search
main
0

День света, радости и добра. Пасха – праздник всенародный

Пожалуй, это один из немногих церковных праздников, который органично стал частью наших гражданских будней и воспринимается как нечто от природы и естественных потребностей человека, как глубоко традиционно-национальное, элементарно-культурологическое. Его недаром называют Великим днем. Отмечали этот праздник наши прадеды, отмечаем мы, будут отмечать и потомки…

Верба бьет – силу даетШестая неделя Великого поста, а предпоследняя перед Пасхой – Вербная. На этой неделе повсюду освящали в церкви вербу, которой приписывали магические свойства. Издавна у украинцев это дерево пользовалось особой любовью. Один из старых авторов, живописуя быт украинцев, отмечал: «Их левады обсажены вербами. Верба – это что-то сросшееся с жизнью малоруса, а его жилье так же немыслимо без вербы, как немец без колбасы». Нa вербе, конечно, груши не растут, из нее и дома не построишь, и даже на топливо она не годится. Замечено верно: «Вербовые дрова и козий кожух, то вылезет пар и дух». Тем более считалось, что в сухой вербе любит поселяться черт. Недаром в народе говорят: «Влюбился, как черт в сухую вербу», но в то же время верба – первый медонос. Она не боится сырости, и из нее можно выдалбливать корыта, мерки, маслобойни, лодки. Повсеместно верба используется для различных каркасных переплетеннй, строительства кошар, клеток, загородок. Ограды-«тыны», искусно выплетенные из верболоза, были одной из характернейших примет южных сел.Освятив лозу на Вербной неделе, несут ее домой и ударяют родных, чаще всего детей. При этом приговаривают: «Не я бью, верба бьет. Будь великий, как верба, здоровый, как вода, богатый, как земля». Расцветающее дерево должно было передать здоровье, силу и красоту человеку и животному. Кое-где освященную вербу втыкают по углам нивы или разламывают и разбрасывают по полю, с которого хотят получить богатый урожай. Раньше вербой окуривались от лихорадки, золой посыпали капустные грядки, больных детей купали в воде, в которой были замочены вербовые прутики. Также верили, что в хату, в которой хранится освященная верба, не может попасть молния.Клубятся над зелеными полями белые весенние облака-«помолодки», а вслед за ними над воскресшим миром плывет колокольный звон. Не умолкают пасхальные колокола, по городам и весям разносятся их звуки, возвещая о победе света и добра. Накануне Светлого воскресенья к храму отовсюду спешат люди. Вокруг церкви разводят костры, а на колокольной башне зажигают факелы. Раздастся первый благовест большого колокола, и вся толпа радостно всколыхнется. И дальше колокольный звон будет сопровождать все пасхальные действа. Когда начнется чтение Евангелия, после каждого стиха будет звучать мелодичный перебор во все колокола. Исполняют его, как правило, лучшие звонари. В старину эти церковные служители ценились особо. Ловкие звонари с отменным музыкальным слухом упражнялись красным звоном, «распетливались» по рукам и ногам, качались на зыбке и звонили согласно в дюжину колоколов. «Играет на колоколах», – говорили о таких мастерах.После пасхальной заутрени колокола часто не умолкают целый день. Это, пожалуй, единственное воскресенье в году, когда подняться на звонницу и дернуть за веревку мог каждый желающий. «В светлую седмицу кто не звонарь!» – утверждали в народе. На Великий день каждый селянин старался хотя бы пару раз ударить в колокол, так как, по народным поверьям, это приносило счастье, способствовало урожаю.Благую весть несут пасхальные колокола, и летит она над солнечной цветущей землей, веселя сердца и обновляя души.В здоровом теле – здоровый духТот, кто чист телом, чист и душой. Именно такая чистая обновленная душа могла достойно встретить Великий день. Одним из самых распространенных и древних обычаев на Пасху было очищение водой – умывание, обливание, купание. Водные очистительные процедуры приурочивались, как правило, к Чистому четвергу. Воду для омовения надо было брать рано утром, до восхода солнца. Широко бытовало поверье, что в этот день утром ворон купает в реке своих детей и нужно торопиться набрать воды, пока ворон детей не купал. До первого луча солнца умывались и обливались проточной водой из ручья. Некоторые смельчаки даже купались в реке. На Украине следующий после Пасхи день назывался «облываным понедельником». В этот день парубки на рассвете ходили по хатам и не успевших прибраться к их приходу девушек обливали водой. Считалось, что обливание даст здоровье, принесет богатство.Обязательным накануне Пасхи во многих местностях было купание в бане. Банным днем, как правило, назначался четверг. Покряхтывая, старики забирались на полок и приговаривали: «Хрещеный на полок, нехрещеный с полка». Молодые неистово хлестали себя вениками, осязаемо представляя страдания Христа. Выходя из бани, оставляли на полке ведро воды и веник для «банного» хозяина. Завершив процедуру, крестились и произносили «Тебе, баня, на стоянье, а нам на здоровье!»Свеча горела на столе…Рождение огня было окружено в народе такой же тайной, как и рождение светила. Вот почему одним из символов Пасхи стал трепетный огонек свечи. Пасхальные свечи готовили заранее. В Чистый четверг часто специально выливали страстные свечи «до двух аршин длиною и до фунта весом». Такими свечами пользовались несколько лет. Возвращаясь из церкви, прихожане стремились донести домой страстную свечу так, чтобы огонь не погас. Для этого делали специальные фонарики из цветной бумаги или стекла. Пламенем страстной свечи нередко выжигали кресты на сволоке, воротах. Страстная свеча ставилась на стол после заутрени, горела под образами. Ее давали в руки тем, кто умирал, пасечники обкуривали ею ульи. Когда летом вдруг надвигалось грозовое облако, суеверные люди спешили зажечь страстную свечу, чтоб «гром хату не побил». Отсюда еще одно название страстной свечи – «громничная».И ясным днем, и поздним вечером живой трепетный огонек пасхальной свечи согревал сердца страждущих, дарил радость и надежду, указывал обновленную тропу заблудшим…Паска, кулич – к столу кличь!Нельзя представить Великий день без пасхального хлеба. На Украине его называют паской или бабой, у русских он известен как кулич. Паски пекутся разных размеров, имеют высокую круглую форму. Наверху кулича часто выкладывается из теста крест, его также украшают глазурью. Продукты для выпечки паски готовят заранее. Даже в самые голодные годы люди стремились оставить для праздника лучшей муки, накопить достаточное количество яиц, масла, сахара. Форма для выпечки кулича заполняется тестом лишь наполовину ее обьема, может быть, чуть больше. Готовность хлеба можно проверить, проколов его тонкой деревянной палочкой или спицей. Если тесто к ним не прилипает, значит, хлеб готов.Выпечка кулича, как и приготовление других обрядовых блюд, раньше было делом очень ответственным и поручалось опытным стряпухам. При выпечке соблюдались некоторые правила. На Закарпатье паску нужно было печь обязательно в рукавицах. На Харьковщине паски в печи накрывали платочком, который потом хранился для подкуривания от рожи. Считалось, что если верх хлеба западет, то кто-нибудь из семейства должен скоро умереть. После освящения куличей в церкви наперегонки неслись домой. Верили, что у того, кто быстро бегает, так же быстро будет расти хлеб, работа всегда будет спориться и дочери быстрее выйдут замуж. С кулича обычно начиналось разговление. Хозяин разрезал его на части и раздавал присутствующим, которые стоя принимали ломти. В некоторых местах раньше кулича сьедали по кусочку освященного черного хлеба.Рецепт кулича «Украинский». 4 стакана муки, 50 г дрожжей, 1/2 стакана растопленного сливочного масла, 1 стакан молока, 1 стакан сахара, 10 желтков, 1 ст. ложка миндаля, соль по вкусу. Тестом заполняют форму до половины объема, оставляют в теплом месте, пока подымется, и выпекают в духовке около часа.Окончание следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте