1 сентября Президент РФ Владимир Путин побывал в столичной гимназии №1519 и принял участие в уроке истории, в олимпийском уроке, который провели чемпионка Олимпийских игр в Лондоне по спортивной гимнастике Алия Мустафина, серебряный призер Игр дзюдоист Александр Михайлин, а в спортзале посмотрел урок физкультуры, который вместе с учителем вела серебряный призер Олимпиады гимнастка Анастасия Гришина. Владимир Владимирович прошел по школе, зашел в классы, поговорил с педагогами, увиденным остался доволен и сказал об этом на совещании по модернизации образования в регионах, высоко оценив работу столицы в этом направлении.
– Мы сегодня находимся в очень хорошем московском образовательном учреждении. Как сказал директор Николай Сирый, более двух тысяч – 2300 учеников учатся в этом крупном образовательном центре. Должен сказать, что в Москве много делают для повышения уровня образования, одно из направлений деятельности московского правительства – создание крупных образовательных центров. Конечно, не везде это возможно, мы знаем, в стране разные ситуации, очень много дискуссий вокруг малокомплектных школ, особенно на селе, но, конечно, тоже нужно стремиться к созданию полноценных центров, чтобы дети могли получать хорошее, конкурентоспособное образование, поступать в самые престижные вузы. Для этого, конечно, нужен хороший, мощный коллектив учителей, преподавателей, хорошая база, прежде всего материальная. В Москве возможность создания крупных образовательных центров есть. Гимназия №1519 – пример одного из таких центров. Самое главное, что в Москве сделано, создана хорошая материальная база, я имею в виду и уровень заработной платы, и оборудование школ. Думаю, что, конечно, еще не везде оборудование достигло такого уровня, которого Москва заслуживает, но в целом ситуация в столице очень неплохая, имею в виду и уровень заработной платы. Москва – один из тех 62 регионов Российской Федерации, который выполнил поставленную в прошлом году задачу. Москва не только достигла уровня заработной платы преподавателей по среднему уровню региона, но даже превысила его, составив около 130 процентов от заработной платы по столице. Это очень хороший показатель. Не уверен, что во всех остальных регионах дела обстоят так же благополучно, как в Москве. Что еще делается положительного в Москве – это внедрение нормативно-подушевого метода оплаты труда. Практика показывает, что это эффективный способ организации труда в этой жизненно важной сфере.Наконец, очень важной является подготовка самих учителей. Мы уже говорили о необходимости создания курсов повышения квалификации, создания вообще системы повышения квалификации, с тем чтобы люди, которые работают в этой области, не сталкивались с тем, что от них требуют улучшать свою квалификацию, а возможностей для этого не создают. В таком регионе, как Москва, это делается. Но надо обратить внимание и других регионов Российской Федерации на необходимость создания соответствующих условий для повышения уровня подготовки преподавателей. Я считаю, что Министерство образования и науки и некоторые регионы Российской Федерации недостаточно внимания уделяют сохранению набранных в прошлом году темпов по повышению уровня заработной платы учителей. Это один из принципиальных вопросов. Мы с вами понимаем, что если мы не будем держать этой планки, то тогда все остальные задачи тоже вряд ли будут решены, потому что не будет необходимого кадрового потенциала и соответствующей мотивации. – В московском образовании еще недавно разные школы по-разному финансировали и уровень образования был разным. У нас были замечательные школы, как гимназия №1519, которые финансировали по высшей планке, были школы, которые финансировали на 50 процентов от этой суммы. То есть норматив был разным – от 65 до 120 тысяч рублей. Мы приняли решение выравнять эти нормативы, чтобы везде была возможность получать качественное образование. Было беспокойство директоров школ, учителей, что мы это будем делать за счет снижения финансирования ведущих школ. Мы же, наоборот, за это время подтянули финансирование тех школ, которые получали значительно меньше, чем ведущие школы, перешли практически на единый норматив – 123 тысячи на ребенка, перевели школы на нормативно-подушевое финансирование, изменили систему оплаты труда. Буквально за два года заработная плата в школах увеличилась, появились другие стимулы, которые дают возможность больше работать с детьми, больше привлекать в школы. Конечно, это сказалось на качестве обучения, мы видим по ЕГЭ, по результатам участия ребят в школьных, городских, окружных, общероссийских олимпиадах, что у нас каждый год идет прибавка в качестве образования. Мы пошли по нескольким направлениям модернизации образования в Москве.Первое – это материально-техническая база. Практически все школы получают деньги на текущий ремонт, восстановление своей спортивной базы (даже возле этой школы можно посмотреть школьный стадион), оборудование, методические рекомендации, пособия, просто мебель. В этом году мы ввели 31 дошкольное учреждение и шесть школ. Второе направление – это информатизация школ. Все школы обеспечены компьютерными классами, 1-й и 2-й классы перешли на новый стандарт, который Министерство образования и науки в свое время утвердило: чтобы в начальной школе (в 1-х и 2-х классах) были компьютеры, для того чтобы дети получали навыки компьютерного образования, с их помощью уже шло обучение. Кроме того, все преподаватели школ получили ноутбуки, для того чтобы с ними готовиться к учебному процессу, анализировать, смотреть методические рекомендации – это совершенно другой уровень подготовки. Мы обеспечили классы интерактивными досками, для того чтобы эти компьютеры всегда можно было присоединить к учебному пособию, мы сменили практически половину старых компьютерных классов, которые ранее были закуплены.Третье направление – это система оплаты труда и финансирования. Сегодня в Москве организовано около 450 учебных заведений. За счет реорганизации образовательных учреждений высвобождается большое количество административно-хозяйственного персонала, деньги, которые высвобождаются от лишних школьных чиновников, передают педагогам, в целом продолжается нарастание средней заработной платы за счет внутренней оптимизации.Четвертое направление – это управляющие советы, которые созданы в школах, это тоже очень важное направление, мы его также практически во всех школах внедрили. Так что я считаю, что за два года в Москве произошли достаточно серьезные изменения в образовании. – Мы изменения ощущаем. Хочу сказать, что разительные изменения произошли именно за последние два года. Это касается и того, что, во-первых, идет выравнивание возможностей детей, потому что основной лозунг – это качественное и доступное образование для всех. Важным стимулом для нас стала программа «Развитие столичного образования на среднесрочный период 2012-2016 годов», которая определила ключевые точки в работе.Нашей школе 32 года, это не школа-новостройка, куда обычно везут руководителей и показывают школу будущего, мы – школа настоящего, хотя работали в проекте «Школа будущего» именно в тех условиях, которые есть, мы типовая школа по зданию, но, надеюсь, не совсем типовая по содержанию образования, что стало основным коньком нашего учреждения. Мы сталкивались с проблемой нехватки помещений, нехватки мест, сегодня целенаправленно ушли в систему реорганизации, для того чтобы привлечь еще несколько школ: общеобразовательную школу, прогимназию, которая, собственно говоря, де-факто была нашей, а де-юре стала нынче, и три детских сада. Благодаря этому мы выстраиваем общую систему преемственных связей, то есть когда все дети из нашего микрорайона, начиная с детского сада, фактически переходят с одной ступени на другую, выстраивается мощная система подготовки детей. Мы давно работаем по индивидуальным планам, что вошло и в новые стандарты как одна из основных линий и позволяет максимально использовать ресурс каждого ребенка. В планах у нас создание мини-комплексов отдельно для начальной школы, отдельно для средней школы и отдельно для профильной школы, где мы могли бы расширять возможности, чтобы дети имели больше возможностей для выбора своего профиля. Конечно, мы благодарны Сергею Собянину: школа получила беспрецедентное вливание в материальную базу: это и интерактивные доски, и ноутбуки для каждого учителя, что очень важно, это принципиальное решение, конечно же, способствует повышению качества обучения. У нас уже идет конкуренция среди учителей за то, чтобы получить интерактивную доску, тем самым мы стимулируем учителей на участие в профессиональных конкурсах, на победы в них и награждаем учителей интерактивными досками. Что касается финансирования, то финансирование у нас выросло за последний год на 26 процентов, а средняя заработная плата в нашем учреждении сейчас достигает 62 тысяч рублей. Для учителей это достойная зарплата, у нас она выше, чем средняя по Москве.
Комментарии