Каждая инновационная школа инновационна по-своему. Вот только не каждая готова распахнуть двери для всей Москвы, для всех своих коллег, причем без исключения, для всех управленцев, всех проверяющих, оценивающих. Для того чтобы поступить так, нужно, во-первых, обладать невероятной смелостью, во-вторых, быть абсолютно уверенным в коллективе, который способен показать высокий класс мастерства, в учениках, которые способны продемонстрировать высокий уровень обученности и воспитанности. Все эти качества и продемонстрировала на аккредитации, прошедшей в прямом эфире, проще говоря, в Интернете, директор лицея №1564 Татьяна СМИРНОВА.
Татьяна Владимировна уже не раз проявляла недюжинную выдумку и смелость. Это она решилась несколько лет назад на такую прямую виртуальную аттестацию, когда ученики лицея под пристальными взглядами камер выполнили контрольные работы и получили потом высокие оценки. Все могли видеть, насколько объективно дети заслужили эти оценки, ведь наличие камер не давало учителям ни малейшего шанса на то, чтобы подсказать ученику или даже выполнить за него какие-то задания, а ведь оценки учеников как раз и показывали результаты работы педагогов. Тогда нашлись чиновники, которые стали говорить о том, имела ли Смирнова право на такую демонстративную проверку, дескать, не нарушила ли она права детей. Пришлось воспользоваться услугами уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, чтобы успокоить критиков: такая проверка не только не нарушила, а, наоборот, помогла детям продемонстрировать, что их право на качественное образование было соблюдено в полной мере.
И вот снова инновация, и снова смелость, которая могла дорого обойтись директору и ее коллективу, ведь не пройди лицей аккредитацию, чиновники могли поставить вопрос: быть или не быть этому учебному заведению?
В виртуальном пространстве работали четыре площадки. Одна в здании городской службы лицензирования и аттестации образовательных учреждений, педагогических кадров и учащихся Департамента образования, где, собственно, и находились эксперты во главе с начальником службы Гелией Батраковой. Им нужно было не только следить за происходящим, но и оценивать каждое слово аккредитуемых. На второй площадке – в Северо-Западном окружном управлении образования – находились специалисты во главе с начальником управления Ириной Булановой. Уж не знаю, осознавали ли сотрудники управления то, что аккредитацию проходит не только лицей №1564, но вместе с ним и весь округ (ведь этот лицей, участник проекта «Строим школу будущего», – одно из лучших инновационных образовательных учреждений округа, ставшее победителем конкурса в рамках нацпроекта «Образование»). На третьей площадке собрался педагогический коллектив лицея. А вот четвертая площадка была поистине самой главной – здесь отдельно от взрослых (чтобы не влияли и не давили) собрали учеников. Можно уже сказать, что выступления, прозвучавшие с этой площадки, были и самыми важными, и самыми интересными. Видно было, что никто детей предварительно не готовил, не писал им текстов, не проверял, что же они скажут. Было очень хорошо видно, как там, в библиотеке лицея, ученики буквально дрались за то, чтобы взять микрофон и высказать свое мнение. Все их слова были правдой, и может быть, даже ради того, чтобы услышать это непредвзятое детское мнение, и стоило затевать этот разговор в прямом эфире.
После приветствий Гелии Батраковой и Ирины Булановой и началась собственно презентация работы лицея №1564, которая идет в рамках темы «Формирование информационной культуры через внедрение компьютерных технологий в учебный процесс». В лицее есть четыре профиля: информационно-технологический (с углубленным изучением математики и информатики), социально-гуманитарный (с расширенным изучением истории и обществознания), социально-экономический (с расширенным изучением алгебры, географии и ИКТ), художественно-эстетический (с расширенным изучением изо, МХК и ИКТ). Четыре разных профиля помогают удовлетворить самые различные запросы учеников, но сшивают образовательное пространство лицея в единое целое информационные технологии, которые гармонично входят и целенаправленно, естественно используются в каждом из профилей. Причем используются прежде всего для того, чтобы каждый лицеист имел возможность заниматься творческой деятельностью. Каждый из учеников за учебный год выполняет два мультимедийных проекта, представляя их на защиту. Это может быть мультимедийное выступление в 7-м классе, компьютерная графика в 8-м классе, гипермедиасочинение и флеш-анимация в 9-м классе или создание видеоклипов и WEB-сайтов в 10-м классе. Дети на полном серьезе создают свои учебные пособия, электронные учебные пособия и даже учебники, например, они выполнили замечательный виртуальный учебник по ОБЖ. Кстати, за активное участие в пропаганде безопасности на дорогах Управление ГИБДД ГУВД по городу Москве наградило лицей своим дипломом. Можно сказать, что все средства, получаемые лицеем по грантам или после победы в конкурсе в рамках нацпроекта «Образование», Смирнова тратит с толком: на приобретение компьютерной техники, ведь именно это обеспечивает ребятам возможность работать и создавать информационные продукты, работать с интерактивными учебниками и такими программами, как «Живая математика», «Живая физика», «Компас 3D». Сегодня в лицее есть 5 компьютерных классов, автоматизированы все рабочие места учителей, работают 3 мобильных класса с ноутбуками, создан класс тестирования, а все компьютеры объединены в локальную сеть с выходом в Интернет. К слову, готовить ребят с помощью компьютерной техники к грядущему ЕГЭ тут начали задолго до того, как стали обязательными эти экзамены по русскому языку и математике. Не случайно в прошлом учебном году по результатам сдачи ЕГЭ по математике и русскому языку уровень обученности выпускников составил 100%, а Департамент образования прислал лицею благодарственное письмо за участие в проекте электронного тестирования. Электронный журнал с SMS-рассылкой информации родителям лицеистов тоже вошел в практику лицея уже давно, как и работа с ведущими учеными на портале «Эпистемотеки», как мониторинг качества текущей, промежуточной, итоговой аттестации в режиме on-line (вот, кстати, ответ на вопрос, почему Татьяна Смирнова решилась на виртуальную аккредитацию лицея – виртуальный мониторинг тут стал привычным для всех, а не чем-то из ряда вон выходящим). Не случайны тут победы учеников на самых престижных окружных, городских и даже всероссийских турнирах. Чего стоит, например, то, что 31 лицеист в прошлом учебном году победил на Всероссийском Ломоносовском турнире.
Но аккредитация – дело серьезное, поэтому после презентации, проведенной лицеем, телемост сразу приобрел черты сложного экзамена. Не случайно моменты, когда эксперты задавали вопросы, назывались экспертными раундами. Точно так же, как на боксерском ринге, партнеры стараются нанести точный удар, эксперты «наносили вопросы», которые должны были найти не только сильные, но и слабые стороны в деятельности лицея. Вопросы задавали Гелия Батракова и ее заместитель Сергей Шариков, руководитель Московского городского центра качества Ольга Держицкая, представители всех округов, которые выполняли роль строгих экспертов. Но все учителя и ученики лицея, что называется, держали удар и удачно отвечали на все вопросы. После трех экспертных раундов по 25 минут каждый телемост завершился.
Конечно, аккредитация – это не только ответы на вопросы, но и серьезное изучение документов, планов, программ и всего того, что необходимо, чтобы сделать вывод, достойно ли данное образовательное учреждение своего статуса, успешно ли оно ведет свою деятельность. Лицей №1564 успешно прошел аккредитацию, високосный год не стал для него неудачным. Это заслуга и директора лицея Татьяны Смирновой, и педагогического коллектива лицея, и учеников, которые не подвели своих наставников. Остается теперь ожидать, кто будет таким же смелым и пойдет тем же путем, что и этот замечательный лицей, которым по праву может гордиться и Северо-Западный округ, и в целом все московское образование.
Комментарии