Самое очевидное, что можно сделать в этот день – выспренно процитировать некогда крылатое, а ныне шаблонно-хрестоматийное: “Учитель, перед именем твоим…” Уж что-что, а витийствовать коленопреклоненно мы умеем изумительно. Конечно, труженики педагогической нивы в высшей степени достойны самых возвышенных эпитетов. Но вот искренни ли мы? Так ли уж ценим, как восхищенно глаголем о том в День учителя? Ведь если от поэзии праздника повернуться к прозе будней, нельзя пройти мимо очевидных противоречий.
С одной стороны, вице-премьер, министр финансов РФ А. Кудрин в Госдуме с гордостью заявил, что “главным приоритетом страны в проекте бюджета будущего года является финансирование образования”.
С другой, – думский комитет по образованию и науке выразил сомнение в объявленной приоритетности образования. По мнению парламентариев, наблюдается явное падение темпа роста расходов на него. Председатель профильного комитета Думы, отметил недостаточную концентрацию ресурсов на статьях, связанных с развитием образования. Почему-то снижены расходы на питание в образовательных учреждениях. Депутатов не устроило, что их рекомендации и предложения правительству, были учтены только частично.
Вице-премьер не согласился с критикой (подробнее – на стр. 3). А думский комитет по образованию счел возможным поддержать бюджет-2003 в первом чтении только при условии выделения дополнительных средств на образование, фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.
Не дурно, что задолженность по зарплате учителям – самая низкая за последние 10 лет. Но в целом по стране она составляет 200 млн. рублей. А ведь за этой цифрой – тысячи и тысячи учительских семей. Скольким в их день не под силу и праздничный стол по-людски накрыть?
Хорошо, что в школах будет введен факультативный курс истории Великой Отечественной войны (подробнее – на стр. 3). Да только педагоги, занятые патриотическим воспитанием, ОБЖ, бьют тревогу, заявляют, что подходы к курсу ОБЖ и воспитанию патриотизма, навязываемые школе разработчиками проекта федерального компонента государственного образовательного стандарта, ведут к сохранению тенденций, способных нанести ущерб национальным интересам и безопасности России, подготовке молодежи к безопасной жизнедеятельности, к военной службе, защите Отечества.
Мы слышим с властных высот набат о “потерянном поколении”, о том, что счет несовершеннолетних правонарушителей, беспризорных и безнадзорных детей, наркоманов идет на миллионы, что надо взяться всем миром. И в то же время видим, что педагоги (в большинстве своем хрупкие, беззащитные женщины) в классах, школьных коридорах и дворах часто оказываются один на один (кричи – не докричишься!) с этим тревожащим всех поколением.
Мы читаем, что “медленно, но верно продвигается вперед паровоз реформирования образовательных традиций”. Но значительная часть педагогов, да и вообще широкая общественность практически не представляет: где же этот вожделенный “перед”, куда катится паровоз и не на рельсах ли перед ним образовательные традиции?
По данным социологов профессия учителя пользуется большим уважением в обществе, более половины опрошенных считают, что ее выбирают люди, действительно любящие детей, педагогическую работу. Да только из-за материального положения педагога каждый пятый, в основном молодежь (а она, ой, как нужна в педагогических коллективах!) считает, что учителями становятся неудачники – те, кто не смог найти другую работу.
И все же, несмотря ни на что, почти 90% нас с вами – взрослых, в том числе и преклонного возраста, помнят свою первую учительницу, с младых ногтей и до старческих седин хранят искреннюю благодарность Учителю за разумное, доброе, вечное, посеянное в наших душах. И не его вина, что не везде проросло оно всходами добра…
Потому-то в октябрьский день – его День – Учителя, мы произносим не выспренно, а абсолютно искренне: “Учитель, перед именем твоим…” Вот только еще научиться бы почитать его коленопреклоненно не исключительно в праздник, а каждодневно, прозой конкретных, будничных дел всем миром помогать святому делу, которому он служит.
Комментарии