тихой сапой. А у нас, деревенских, по-прежнему огороды, скотина, заготовка сена. По-прежнему хлеб привозят три раза в неделю. Не важно, что хлебушко был горячим сутки назад. Привыкли, рады и такому.
Все удобства остались на дворе. Колхозы распались, пришел в негодность водопровод, не стало в селе работы. Кажется, что некие силы преднамеренно стараются стереть с лица земли село. А все равно деревня пока стоит назло горе-реформаторам.
И вот наконец найден один-единственный верный путь: а давайте-ка закроем школы!
Браво! Нас ведь только еще стрихнином не пробовали травить – а так уже какие только опыты над нами не проводили! Даже зарплату не платили – все равно народ оказался живучим!..
Перешли на подушевое финансирование. А кто от этого в выигрыше? Наверно, кто-то получает премию за экономию бюджетных средств…
А считали ли эти ученые умы, сколько по стране потеряется писателей, врачей, учителей, ученых, просто хороших людей? Ведь по живому режем…
К примеру, у нас сейчас два здравствующих генерала, врачи, учителя с высшим образованием по всей области и по всему району – это наши выпускники. Ученые, орденоносцы, почетные колхозники, лауреаты конкурсов.
Сельская школа не просто функционирует, а производит самый лучший продукт в мире – ЧЕЛОВЕКА! Нас трудно обвинить в лени, бездействии, инфантильности. Те, кто не выдерживает сельского уклада жизни, быстро с ним расстаются.
Не хочу кривить душой. Бывают и у нас недочеты и недостатки. Но в основном учительский деревенский корпус жизнеспособен.
А нам – сократить, урезать, ужать. Ну попросил я уйти на пенсию пятидесятисемилетнюю женщину. А кто останется? Я третий десяток лет директором. Не раз доводилось видеть бегущих опрометью молодых специалистов. Большинство из них бежали не только из села – бежали от школы. Бог им судья.
Почему горе-экономисты считают, что учитель начальных классов будет лучше преподавать русский язык и литературу, чем филолог с высшим образованием? Если у нас на данный момент 68 детишек, то по нормам положено 5 единиц преподавателей. С точки зрения расходования денег – разумно, не спорю. Но ведь у нас пока нет универсальных специалистов, этим вопросом пока никто не озаботился.
Больше всего мы потеряем в качестве образования. В этом я твердо убежден. В крайнем случае, в ближайшие 15 лет, пока не подготовим универсалов.
Мы так старательно пытаемся походить на Запад! А по-моему, и у нас не все так уж плохо, если долгие годы идет охота за «расейскими» умами.
Исстари велось, что на селе всем миром воздвигали два храма – храм души и храм науки. Первый храм пытались вытравить из умов – не получилось. Пришла очередь попытаться уничтожить в селе храм науки.
Страна богатая, гордимся природными ресурсами, при этом без зазрения совести обижаем собственных детей.
Скажите на милость: в какой семье будут отбирать у ребенка лакомый кусок? Кто не защитит свое дитя? А у нас все с точностью до наоборот. Подводим научную базу, доказываем с полными математическими выкладками. И забываем, что за этими деньгами, цифрами стоят маленькие незащищенные души. А их-то за что обижаем?
Подушевое финансирование в малочисленной школе – это удар ниже пояса не только по учителю, а по нашим воспитанникам.
Пусть родоначальники этого проекта не обижаются, но «я им один маленький вещь скажу…». Есть выход из этого тупика. Давайте-ка поставим в прямую зависимость зарплату ГОСУДАРСТВЕННОГО чиновника от зарплаты сельского учителя! Уверен, что сразу же ученые мужи найдут источники финансирования маленьких школ. Найдутся деньги и на зарплату, и на учебно-наглядные пособия, и на все необходимое…
Может, я по наивности своей чего-то не понимаю? Почему в нашей школе полставки заместителя по УВР, полставки вожатой? Как это понимать – работать надо вполсилы? Или выполнять воспитательный план только наполовину? Ведь мероприятия мы проводим те же самые, что и в полнокровной школе.
Я не могу обвинить местные власти, упрекнуть их в чем-то. Стараются. Помогают. Обещают. Крутятся. Я вижу, как порой просто физически страдает наша начальник отдела по образованию, чуть не плачет, а старается улыбнуться, еще и меня, мужика, подбадривает.
Да у нас в образовании что ни женщина, то подвижник. Особенно на селе. В городе можно на все в конце концов плюнуть, найти другую работу, подзаработать репетиторством, в селе даже репетиторство бесплатное. А как иначе? Люди без денежек сидят…
С уважением Александр ПИЩУЛИН, директор Елизаветинской основной школы, Бутурлиновский район, Воронежская область
Комментарии