search
main
0

День самоуправления, или Как вырастить учителя

Воронежская педагогическая гимназия N 5 трижды становилась лауреатом конкурса “Школа года”, она же названа “Школой века”. Здесь есть свой президент, и не стоит удивляться, если в директорском кресле вы увидите одиннадцатиклассника. Он имеет на это полное право… один день в году!
В этой школе 900 учителей. Вы когда-нибудь видели школу с таким количеством педагогов на один квадратный метр учебной площади?! Это не шутка и не Всероссийское августовское совещание, хотя, конечно, без маленького пояснения не обойтись. Просто восемьсот с лишком из этих учителей пока еще маленькие, они только готовятся стать настоящими профессионалами, а остальные, которые повзрослее и поопытнее, обучают младших всем педагогическим тонкостям. И те, и другие занимаются своим делом с удовольствием, что дает хорошие результаты.

Педагогическая гимназия N 5 при Воронежском госуниверситете – явление для Воронежа уникальное. Доказательств тому великое множество, некоторые – на поверхности, другие беглому взгляду не заметны, но стоит только поинтересоваться, и вам все расскажут, покажут, совета попросят и свой дадут. Гимназию N 5 никак не упрекнешь в закрытости или недоступности, здесь рады гостям и готовы поделиться своим немалым опытом.
Начиналось все с 1985 года, когда в обычной тогда еще школе организовали два педагогических класса. Разговоры о профилизации на профессию только-только начинались, а в “продвинутых” воронежских школах было два предметных профиля – математика и иностранный язык. Гимназия сотрудничала с кафедрой педагогики и психологии госуниверситета, поэтому открытие педклассов получилось очень органичным, не надуманным. И уже в 87-м году был первый выпуск педклассовцев.
– В Москве первые курсы по организации и работе педагогических классов проходили примерно в 92-м году, – рассказывает Ольга Семеновна Ващенко, заслуженный учитель Российской Федерации, зам.директора гимназии N 5 по научно-методической работе. – У нас к тому времени уже было о чем рассказать. Ну и, конечно, хотелось послушать коллег, ведь людей собрали со всей страны. Встреча получилась очень интересной и полезной. Вот тогда-то, с 1992 года, у нас и организовалась педагогическая гимназия.
Она так и осталась гимназией при Воронежском госуниверситете. За последние годы связи с вузом расширились и окрепли, выпускники поступают на девять факультетов ВГУ, то есть на все, где есть педагогический профиль. Хотя и в другие вузы дорога гимназистам открыта. Когда в школах повсеместно стали создаваться профильные предметные классы, в гимназии поняли, что одной ориентации на педпрофессию мало, нужно и самим вводить дополнительный профиль – предметный. Первыми были два направления – историко-филологическое и физико-математическое. Сейчас их уже пять: гуманитарное (два класса), физико-математическое, математическое, химико-биологическое и психологическое.
Начальных классов в этой школе нет. Нет у нее и закрепленного микрорайона, откуда набирают детей учиться. Самые младшие гимназисты – пятиклассники. На занятия сюда приезжают со всего города, хотя расположена гимназия отнюдь не в центре. В самой старшей параллели получается по шесть классов – и десятых, и одиннадцатых, что для воронежских школ сейчас редкость. Вообще-то гимназия совсем не против того, чтобы иметь и свою начальную школу, но для этого нужны дополнительные площади, новое здание, что при нынешней городской экономике просто фантастика. Ежегодно гимназия набирает детей в пятые классы, затем в предпрофильные восьмые и потом в десятые. Ребята сдают экзамены, проходят собеседование. Система, как говорит Ольга Семеновна, в целом такова: пятые – седьмые классы – прогимназические. Задача этого этапа обучения – дать базис образования, все основные предметы как в общеобразовательной школе. А через факультативы дополнительно дается культурологический цикл – несколько предметов, которые изучаются в каждом классе. В пятом – “Культура моего народа”, в шестом – “Основы мифологии”, седьмой – “Шедевры мирового искусства”, восьмой – “История религий”, девятый класс – “Основы эстетики”.
– Такой культурологический цикл, – рассказывает Ващенко, – проходят все наши ребята.
– Это необходимо?
– Мы считаем, что учитель должен быть широко образованным человеком, если у него нет культурологической базы, то ему будет очень трудно общаться. Учитель постоянно работает в системе “человек – человек”, он должен уметь воздействовать, убеждать и очень много знать. Еще у нас с пятого по одиннадцатый классы идет предмет “Культура общения”. Он включен сейчас в региональный план, но мы начали его раньше. Цель – научить будущих учителей общаться, и для нас это одна из главных задач. Культурологический цикл идет в виде факультативов. Кроме этого, за счет школьного компонента мы ввели ритмику – час в неделю, добавляемый к обычным двум часам физкультуры. Смысл – раскрепостить мускулатуру тела. Если тело свободно, если вы легко и красиво двигаетесь, то вы уверены в себе, лучше владеете и мыслью, и общением.
С восьмого класса в гимназии начинается начальная профилизация, которая длится два года. Задача этого этапа не только дать ученику необходимые знания, но и помочь ему найти себя. Чтобы ребенок осознал, свое ли направление предметной профилизации он выбрал, чтобы понял, его ли это дело – физика с математикой, или ему лучше все-таки пойти в филологи или естественники. Важно определиться к девятому классу, тут еще можно изменить направление и выбрать другие предметы. В десятом уже идет глубокая профилизация, и там переход из класса в класс – проблема. Учебное время на профильные предметы увеличивается иногда на три, а то и на четыре часа в неделю, а на остальные, непрофильные предметы дают минимум часов. Однако, как говорят учителя, жизнь есть жизнь, и бывает так, что ребенок вдруг понимает: в математическом классе он учиться не хочет и вообще стихи начал писать и захотел в филологи. Что делать? Конечно, в середине десятого класса поменять учебный профиль сложно, но некоторые ребята это делают.
Что же касается педагогического цикла, он начинается с восьмого класса – с особого предмета “Игра и игровая деятельность”. Восьмиклассники изучают всевозможные виды игр и с ними идут в подшефные классы, чтобы научить младших. Старшие дети попадают в ситуацию лидера, руководителя, и, как говорит Ольга Семеновна, “мы начинаем решать проблему социализации личности”. Традиция шефства старших над младшими развита в гимназии очень сильно, и ей придается большое значение. Это своего рода начало учительства, возможность “распробовать на вкус”, что же это на самом деле такое – увлечь, научить другого. И еще идея в том, что педклассовец должен попробовать себя в разных ролях. На уроке он – помощник учителя, консультант, во время внеклассной работы – помощник воспитателя, руководителя кружка, вожатого. Все вместе это называется непрерывная педагогическая практика.
Между прочим, здесь не только президента выбирают, но и школьного директора, и завучей (всех! Как для первой смены, так и для второй), и даже учителей! Выборы настоящие – с плакатами, с программами кандидатов, даже с “пиаровскими” акциями. Участвуют в выборах гимназисты, они же и выставляют свои кандидатуры на директорское место, готовят собственные команды из завучей и учителей, они же обсуждают программы кандидатов и голосуют. После голосования, когда наконец выясняется, кто станет главным и какая у него команда, наступает второй этап работы. Новое начальство составляет школьное расписание, новые учителя разрабатывают свои темы уроков и внеклассных занятий. И вот, наконец, когда все готово, наступает он – долгожданный День самоуправления! Или, другими словами, последнее зачетное мероприятие в педагогической практике гимназистов.
– Проходит он у нас традиционно в середине марта, – объясняет замдиректора по воспитательной работе Маргарита Ефимовна Беликовецкая. – Все административные должности распределяются ребятами, вся учебно-воспитательная работа отдается гимназистам! И вот уже они, как настоящие учителя, сами заранее пишут конспекты уроков. Их собирают взрослые завучи и проверяют. Подготовить и провести урок целиком – дело нешуточное. Ведь надо все сделать так, чтобы тебя и дети восприняли, и чтобы ты успел все объяснить и уложиться по материалу.
Такие уроки дают, как правило, одиннадцатиклассники. Десятые классы помогают и могут заменить в случае чего. Они уже умеют, уже хотя бы в теории знают, что это и как это – учить. В старших классах гимназисты осваивают предметы педагогического цикла, которые ведут преподаватели университета. В 10-м идет предмет “Твоя будущая профессия”, а также “Психология” и “Основы теории и практики воспитания”. В 11-м классе в расписании появятся “Педагогика”, “Педагогическая технология” и “Основы теории и практики обучения”. Все учебные программы созданы стараниями преподавателей областного института повышения квалификации учителей и кафедры педагогики университета. В часах весь педцикл рассчитан на два урока еженедельно как в 10-м, так и в 11-м классах. В обычной школе это была бы просто “Технология”, а здесь сделали так.
– Десятые классы, – говорит Ольга Ващенко, – выходят на непрерывную педпрактику во всех младших классах, внеклассная работа в пятых – девятых курируется десятиклассниками. А одиннадцатые уже выходят на ведение урока. Сначала под руководством учителя делают фрагмент урока, а потом, во время Дня самоуправления, демонстрируют все свое мастерство!
В самом начале я говорила об уникальности этой гимназии и о множестве доказательств этого утверждения. Кое-что мне рассказали родители гимназистов. Например, о том, что эта школа, удаленная от элитных районов города, дает ребенку простого рабочего или небогатого служащего возможность почувствовать уважение к себе как к личности. Многие учителя здесь обращаются к детям на “вы”. Еще рассказали о научных конференциях учащихся, которые традиционно проходят в гимназии. Лучшие становятся участниками университетской конференции, причем ежегодно до 40 гимназистов, занимающихся наукой, награждаются всевозможными дипломами. В прошлом году из 844 учеников в предметных олимпиадах участвовали 618 человек, а итог такой: 27 призовых мест в районе и 10 в области.
И снова возвращаюсь к высказываниям родителей: “А вы с директором гимназии встречались, беседовали? Обязательно напишите про него, это необыкновенный человек! Всю свою жизнь посвятил детям и школе”.
Нынешней осенью Юрию Константиновичу Левину исполнилось 75 лет. Он историк, заслуженный учитель России, директор педагогической гимназии N 5. Его директорский стаж – 41 год! И все время в одной школе, которую он вырастил, как маленькое дитя, для которой собрал команду единомышленников и сделал все для того, чтобы каждый чувствовал себя здесь комфортно.

Татьяна МАСЛИКОВА
Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте