Ровно без пяти девять утра министр образования Москвы Исаак Калина вошел в здание префектуры Северного округа и удивился: «А где народ?»
Народ спал, был занят делами и не догадывался, что встречи с ним ожидает министр Правительства Москвы, чтобы ответить буквально на все вопросы о деятельности столичной системы образования. Нет, конечно, информацию о будущей встрече получили все жители Северного округа (на это поработали многие сайты и СМИ), но если честно, то никто по-настоящему не верил, что Калина приедет, да еще чуть раньше объявленного времени.Сегодня уже стало привычным рассуждение о том, что у чиновников высшего звена мало времени на встречи с населением: дескать, дела государственные заставляют трудиться чуть ли не сутками напролет, не до диалогов. У московских чиновников – есть время, нет времени – встречи все равно идут по графику, предписывающему раз в месяц встречаться и давать ответы на вопросы столичных жителей то в одном, то в другом округе. Люди на встречи с Калиной ходят, вопросы задают, ответы получают. Так было до сих пор, все шло по привычной колее, но на одном из последних административных совещаний в Департаменте образования Исаак Иосифович вдруг предложил проводить встречи по-другому, так, чтобы стали отвечать на вопросы жителей вместе с ним специалисты из разных управлений департамента и окружного управления образования, после чего вечером пусть проходит и традиционная встреча. Так-де и охват населения будет шире, и ответов удастся дать больше, и много информации о действительном положении дел получить от москвичей. Словом, возникла идея о своеобразном эксперименте в Северном округе, который, судя по тому, как он прошел в минувшую среду, для Департамента образования теперь станет практикой. Во всяком случае, на вечерней встрече народа с Калиной в САО прозвучали предложения от нескольких выступающих жителей – пусть руководители и других департаментов правительства Москвы также организуют свои приезды в округа. (При этом я подумала, как же рады будут этому руководители других департаментов!)Честно говоря, как и другие, я думала, что день отработают исключительно специалисты, а сам Калина приедет ближе к вечеру. Но не тут-то было: когда я приехала к четырем в префектуру САО, выяснилось, что Исаак Иосифович принимает население вот уже какой час, причем с 9 до 14 шло постоянное и плавное увеличение посетителей, а к четырем часам выстроилась очередь желающих пообщаться один на один с руководителем столичного образования, причем никакого фильтра, отбора (этого – пускать, этого – ни за что) или предварительной регистрации не было. Кто пришел, тот и мог попасть на прием.Удивительно, но за столь короткое время был придуман и реализован целый процесс: за столами в фойе префектуры сидели представители образовательных организаций Северного округа и каждый житель мог ознакомиться со школой в своем микрорайоне, узнать о перспективах ее развития, задать вопросы. Дальше можно было пройти к специалистам. Трудно сказать, со сколькими жителями смогли поговорить начальник Северного окружного управления образования Ольга Сусакова; заместители начальника Управления организации обучения и воспитания в общем образовании Департамента образования Москвы Мария Цапенко и Надежда Васильева; исполняющий обязанности руководителя дирекции ДОгМ Константин Криворучко; руководитель территориальной группы городского Методического центра Галина Демина; председатель окружной организации Общероссийского профсоюза образования Наталия Шулейкина. Москвичей интересовало дошкольное, начальное, основное, среднее общее образование, новое строительство школ и детских садов, капитальный ремонт, методическое сопровождение педагогических работников, защита прав педагогических работников. Проблемы решали на месте, давали ответы на вопросы, некоторые вопросы ставили на контроль Северного окружного управления образования и Департамента образования. Все было замечательно, но меня, понятно, все же интересовало, как ведет прием сам Исаак Калина.Я прошла чуть дальше к кабинету, где сидел Исаак Иосифович, и неожиданно встретилась со старой знакомой. Оказалось, что первый заместитель губернатора Псковской области Вера Емельянова, узнав о таком мероприятии, решила тоже приехать с представителем Великих Лук на прием к Калине и задать свой вопрос. Дело в том, что еще до того, как Исаак Иосифович возглавил Департамент образования Москвы, тогдашний начальник Управления образования Псковской области Вера Емельянова и Западное управление образования ДОгМ подписали соглашение о межрегиональном сотрудничестве. С тех пор, как говорится, много воды утекло, Вера Васильевна стала первым заместителем губернатора Псковской области, Исаак Иосифович – московским министром образования, сотрудничество успешно развивалось, но уже настало время внести новые ноты в сотрудничество, об этом и договорились на этот раз Емельянова с Калиной.Расставшись с Верой Васильевной, я пристроилась в хвост очереди у кабинета, где был Исаак Иосифович. Что мне сразу понравилось: никто не спрашивал, кем и где работают стоящие в очереди, может быть, поэтому желающие попасть на прием очень охотно рассказывали о проблемах, с которыми пришли. Проблемы были разными, правда, некоторые из них можно было бы решить в школе, не обращаясь к министру. Одна из посетительниц – бабушка ученицы начальной школы – пришла пожаловаться… на родительский комитет, который присылает ей SMS с требованием сдать 2000 рублей на покупку мешков для мусора и салфеток. Недолго постояв в очереди и еще раз подумав, бабушка отправилась восвояси, все же поняв, что решить проблему может только вместе с родителями того класса, где учится ее внучка. Но прежде чем расстаться, мы обсудили статью Евгения Ямбурга, опубликованную в одном из последних номеров «Учительской газеты», в ней Евгений Александрович, по сути дела, отказывает бабушкам и дедушкам в праве заниматься не только воспитанием, но и проблемами обучения внуков, вместе повозмущались позицией педагога и договорились создать свой совет бабушек и дедушек, чтобы отстаивать наши права. А что, мы еще очень даже ничего, сил и характера хватает, глядишь, еще окажемся полезными школам.Между тем очередь продвигалась, и в конце концов как жительнице Северного округа мне удалось проникнуть в кабинет, чтобы услышать, о чем же разговаривает с посетителями Исаак Иосифович. Поскольку разговоры были личными, записывать имена, адреса я не могла.Первыми при мне зашли две сравнительно молодые женщины. Одна из них протянула бумагу Исааку Калине. На вопрос «Что это?» ответила: «Призыв отправить вас в отставку, который подписали несколько тысяч человек в Интернете!» «Зачем вы принесли мне ее?» – спокойно спросил Калина. «Чтобы вы ушли в отставку добровольно!» – ответила посетительница. Оказывается, бывают и такие ситуации. Не знаю, как я повела бы себя в этом случае, будь министром, но Исааку Иосифовичу хватило выдержки. «А еще какие-то вопросы у вас есть?» – спросил он. Вопрос был: почему продленка стала платной, почему раньше в бюджете программы «Столичное образование» деньги на продленку выделяли, а теперь нет. Если в первом случае было бесполезно указывать на ошибочные тезисы бумаги, подписанной в Интернете, то во втором информация собеседнице была дана сразу. Дело в том, оказывается, что деньги на продленку выделяли несколько лет назад, когда еще не все школы получали повышенный норматив в 123 тысячи рублей на ученика (одни работали в рамках пилотного проекта по разработке новой системы оплаты труда и новой системы нормативного финансирования, другие – нет), и эти бюджетные средства компенсировали разницу. Когда же все стали получать повышенный норматив, денег на продленку школам должно было хватить. И, кстати, хватает, только 19 школ столицы обратились к учредителям – окружным управлениям образования – с просьбой разрешить взимание платы за продленку и утвердить сумму этой платы. (Если кто-то берет деньги без утверждения, то это нарушение, за которое накажут, если родители, что называется, назовут, «пароли, адреса, явки».) После объяснения я подумала, что на этом разговор закончится, но вторая посетительница задала вопрос о работе психолого-медицинской педагогической комиссии. У нее было предложение разместить на сайте Департамента образования информацию о том, какие шаги должны сделать родители, для того чтобы привести ребенка на эту комиссию. А потом еще одно – как сделать доступной в архиве запись традиционного селектора Департамента образования. Словом, разговор, начавшись с потенциальной конфронтации, закончился все же на позитивной ноте.Следующую посетительницу волновало нарушение ее прав. До создания одного из образовательных комплексов она была весьма успешной заведующей детским садом – участником проекта ЮНЕСКО по дошкольному образованию. Ее детский сад вошел в комплекс, она успешно прошла аттестацию на должность руководителя, после чего ее попросили поработать в одной из прогимназий, в которой был конфликт с управляющим советом. Этот совет, весьма своеобразно трактовавший свои права, разослал столько писем-жалоб, что в конце концов в прогимназию зачастили проверяющие. В результате жалобщики забрали своих детей и ушли в другие школы, а в прогимназии остался только один первый класс, и сегодня родители приняли решение о том, что прогимназия должна войти в один из близлежащих образовательных комплексов. Решить все возникшие проблемы Исаак Калина, разумеется, сразу не мог, ведь разные стороны всегда по-разному интерпретируют суть конфликта, поэтому взял все документы и пообещал разобраться. С верой, что все будет решено по справедливости, посетительница покинула кабинет.А ее место за столом заняли сразу два директора школ, объединяющихся в образовательный комплекс. Вопрос у них был один – разработали программу и хотели, чтобы Калина на так называемой волонтерской основе выступил ее экспертом, все же когда-то тоже был директором школы. Программу Исаак Иосифович положил в папку, пообещал прочитать и дать оценку.Изначально было обещано давать ответы до 18.00, пора было заканчивать, но тут пришел председатель родительского комитета одной из школ, не принять которого министр просто не мог. Здание школы находится на капитальном ремонте, на 70 процентов тот выполнен, а дальше подрядчики дело застопорили. Что делать? Тут уже был приглашен и.о. руководителя дирекции и совместно выработан конкретный план действий.А в это время в большом зале префектуры собрались жители Северного округа, чтобы задать свои вопросы или послушать ответы на вопросы других. В зале было много депутатов, приехали депутаты Мосгордумы – директора школ, депутат, народная артистка России Надежда Бабкина. Народные избранники сидели и слушали, что-то записывали. А вот депутаты-муниципалы задавали много вопросов: о том, как вернуть в школу учителей труда, как готовить юношей к службе в армии, как решать проблемы детей с ОВЗ, нужно ли вводить бесплатные обеды для тех, кто остается в продленке.Поздно вечером закончилась встреча с жителями, и теперь можно сказать, что эксперимент в Северном округе удался. Помимо всего прочего он показал, что практически нет былых общих проблем, которые добавляли в общение с власть имущими оттенок скандала: по приему в детский сад и первый класс, по объединению в комплексы, по судьбе коррекционных школ, по финансированию, по поставке учебников и оборудования, по ремонту и благоустройству территорий. Вопросы были в основном личными, в том числе по разрешению конфликтов и соблюдению прав педагогических работников. А это значит, что наконец-то деятельность системы образования за четыре последних года вошла в нормальную колею и теперь можно говорить исключительно о ее дальнейшем развитии.(«Учительская газета», №5 от 3 февраля 2015 года)
Комментарии