search
main
0

День про плетень

Такое необычное название получил праздник мастеров и мастериц

Фестивали ремесленников давно стали в музее-заповеднике «Кижи» традиционными. Однако не перестаю удивляться тому, что каждый раз организаторы придумывают что-то новое, чтобы поразить многочисленных гостей своей неуемной фантазией. Вот и в эти погожие июньские дни с большим размахом прошла ассамблея «День про плетень». В течение двух дней гостей знаменитого на весь мир острова знакомили с разными видами древнейшего рукоделия – плетения. Все только дивились, сколько же существует самых разнообразных техник плетения – от обычных поясов и корзин до бисероплетения.

Боярыня, да и только!

Лето на острове для гидов-экскурсоводов – горячая пора. Три экскурсии в день становятся нормой. Впервые за несколько лет работы здесь мне довелось провести и четыре экскурсии. Сожалею, что из-за недостатка времени не удалось побывать на мастер-классах по бисероплетению, плетению узлов и других. Но все же с некоторыми мастерами-ремесленниками вместе с туристами мы во время экскурсий встретились. Наблюдали за их работой, постигая сложные ремесла, которыми они так виртуозно владеют.

В доме зажиточного крестьянина Нестора Максимовича Ошевнева, в светлой парадной, именуемой с XIX века залой, необычным для нашего времени ремеслом – плетением украшений из бисера – занималась ведущий специалист сектора ремесел музея Марина Гусева.

– У нас сегодня необычный день, – улыбается Марина Михайловна. – Я демонстрирую, как в старину девушки плели бусы из бисера.

Мы узнаем, что вначале использовали жемчуг, но в конце XIX века крестьяне уже покупали бисер, потому что жемчуг был очень дорогой, да и промысел, связанный с его добычей, пошел на спад. Бисер приобретали в Чехии или Венеции, да и в России на Ломоносовском заводе тоже выпускали отечественный цветной бисер.

Мастерица раскрывает нам некоторые профессиональные секреты. Рассказывает, что, как и в старину, она нанизывает бусы на конский волос, хотя в наше время легче использовать леску, потому что она прочная, а любая работа, связанная с вышивкой или плетением, требует хорошего натяжения. Показывает, что некоторые волосины в процессе работы обломались, их придется надставлять. Зато все делается по старинке.

– Вот из этих шести волосин я беру две, – рассказывает и показывает сам процесс Марина Гусева. – На одну насаживаю три бисеринки, на другую – две. Переплетаю их между собой, получается квадратик. Это плоскостное плетение. А другое – уже по кругу. Я всякий раз каждый лепесточек свожу.

Для показа туристам у мастерицы на столе разложены разные украшения. Особенно привлекает внимание образец ожерелья из трех нитей ажурных бус, которые собраны на твердые палочки. К ним можно привязать ленты и завязать.

Марина Гусева говорит, что жемчуг был настолько дорог, что не на весь обхват шеи делали такие ожерелья, а только на ту часть, которая на виду. Спереди-то все видно, а сзади получается, что платком закрыто.

Мастерица показывает нам еще одно ожерелье, оно сделано уже по образцу XVIII века. Украшение под стать царской или боярской одежде. Воротничок расшит дорогими каменьями и крупным жемчугом. Наденешь такое ожерелье, и сразу понятно, что невеста самая богатая. Таким дорогим одеянием девушка привлекала сватов, ведь ее внешний вид говорил не только о красоте и богатстве, но и об ее умелых руках. А это особенно ценилось в Заонежье. К невестам-мастерицам и в семье относились благосклоннее, ведь сразу после свадьбы невеста попадала под власть свекрови. Владение ремеслом могло принести еще и доход в семью.

 

Корзины корзинам рознь

С древних времен крестьяне плели изделия из разных растительных материалов: корней, лучины, гибких веток деревьев, лыка, соломы, дикорастущих и культурных злаков. Из конопляных и льняных волокон умели плести сети и орудия лова, вить веревки и даже делать лапти. Почти каждый хозяин умел плести корзины из сосновой лучины и бересты. Из лозы плели мебель, сундуки и ящики для одежды. Редкой, но очень интересной является техника плетения сосновым корнем. Текстиль как очень пластичный материал тоже использовался в плетении.

Мне довелось в жизни видеть разных мастеров по изготовлению корзин, но такого виртуоза с превосходной техникой плетения я видел впервые. На предмостье большого амбара возле дома Ошевнева с раннего утра разложил свои необычные корзины Николай Сысоев. С группой туристов из Москвы мы подошли к мастеру, чтобы посмотреть его изделия и узнать подробности ремесла. Прямо на наших глазах Николай Анатольевич, попутно рассказывая, за несколько минут изготовил круг­лую корзину.

– Для крепления конструкции, в частности обруча, использую скрепки, – поясняет мастер. – Скрепка держит на растягивание, не позволяет обручу увеличиваться в размерах. Мягкая проволока делает плотной подгребание одного края обруча в другой. Идеально, когда обручи входят друг в дружку. Корзинка может быть разной глубины, она регулируется поднятием обруча.

В руках мастера будущее изделие меняется на глазах: появляются одно, второе, третье ребро… Их должно быть четыре или пять. Если их число увеличить до шести, то размер корзинки увеличится. Николай Анатольевич акцентирует внимание на том, что боковое ребро не должно выступать за край, иначе изделие потеряет симметрию и красоту.

Туристы – народ любознательный, спрашивают обо всем. Предугадывая часто задаваемые вопросы, Николай Сысоев поясняет, что для изготовления корзин можно использовать рябину, черемуху, но лучше всего подходит ива. Она соответствует требованиям гибкости, а когда высохнет – прочности. Инструменты самые простые: пассатижи, шило, острый нож и ножницы. Слушая мастера, начинаешь понимать, что в любом деле, как ни банально это звучит, главное – осознание процесса, которому посвящаешь так много времени и сил.

 

Трава для уюта

В южной части острова Кижи, на площадке праздника, посетителей ожидала ярмарка изделий от именитых мастеров. Здесь можно было приобрести сувениры на память, ознакомиться с различными техниками плетения, с разнообразными материалами, услышать рассказ о ремесле.

С хозяйкой мастерской Flanel & ko Ольгой Сускиной мы на этой ярмарке и встретились. В короткую паузу между экскурсиями я заглянул в Кижскую гавань – традиционное место проведения многих музейных праздников и фестивалей. Ольга смущена вниманием к ее персоне, но когда заходит разговор о ее любимом занятии, оживляется и увлеченно рассказывает:

– Я работаю с джутом, хлопковым шнуром, с натуральными тканями изо льна и хлопка, бумажной лозой. Плетением занимаюсь около трех лет. Выставляюсь на ярмарках, стараюсь не пропускать «Винтажный цех», фестиваль «Синий коридор». С удовольствием приехала в Кижи показать свое мастерство.

Некоторые слова мастера плетения мне не совсем понятны, приходится переспрашивать. Заказов у Ольги много, люди стараются для своего быта и интерьера подобрать нужный цвет и размер изделий. Это сумки, подставки, корзины, элементы декора, плетеные часы и игрушки.

От разнообразия предметов на выставочном столе мастерицы глаза разбегаются. Здесь представлена только часть из них. Девушки и женщины с удовольствием покупают сумки, сшитые из джута и хлопкового шнура или сплетенные из бумажной лозы. Оказывается, большие корзины можно не только сплести, но и сшить из джута. Комбинируя различные материалы, рукодельница добивается эффекта, отвечающего запросам изысканных модниц. Комбинации самые разные: керамика с бумажной лозой, джут с бумажной лозой, джут со шнуром.

– Джут – это трава, применяется в строительстве, – поясняет мастерица. – Я ее использую для создания уюта, интерьера.

Ольга всю жизнь занималась рукоделием, шила, вязала. Говорит, что не может без этого. Увидела в Интернете сшитые корзины из джута и загорелась обучиться этому мастерству. На онлайн-курсах получила навыки по плетению из бумажной лозы и стала заниматься, пошли заказы. Чаще всего покупают изделия из бумажной лозы: небольшие корзинки для хранения чеснока, лука, сухарницы для печенья и конфет. На ярмарке как горячие пирожки разлетелись подставки из бумажной лозы и сшитые из джута.

 

Гуляет ярмарка

Кроме кижских и карельских ремесленников на фестиваль-ярмарку приехали мастера из Архангельской и Вологодской областей, Поволжья. Какой же праздник без музыки! Когда я подходил к Кижской гавани, заливисто играла гармонь, потом ее сменила балалайка. И уже под ее задорную мелодию участницы фольклорного ансамбля музея-заповедника «Кижи» начали петь частушки.

В этот и на следующий день в южной оконечности острова звучали и русские народные, и карельские песни. Участницы ансамбля занимали гостей играми, вовлекали в хороводы и танцы. Народ веселился с размахом. Гулять так гулять!

Наиль ШАБИЕВ, о. Кижи, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте