«Учитель творит Человека. Эти мудрые и весомые слова можно сказать только о матери и об отце», – сказал когда-то великий педагог-новатор Василий Сухомлинский. Слово «учитель» происходит от древнегреческого «педагог» и переводится как «тот, кто ведет детей». Обычно в богатых семействах Афин был человек, в обязанности которого входил присмотр за мальчиками с семи лет. Педагог охранял ребенка от физических и нравственных опасностей, а также обучал грамоте. Когда богатого отпрыска определяли в гимназию, то педагог неотлучно находился при нем. Позднее, когда эта традиция перешла к римлянам, появились и женщины педагоги, которые обучали маленьких детей греческому языку.
Сегодня перевод с древнегреческого слова «учитель» звучит как никогда актуально. В эпоху потребления, когда на первое место возводятся «я» и материальные блага, именно учителя остаются теми лучиками надежды и веры в человечество. Те, кто ведут детей с верой в них и желанием сделать лучше – научить, поделиться, направить. Те, кто ведут детей в будущее, которое должно быть лучше, чем у нынешних взрослых.
С высоких трибун сегодня часто звучат слова о важности педагогической профессии для будущего страны, которое зависит от подрастающего поколения. Правда, зарплаты педагогов эту саму важность пока не демонстрируют. И несмотря на популярность педагогического образования, в школах катастрофически не хватает учителей. Опытные уходят на пенсию или в репетиторство, молодые, попробовав профессию «на вкус», уходят туда, где их труд оплачивается гораздо лучше.
Почти 60 лет назад, 5 октября 1966 года, ЮНЕСКО и Международная организация труда подписали документ «Рекомендации, касающиеся статуса учителей». В нем подчеркивалось, что успехи в образовании во многом зависят от квалификации и способностей педагогических коллективов в целом и от личных и профессиональных качеств отдельных учителей. В этой совместной резолюции речь шла о всех педагогических работниках, условиях их труда, правилах подготовки учителей, обязательствах работодателей. Документ также закрепил высокий статус и значение педагогов, а также пояснил, что именно образование обеспечивает прогресс и является ценнейшим нематериальным активом. В 1994 году в дату подписания данного документа было решено учредить Международный день учителя. В нашей стране день учителя отмечается с 1965 года, до 1994 года праздник приходился на первое воскресенье октября, затем наша страна поддержала решение объявить 5 октября Международным днем учителя.
Сегодня этот праздник можно назвать всенародным, ведь у каждого человека есть тот, кто провел его по жизни, кому хочется сказать «спасибо» и уже с высоты прожитых лет оценить тот труд, терпение и силы, которые вложил педагог. Традиционно в честь Дня учителя в Государственном Кремлевском дворце проходит праздничный концерт, на котором награждают победителей всероссийских педагогических конкурсов. Ко Дню учителя лучшим педагогам вручается федеральная премия в размере 200 тыс. рублей, награждают и чествуют учителей в регионах, в родных школах. Не забывают об учителях дети и родители. Можно сказать, что символами этого праздника стали сладости и цветы, которыми хотят порадовать любимых педагогов благодарные дети и взрослые.
«Нет более важной инвестиции, чем воспитание наших детей. Они – настоящие граждане, которые должны обеспечить суверенитет России – технологический, экономический, культурный. Педагоги – уникальные люди, которые выбрали для себя благородное и ответственное дело – учить и воспитывать будущее поколение. Вы делитесь с ребятами знаниями, формируете их мировоззрение, мотивируете, помогаете самостоятельно мыслить, прививаете традиционные духовно-нравственные ценности», – сказал вице-премьер Дмитрий Чернышенко, поздравляя учителей гимназию № 9 им. Н. Островского в Сочи, которую он посетил накануне Дня учителя. Он от всей души поблагодарил педагогов и всех учителей страны за их важный труд, а также сказал очень много теплых слов в их адрес и пожеланий.
Комментарии