Пилотирование современного истребителя – это перегрузки, немыслимое физическое напряжение и… не сравнимая ни с чем, увлекательнейшая, настоящая мужская работа сильных, мужественных людей. Беззаветная влюбленность в небо из поколения в поколение рождала яркие звезды, профессионалов высочайшего класса. Один из них – заслуженный военный летчик России генерал-майор Александр Харчевский, начальник Центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС. Тот самый российский ас, который в начале 90-х покорил своим непревзойденным мастерством Америку и ЮАР, победами в учебных боях заставил весь мир уважать авиацию России. А в марте 2000-го он доставил в штурманском кресле своего самолета Президента России из Краснодара в воюющий Грозный и обратно. Обо всем этом вы уже могли прочесть на наших страницах (“ВО”, N32). Теперь же наш рассказ о молодых летчиках, с которыми известнейший ас генерал-майор Харчевский связывает надежды на достойное продолжение славных авиационных традиций.
ВЫБОР этих парней – профессия крылатого бойца Военно-воздушных сил России. И это не единственное, что их отличает от сверстников. Год назад, когда решили набрать десять молодых пилотов в Липецкий центр, лишь один вопрос не требовал ответа: из какого военного института взять ребят? К тому времени в России летчиков-истребителей готовили только в Армавире. Все остальное было в новинку. Оттого дискуссии в Главном штабе ВВС разгорались нешуточные. Решение было принято только к выпуску. Сейчас можно сказать, что в критериях отбора не ошиблись. Каждый из десятки окончил институт с золотой медалью или красным дипломом. У всех отменное здоровье, а главное, огромное желание летать.
У некоторых парней авиация, как говорится, в крови. Денис Припусков, Евгений Кубырев, Андрей Истомин – летчики во втором поколении. А у Дениса в авиации еще и дядья. Один – заслуженный летчик-испытатель, пилот самолета-гиганта Ан-124 “Руслан”, другой – летчик 1-го класса. Иной судьбы он не желал. Причем, решив проверить свои силы перед поступлением в авиационный вуз, сдал экзамены сразу в четыре элитных вуза: МГУ, МГТУ имени Баумана, московский “Физтех” и “Лестех”. Поступил во все! Да еще стал призером всероссийского тестирования по математике, получил диплом технического переводчика. И… выбрал судьбу военного летчика.
Андрей Истомин рассказал, что в конце каждого учебного года школьный учитель просил весь класс писать на листочках: кем они хотят быть. До седьмого класса Андрей выводил только две профессии – летчик и каскадер. А после одну – летчик.
ДОРОГА В НЕБО не для всех была такой уж безоблачной. Дмитрий Заев до двенадцати лет не думал, что станет пилотом. Решение пришло вместе с занятиями в Липецком аэроклубе, где пришлось преодолевать первые трудности. На медицинской комиссии врачи поставили диагноз, не позволяющий заниматься любимым делом. Но при поступлении в Качинский авиационный институт подозрения медиков не подтвердились.
Дмитрию Янко запомнилось, что в его медицинской группе при поступлении из двадцати человек скосили восемнадцать. “Знаю, летчики народ суеверный?” – спросил его. И он рассказал, как в день врачебной комиссии дорогу ему перешла черная кошка, но он пересек ее “маршрут”. С того момента черная кошка для Дмитрия – символ удачи.
Александра Дядюру воспитывала Зинаида Матвеевна – современная бабушка, которая в свои восемьдесят летает в гости в Бурятию. Строгая, справедливая, сумела привить ему уверенность в своих силах, воспитала самостоятельность. Саша с первого класса мечтал стать летчиком. В девятом классе его учительница из сельской школы в поселке Лебяжий остров Алла Сергеевна показала парню девять стенгазет – ровно по числу лет обучения. В каждой из них он писал: хочу быть летчиком.
Тогда же Александр стал призером олимпиады по общеобразовательным предметам в Краснодарском крае, выиграв поездку в Москву на Кремлевскую елку и путевку в международный лагерь Артек. Но отдохнуть в нем не удалось. Поездка совпадала со вступительными экзаменами в Ейскую летную школу. Семь человек на место было, и стать единственным из них – задача не из простых. Александр справился. Сегодня вспоминается одно. Экзамен по математике ему, парню со стопроцентным зрением пришлось сдавать в очках – из-за атропина, который закапали в глаза. Цифры никак не хотели поддаваться сложению, весь день прошел как в тумане. Но он осилил экзамен.
На Як-52, своем первом самолете, он совершил пятьдесят шесть полетов. Тогда-то и пришло желание стать летчиком-истребителем.
А еще Саша растит будущего пилота – сына Владислава. “Саня у нас семейный”,- подчеркивают ребята. Это не мешает всем десятерым непременно собираться у Александра дома. Его жена Ульяна – прекрасная хозяйка, на праздничном столе всегда кубанские галушки.
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ, надо сказать, галушки! Пригласили после занятий на них и меня. Разоткровенничались, посвятили в маленькие “хитрости” летной профессии, подробности неформальных пилотских ритуалов. Рассказывали ребята и о том, как невесело чувствовали себя, провожая выпускников, получивших за два года до них “свободные” дипломы, и о том, что из “обоймы” выбыл Володя Самойлов – переводится.
Живут ребята в одной гостинице, на одном этаже – душа в душу. Жены молодых летчиков Лилия Аксенова, Полина Истомина, Ульяна Дядюра, Лена Кубырева, Лена Киляс ни разу не пожаловались на то, что порой приходится до поздней ночи ждать мужей, задерживающихся на аэродроме, на то, как порой непросто хозяюшкам “растягивать” от получки до получки небогатый семейный бюджет. Говорили об авиации – о том, что хорошие друзья станут хорошей парой в полете. А ребята – все больше о семьях, о том, как важно согласие в доме. Остальное приложится.
В канун нового, 2003 года, парни вспоминали, как вместе встречали 2002-й, ходили смотреть салют у Дворца спорта “Звездный”… О чем думал каждый из них?
Саша Дядюра или, как его прозвали, “Дядя Юра” – о том, что приходящий год принесет ему сына. Рома Власов ждал отпуска, встречи со своими друзьями и вспоминал главную роль “Маэстро” в его любимом фильме “В бой идут одни старики”. Он, между прочим, окончил музыкальную школу по классу пианино. Пожелал, наверное, чтобы три его брата (двое учатся на третьем и пятом курсе в Армавирском институте летчиков, а третий – в Челябинском институте штурманов) стали достойными продолжателями авиационных традиций семьи. Дмитрий Янко, загадал желание стать “пилотажником” – не хуже, чем сам генерал Харчевский. Денис Припусков, – что станет летчиком-испытателем и сядет, как его знакомый Игорь Вотинцев, за штурвал суперсовременного истребителя Су-37… Конечно, сбылось не все. И в этот Новый год ребята загадали уже известные нам желания.
МЕЧТЫ пилотов… Они воплощаются в жизнь каждодневными занятиями, которые проводят в Центре опытные летчики. Майоры Игорь Крылов, Леонид Бутенко, Александр Шестаков – лучшие пилоты российского “топ-гана”, летчики 1-го класса. В графике учета летной натренированности напротив фамилий их подопечных практически нет пустых граф. Командир авиаэскадрильи подполковник Ашот Арустамов заметил: “Ребята даже заболеть боятся, чтобы не пропустить полеты”. И для того, чтобы выполнить задание в небе, над ним работают на земле.
В учебном классе у каждого молодого летчика под рукой навигационная линейка, ветрочет и навигационный расчетчик, тетрадь с конспектами. Их учеба мало отличается от институтской, разве что относятся к ним уже как к летчикам.
Майор Леонид Бутенко, в просторечье “Александрович”, по полочке раскладывал ребятам предстоящее задание. Высота, скорость, перегрузка, крен, угол… На каждом этапе полета.
– Янко, какие ошибки может допустить летчик на взлете? – и чтобы было ближе к жизни, добавил, – говори о своем опыте.
– Заев, а вы не подсказывайте. Если знаете лучше, отвечайте! – обратился инструктор к Диме, который мгновенно покраснел и опустил голову…
– Хорошо, прочитайте еще раз методичку, и в конце занятия повторим, – подытожил Бутенко.
У Припускова завтра первый “пилотаж”. И вопрос задают ему, как он считает, “не тот”:
– Что такое аэростат? Как бороться с аэростатами противника?..
– Ладно Припусков, давай технику выполнения фигуры “бочка”! – звучит голос руководителя занятия.
Здесь он на высоте.
Олег Киляс, вчера вернулся из отпуска. Завтра не летит, но свои два вопроса получил.
Итог его ответам Леонид Бутенко подвел жестко:
– Ты расслабился, а наша работа этого не прощает…
Опрос закончен, ребята расходятся. Завтра летная смена, надо отдохнуть. Леонид Бутенко заполняет журнал. В классе никого не осталось, и мы как-то непроизвольно вновь заговорили “за жизнь”.
Настроение современного выпускника Армавирского авиаинститута трудно не понять: буду летать – останусь служить. А не удастся?..
Представьте, как с десяток молодых лейтенантов после государственного полета приступом берут генерал-майора Авдонина из Главного штаба ВВС. И на его вопрос: “Товарищ курсант, где бы вы хотели служить?” – единодушно отвечали: “Там, где научат летать!”
КРЫЛЬЯ летчику, образно говоря, дает в авиаинституте первый инструктор. А мастерство?
Леонид Бутенко поясняет:
– Главный признак мастерства – стабильность. И у ребят она сейчас есть. Полеты не реже одного в неделю позволяют им совершенствовать летную подготовленность. Нам повезло с молодежью. И так считаю не один я. Все они целеустремленные, хорошо теоретически подготовленные, у всех есть желание летать и повышать свой профессиональный уровень. Помнится только-только они пришли, а у нас в эскадрильи уже появилась своя концепция их подготовки. Первые полгода решили к ним присмотреться. Ждали, как кто себя покажет. Ребята были немного в стороне от нашей жизни. Сейчас, после такого “карантина”, в нашем коллективе они полноправные члены, с правом голоса. Уже нет молодых и старых – есть летчики. Приезжайте завтра на полеты, и вы это поймете.
На следующий день мы вновь встретились на аэродроме. Ребята показали мне бюллетень погоды (графическое изображение вертикального разреза ожидаемого состояния атмосферы). Андрей Истомин поведал: сегодня СМУ – полет в сложных метеорологических условиях.
– Никто из наших не сомневается, что полет будет проходить по приборам. Сегодняшний день для нас – что-то вроде экзамена на летную зрелость, – говорит мне Евгений Кубырев.
Может случиться так, что их “минимумов” не хватит для того, чтобы получить “добро” поднять самолет в небо, и полетят их старшие, более опытные товарищи. Ребята волнуются.
Последняя метеосводка не принесла сюрпризов – у ребят впереди полеты. На лицах улыбки. Они отправляются к боевым машинам. Несколько шутливых фраз технику самолета, и молодые летчики занимают свои места.
“МиГи” и “Сухие”, разбежавшись, устремляются ввысь и через минуту скрываются в облаках. С этого момента имена летчиков – позывные.
Пока ребята там, в заоблачной выси, здесь, на земле, мне дает пояснения генерал-майор Александр Харчевский:
– Сто часов полета в институте и пятьдесят здесь. В следующем году планируем вывезти их уже на 3-й класс. Со временем доведем до 2-го и 1-го. А дальше они сами выберут: идти в авиационные части или поступать в академию. Важно, чтобы почувствовали: мы готовим их как своих и для себя. Сегодня каждый из них – молодой летчик нашего Центра. И требуем мы с него уже как с профессионала. В военной авиации сегодня летают не все. Отдавая самое ценное, что есть у летчика, свои крылья, им, мы надеемся, что со временем они заменят и наших опытных, но, к сожалению, возрастных пилотов…
И вот посадка, “двадцать девятый” буквально крадется к полосе, чтобы касание было мягким, пробегает по бетонке, выбрасывает купол парашюта. И мне показалось, инструктор, с которым мы накануне разговаривали в классе эскадрильи, едва заметно улыбнулся: удачно сел подопечный.
Экзамен сдан, еще один этап обучения пройден. Уже услышал, что “МиГ” Припускова выжал первый в его жизни “переворот”.
Вот и прошел день, еще один с начала эксперимента. И можно подвести итоги.
Воспитание летчиков, у которых молодость и профессионализм сольются воедино, – пожалуй, главный довод сторонников эксперимента. Его участники, по мнению руководства ВВС, со временем получив в Липецком центре необходимый уровень подготовки, станут инструкторами, исследователями, испытателями. И дай им Бог! Ведь они – лучшие молодые летчики России, гордость и надежда Военно-Воздушных сил нашего Отечества.
Александр ДОКУЧАЕВ
Комментарии