В номинации “Вдохновение и педагогический артистизм” были открытия и провалы, слезы и радость победы. Кто-то дал урок в полном соответствии с названием номинации. И было радостно видеть настоящее учительское вдохновение. Другой на занятии все время заглядывал в бумажку, где был написан текст… А дети скучали. Третий на защите концепции говорил одно, а на уроке показывал совсем другое. Ошибок было немало, и о них каждый конкурсант хорошо знает. Однако о недочетах постараемся сегодня не говорить. Поговорим о находках.
Наталья Александровна ЕВСТИФЕЕВА, учитель начальных классов СШ N152 г. Челябинска, сумела с первых минут своего открытого урока найти общий язык с малышами. Мягкая интонация, спокойный, ровный стиль общения, без сюсюканья. Детям явно было интересно отвечать на вопросы учительницы. Потому что речь шла о том, что происходит за окном, – о погоде, о природе, об осени. Наталья Александровна принесла с собой лист клена.
Учительница: Все изменяется в природе. Еще вчера этот листочек висел на веточке дерева и раскачивался, а сегодня утром я подобрала его на земле, и он был мокрый. Я любовалась его красотой.
По просьбе учительницы ребята сравнили вчерашнюю и сегодняшнюю погоду. Наталье Александровне повезло: перед конкурсным уроком был последний теплый сентябрьский денек, а наутро сильно похолодало, пошел дождь. Было что сравнивать.
Учительница: Какие изменения произошли в живой природе?
Дети: Животных стало меньше на улице, некоторые животные погибают.
Девочка: У меня есть кот. Я заметила: летом, когда было тепло и солнечно, он прыгал и бегал по всей квартире. А сейчас он больше спит.
Учительница: Самое главное изменение за сентябрь.
Дети: Деревья сменили окраску. Цветов не стало. Опадают листья.
Учительница: Почему я вам на урок принесла только один листочек? Могла принести целую ветку.
Дети: Вы могли сорвать целую ветку, но не решились. Вы знаете, что растениям все хуже и хуже становится.
Так челябинская учительница незаметно перешла к теме урока: “Охрана природы”.
Сильная сторона Натальи Евстифеевой – творческие задания, опора на детские наблюдения за природой. В младших классах текст учебника ребенку скучен. Поэтому Наталья Александровна задает своим малышам графические диктанты, составляет викторины и кроссворды, разработала пособия “Календарь погоды” и “Пчелкины задания” – интеграция математики, письма и природоведения.
Учитель музыки Валерий КОЛОДА уже двадцать лет работает на Севере, из них последние пять – в Певеке Чукотского автономного округа, в школе N 2 с углубленным изучением отдельных предметов. На защите педагогической концепции Валерий Федорович рассказал, что Чукотка – уникальный край со своей национальной музыкальной культурой: “Каждый регион Чукотки имеет собственную музыкальную изюминку. Переезжая из района в район, общаясь с музыкантами, с бабушками-дедушками, которые ни года, ни дня рождения своего не знают (“родилась, когда две луны прошло”), слушая, как они исполняют свои личные песни, я прихожу к мысли, что еще недостаточно накопил опыта, чтобы это систематизировать, обобщить, создать собственную программу. Но поиск идет постоянно”.
А когда-то у Валерия Федоровича была идея объединить русскую и чукотскую национальную музыкальную культуру. Пока он не понял, что это невозможно: “Простейший пример – голосовой аппарат северных народов не воспроизводит полноценно напевность, протяжность русской народной песни. Для чукотского ребенка естественны горловое пение, покрикивание, близкое к оленьему, крик чаек. Аналогично русским детям недоступна чукотская национальная песня. Эти культуры должны идти параллельно и пересекаться в некоторых точках соприкосновения”.
Валерий Колода – талантливый исполнитель. И это свое качество он активно “эксплуатирует” на уроках. “У меня есть устоявшаяся традиция. Если мы используем фонограмму, то я ее потом дублирую в собственном исполнении. Ребятам важно почувствовать эмоциональность живого исполнения, увидеть выражение глаз, мимику, движение рук. Самое главное – чтобы дети слушали живую музыку”.
В Татарстане, где живет и работает учитель ОБЖ Матюшинской средней школы Ильгизар ГАДЕЛЬШИН, “Основы безопасности жизнедеятельности” – обязательный предмет со второго класса. А права на вождение велосипеда дети получают не с 14 лет, как по всей России, а в 12. Понятно, почему Ильгизар Анварович проводил занятие в третьем классе, а темой урока выбрал “Правила безопасной езды на велосипеде”. Ильгизар Гадельшин выбрал беспроигрышную методику проведения урока у малышей – игровую. Превратил урок в путешествие, а этапы занятия назвал остановками “мыслелета” – универсальной машины для воображаемых передвижений. Первая станция – исторический музей, вторая – станция проката велосипеда. Затем пост ГИБДД, экологический контроль и контрольный пункт – подведение итогов урока. К сожалению, побывать везде московским малышам не удалось – учитель не рассчитал время. Но то, что педагог и ребята успели сделать, вызвало только восхищение, в первую очередь самих третьеклассников.
Учитель: Закройте глаза. Теперь можете открыть.
Дети: Ой!!
Учитель (в образе “ученого” – в мантии и черной шапочке): Я хранитель музея велосипеда. Сегодня я расскажу вам, ребята, как создавался велосипед. День рождения велосипеда отмечается 15 сентября, потому что именно в этот день в 1801 году русский кузнец Ефим Артамонов изобрел первый в мире велосипед с педалями, рулем, поворачивающимся колесом. Слово “велосипед” означает “быстрые ноги”. Я, ребята, честное слово, горд, что первым велосипед изобрел русский человек.
Театрализацию Ильгизар Анварович использует постоянно. Хохоча над героями, в которых перевоплощается учитель, ребята легко усваивают нужную информацию. А знания используют в самых серьезных, нешуточных ситуациях. Этим летом ученик Ильгизара Гадельшина, одиннадцатиклассник, спас маленькую девочку, которую родители оставили на речке без присмотра.
Преподавательница французского языка Мари-Турекской СШ Республики Марий Эл Юлия ПИНАЕВА – одна из самых обаятельных участниц конкурса. Она умеет создавать вокруг себя атмосферу покоя и радости. Когда на защите концепции Юлия рассказывала о своем кабинете, верилось, что ребятам в нем уютно. Парты стоят полукругом, так что каждый ребенок видит друг друга. На стенах репродукции картин французских художников. Много цветов. Юлия Александровна активно использует на уроках средства эстетического воспитания. Отрабатывая лексические единицы, ребята сочиняют стихи – про щенка, про попугая. На уроке страноведения в десятом классе ученики не только читают обязательный текст о Париже, но слушают песни в исполнении неповторимой Эдит Пиаф. Голос “парижского воробышка” вводит подростков в мир французской культуры. 6-й класс. Тема урока – “Времена года”. На доске репродукция картины художника Бакшеева “Голубая весна”. Юлия Александровна рассказывает (естественно, по-французски) о весне и просит ребят проиллюстрировать услышанное. Юлия Пинаева признает: “Я не придумала ничего нового – музыка, произведения искусства, поэзия. А надо ли? Ведь эти средства прошли проверку временем. Методы, приемы, формы обучения – здесь мое поле деятельности”. И она права!
Оксана РОДИОНОВА
Комментарии