Очередное занятие цикла «Разговоры о важном» пройдет в школах России 3 апреля. Его посвятят Дню Земли.
На занятии ребят познакомят с Днем Земли, дадут первоначальные сведения об экологии, которые помогут в формировании грамотного экологического поведения, ответственного отношения к окружающему миру и в воспитании бережного отношения к природе.
Урок пройдет в форме эвристической беседы, для школьников каждого возраста разработчики предлагают свой сценарий, методические рекомендации, видеофрагменты, презентацию и комплект интерактивных заданий. Эти материалы опубликованы на сайте проекта.
1–2 классы
В начале занятия педагог обратит внимание детей на проблемы, связанные с отходами и мусором, подведет к мысли о необходимости заботиться о природе, отметит, что существует опасность загрязнения планеты, и все живое на ней может погибнуть. Так учитель побудит школьников к разговору о проблемах загрязнения окружающей среды и о необходимости беречь природу.
В ходе основной части урока ребята посмотрят ролик и проведут беседу, погружающую их в воображаемую ситуацию. Ее анализ приобретет личностный смысл: каждый задумается, что именно он может сделать для сохранения природы и уменьшения количества мусора. Видеоролик покажет детям, как из космоса выглядит тихоокеанское мусорное пятно. На этот мусорный остров посреди океана отходы привозят не машины, их приносит течением. Ученые полагают, что там около 350 миллионов тонн мусора.
Затем учитель предложит выполнить интерактивные задания для формирования экологического поведения: осознания и принятия некоторых правил. Дети также увидят сюжет о Владимире Ивановиче Вернадском – русском мыслителе и ученом. Свою жизнь он посвятил изучению природы, ее ресурсов и возможностей. В его работах звучит значимая мысль: человек тоже часть природы, и его деятельность влияет на окружающий мир, поэтому важно не только использовать ресурсы, но и восполнять их, беречь и охранять окружающий мир, природу Земли. По окончании урока с ребятами обобщат сказанное и познакомят их с проектами экологической направленности.
3–4 классы
В начале занятия учитель распакует «посылку»: в ней обнаружатся бумага, полиэтилен и другие материалы, в которые упакован хрупкий предмет. Педагог обратит внимание ребят на количество бумаги и полиэтилена и попросит задуматься, сколько остается ненужного, что потом просто выбрасывается и что происходит, если каждый человек что-то выбрасывает каждый день.
Примерно 1 кг отходов создает один человек в день, поэтому, если не контролировать процесс переработки, выбрасывать мусор, не соблюдая правила, Земля задохнется под грудами мусора. С ребятами поговорят, какие шаги каждый может и должен делать, чтобы беречь природу и окружающую среду.
Школьникам покажут видео с природой России. Дети увидят вулканы Камчатки, Байкал, Красноярские столбы, Эльбрус, Плато Путорана, Куршскую косу, озеро Эльтон, водопад Зейгалан, озеро Светлояр, Волгу, Енисей, леса Коми. Учитель напомнит об уникальности природы нашей страны и о словах Михаила Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину!».
Затем педагог обратит внимание детей на то, какое время требуется планете, чтобы скопившийся мусор разложился. Разные отходы на полигонах могут храниться там разное время. Пластиковый стаканчик – 450 лет, алюминиевые банки из-под газировки – 500 лет, а стеклянная бутылка – 1000 лет! Так что мусорные горы будут расти. Однако из 25 пластиковых бутылок можно сделать одну флисовую куртку, а из 700 банок из-под газировки – велосипед. Подробнее о переработке отходов школьники узнают из видеоролика.
Учитель расскажет, что отходы бывают органические и неорганические. К органическим относится все, что создано природой. Это могут быть шкурки от фруктов, очистки овощей или опавшие листья. Такие отходы разлагаются за пару месяцев и от них ничего не остается.
Переработка отходов помогает сохранять природу. Но чтобы переработать, их нужно отсортировать. В интерактивном задании «Разделяй!» на экране появятся контейнеры «Вторсырье» (то, что можно переработать: стекло, бумага, металл, пластик) и «Смешанные отходы» (то, что нельзя переработать). Предложенные в задании отходы и мусор необходимо отсортировать по двум контейнерам.
Многие отходы опасны, поэтому их необходимо собирать и перерабатывать особым способом. К таким отходам относятся, например, старые батарейки и лампочки. На полигонах они могут отравлять природу ядовитыми веществами. Поэтому их нужно сдавать в специальные пункты приема.
5–7 классы
Учащимся средней школы учитель расскажет о ежегодном Дне Земли, его экологической направленности, обсудит с ребятами экологическую проблему мусора и утилизации отходов. Дети познакомятся с технологиями переработки отходов в России, выполнят интерактивные задания, направленные на формирование экопривычек: разделять отходы и заменять одноразовые предметы потребления на многоразовые.
Детей познакомят с акцией по сбору макулатуры «Миллион – Родине», с проектом «На связи с природой» и другими проектами экологической направленности.
Ребята узнают, что День Земли отмечают ежегодно в апреле. Это праздник чистой воды, земли и воздуха. Он призван объединять людей планеты в деле защиты окружающей среды. Природа Земли – нежна и ранима. Ее нужно беречь от пожаров, от мусора, от безжалостного отношения людей. И помогает в этом экология, наука об изучении взаимоотношений живых организмов, об образе жизни людей и их связях со средой обитания.
Слово «экология» происходит от греческого слова «ойкос» – дом. Наш дом – планета Земля, и каждый человек своей деятельностью оказывает огромное влияние на окружающий его мир – этот вывод сделал Владимир Иванович Вернадский.
Видеоролик «Мусорный медведь» расскажет о стандартном мусорном пакете. Он весит килограмма три. Если выносить его три раза в неделю, то в год получится 156 таких мешков, это 468 килограммов. Примерно столько же весит взрослый белый медведь. В Москве, например, живут и мусорят 12 миллионов человек. И каждый – по «медведю» в год. Так что только из столицы ежегодно на свалки отправляются 6 миллионов токсичных «медведей» – это в 240 раз больше, чем количество реальных медведей, живущих на планете.
Учитель обратит внимание ребят, что лидерами мусора остаются пакеты, одноразовые стаканчики, ватные палочки, одноразовые столовые приборы. Каждый год люди выбрасывают миллиарды пластиковых бутылок, пакетов и стаканчиков. Все эти отходы превращаются в полиэтиленовые моря и горы. Самое страшное, что количество пластикового мусора каждый год растет.
Из видео дети узнают, что по приблизительным подсчетам каждый год в океан попадает больше 8 млн тонн пластиковых отходов. Если не притормозить, к 2050 году в Мировом океане будет больше пластика, чем рыбы. Мелкие частицы пластика привлекают животных, они кажутся птицам и животным обычной едой. Например, два года назад на Филиппинах погиб кит, в желудке которого оказалось 40 килограммов полиэтилена.
За год из-за пластика погибает миллион морских птиц и 100 тысяч других животных, а Тихоокеанское мусорное пятно – это целый плавучий остров из разного хлама. Его площадь в 270 раз больше Москвы.
Чтобы избежать катастрофы, мусор необходимо перерабатывать. Об этом подробно в видеоролике расскажет генеральный директор компании «Российский экологический оператор» Денис Петрович Буцаев. От него школьники узнают, что более 80% отходов в стране захоранивается на полигонах и каждый второй килограмм — сортируется. К 2030 году поставлена цель — сортировать 100% бытовых отходов, захоронение снизить вдвое. В России только 12% мусора перерабатывается. Каждый может повлиять на увеличение этой цифры, если станет сортировать мусор и собирать его раздельно.
8–9 классы
Учитель напомнит школьникам, что экология – это наука о закономерностях жизнедеятельности организмов в их естественной среде обитания, с учетом изменений, которые вносит в эту среду деятельность человека. Отцом глобальной экологии принято считать Владимира Ивановича Вернадского. Детям покажут сюжет о нем и попросят ответить на вопрос, который специально для занятия подготовил вице-президент Российской академии наук Степан Калмыков.
Академика Владимира Вернадского по праву называют последним универсальным ученым. В 1915 году он организовал Комиссию по изучению естественных производительных сил для создания базы данных природных ресурсов России. Ученый также реорганизовал Российскую академию наук, создавая институты для решения не только фундаментальных, но и прикладных проблем. Вернадский первым понял значение радиоактивности, добился экспедиций по добыче сырья, стал одним из основателей атомного проекта России.
Учение Вернадского легло в основу Концепции устойчивого развития. Она призвана обеспечить потребности общества, сохраняя природу и ресурсы. Вице-президент РАН Степан Калмыков спросит школьников, почему задачи, связанные с экологией, о которых говорил Владимир Иванович Вернадский, остаются актуальными до сих пор.
В основной части занятия детям предстоит работа с интерактивным заданием «Экокейсы», которые посвящены переработке отходов, вреду для окружающей среды одноразовой посуды, букетов цветов. Дети также узнают о том, что можно сделать со старым телефоном. Его, например, можно сдать в специальный пункт приема или в сетевые магазины.
Школьникам также расскажут о плюсах и минусах «зеленых» электростанций. Самыми безопасными для окружающей среды являются солнечные, ветряные, атомные и гидроэлектростанции. Развитие использования этих источников энергии легло в основу концепции «зеленого квадрата», которая призвана свести тепловые выбросы и образование углекислого газа при производстве электроэнергии к нулю.
10–11 классы
Старшеклассникам напомнят, что каждый год в апреле отмечают День Земли, который призван объединять людей планеты в деле защиты окружающей среды. Ребятам расскажут о вкладе Вернадского в науку, обратят внимание на важнейшие экологические проблемы.
В основной части занятия им предстоит поработать с интерактивным заданием «Экокейсы». Из них подростки узнают о растущем количестве мусора на планете, о переработке отходов, о необходимости раздельного их сбора. В одном из предложенных заданий школьникам нужно предложить замену неэкологичным предметам из «черного списка». Так, вместо одноразового стаканчика для кофе можно использовать термокружку; чайные пакеты можно заменить железным ситечком для заваривания; полиэтиленовый пакет – сумкой-шоппером; полиэтиленовые бахилы – многоразовыми бахилами из непромокаемой ткани/сменной обувью; шариковую ручку из пластмассы – ручкой в корпусе из бамбука или переработанного бумажного сырья.
Подробно ознакомиться со сценариями занятия можно на сайте проекта «Разговоры о важном». Ранее сетевое издание «Учительская газета» сообщало о внеурочном занятии, посвященном 110-летию Сергея Михалкова.
Комментарии