Работа учителя не такая тяжелая, как работа шахтера или сталевара. И это правда! Мы не даем уголь на-гора, не стоим у доменных печей. Но мы, педагоги, учим и воспитываем тех, кто будет это делать. Это наши ученики выращивают хлеб, защищают рубежи Родины, охраняют правопорядок, работают на токарных станках, лечат людей и т. д. Мы, преподаватели, даем человеку знания, которые помогут ему занять достойное место в жизни. Именно поэтому профессия учителя столь важна для общества. Люди, не знакомые со спецификой работы педагога, считают ее достаточно легкой.
Школьные будни
Мой будильник всегда звенит в 6.30. Завтракаю на скорую руку и, схватив портфель, бегу в родную школу. Пресловутая пандемия коронавируса внесла свои поправки в мой распорядок. Согласно графику мне вместе с коллегами приходится стоять на входе и измерять температуру у детей. Конечно, это не наша обязанность. Но больше этим заниматься некому. Роспотребнадзор указал, отдел образования приказал, а директор попросил. И вот мы с «пистолетами» в руках встречаем детей на порогах учебного заведения.
В 8.00 прозвенел звонок. Оставляю свой пост и отправляюсь на урок. Пятиклашки – это самые главные мои ученики. История для них предмет новый. Моя задача как учителя – сделать эту учебную дисциплину самой любимой для пятиклассников. Что я только не вытворяю во время урока! Показываю, как ходил древнейший человек, тревожным голосом рассказываю об опасностях, которые встречались нашим предкам на каждом шагу. Могу пробежаться по классу, изображая первобытного охотника, который гонится за мамонтом. Разыгрываю целые театральные представления. Ученикам интересно, и они засыпают меня вопросами. Ответить нужно на каждый, ибо любопытство есть признак интереса. А интересы нужно удовлетворять. Звенит звонок с урока, а пятиклассники и не думают идти на перемену. Наперегонки пытаются рассказать мне о том, что сами знают о первобытном мире.
Следующие два урока у меня в 8-х классах. Эмоционально перестраиваюсь на более взрослый возраст и на совершенно другой предмет. Будем изучать обществознание. Учителя знают, что в 7-х и 8-х классах вести занятия нужно по-особому. Переходный возраст в самом разгаре. Подросткам психологически сложно дается переход из детства во взрослую жизнь. И это, конечно, накладывает свой отпечаток на преподавание учебного материала и общение со школьниками. Самое главное на уроке – не только объяснить тему, но и вовлечь всех учеников в работу. Все сорок минут восьмиклассники должны трудиться. У них не должно быть времени на шалости. В этом залог успеха ребенка в трудном возрасте. После таких уроков мои беспокойные восьмиклашки и я, их учитель, выжаты как лимон.
Прошло всего лишь три урока, а усталость уже чувствуется. Но до отдыха еще далеко. Впереди у меня два занятия в 6-м классе и урок в 10-м классе. У шестиклассников опять начинаю представление своего исторического театра. Изображаю короля Хлодвига, который плачет по своим погибшим родственникам. Затем взмахом руки показываю, как он разрубает своим мечом франкского воина, который когда-то не дал ему забрать драгоценную чашу в качестве военной добычи. И по ходу урока решаю проблемы с Ваней, который кидается бумажками в Артема.
В 10-м классе урок обществознания. Работаю с этими детьми первый год, поэтому сначала присматриваемся друг к другу. Стараюсь вызвать учеников на диалог и вместе обсудить изучаемую тему. По лицам вижу, что хотят дискутировать, общаться, но почему-то молчат. Через минут двадцать атмосфера в классе потеплела, а к концу урока контакт с детьми был установлен. Только для этого мне пришлось вывернуться наизнанку! Искренность в отношениях с учащимися всегда приносит свои плоды, но отнимает много сил.
И снова работа
Уроки заканчиваются в 13.10, и я спешу домой. Обедаю в быстром темпе, а затем небольшой отдых. На все про все у меня 40 минут. Потом сажусь за подготовку к индивидуальным занятиям. Без репетиторства просто не выжить – зарплата в школе смехотворная. На руки после вычета налогов получаю 11183 рубля. Вот поэтому и приходится браться за любую подработку. С15.00 до 17.30 провожу два частных урока. С детьми занимаемся решением заданий с кратким и развернутым ответами, восполняем теоретические пробелы. Объясняю ловушки, которые могут попасться выпускнику на экзамене. В 17.30 начинаю рассылать своим подопечным домашнее задание. При подготовке к ЕГЭ и ОГЭ очень важно, чтобы ученики каждый день касались предмета, который они выбрали для сдачи. Небольшие задания разной степени сложности отправляю через социальные сети, а потом проверяю ответы и разъясняю ошибки. Если это необходимо, то общаемся по телефону, скайпу, вайберу и т. п. На все это уходит где-то около часа.
В 19.00 всей семьей садимся ужинать. Супруга и дочь рассказывают мне, что у них произошло за день. Я молча слушаю. Устал. Они все понимают. Моих самых близких людей уже давно не раздражает мое молчаливое присутствие за столом. После ужина идем с женой гулять. Свежий воздух как награда. Радуюсь прогулке, словно ребенок. Бродим по самым тихим улочкам нашего маленького городка, где меньше народа. Обсуждаем свои домашние дела и проблемы.
В 21.00 я уже дома. Начинается подготовка к завтрашнему дню. Который раз заново просматриваю материал, необходимый мне для уроков. Продумываю все элементы занятий: где применить игровой момент, когда лучше устроить письменную проверку знаний, как преподнести информацию, чтобы она запомнилась детям. Каждый год одни и те же темы, но уроки всегда не похожи один на другой. Классы разные, дети разные, а значит, и занятия из года в год строятся по-разному.
День пролетел незаметно – и вот на часах 23.00. Настало время домашнего чтения. Преподаватель обязан самосовершенствоваться, а без чтения книг этот процесс будет неполноценным. Рядом со мной всегда телефон. Очень часто мои ученики просят пояснить тот или иной материал. Многие из них подчищают «хвосты» по домашке. Отвечаю каждому. Посмотрели бы вы, во сколько наши дети ложатся спать! Уже давно за полночь, а они все еще сидят в социальных сетях. Это может быть и в час ночи, и в два, и в три. В столь позднее время подростки очень активны.
Дома уже все спят, а я еще только собираю портфель на завтра. Ложусь в постель, но засыпаю не сразу. По привычке анализирую прошедший день и строю планы на завтрашний.
Бесконечные хлопоты
Вот так выглядит обычный, ничем не примечательный рабочий день рядового учителя истории и обществознания. День как день. Сколько их было и сколько будет! Впереди еще много работы, которая незаметна для людей, далеких от педагогической деятельности. Составление учебных программ, подготовка учеников к олимпиадам, проведение ВПР, педсоветы, внеклассные мероприятия, родительские собрания, работа в школьном лагере, проверка тетрадей, заполнение бумажных и электронных журналов. Да-да, вы не ослышались! В нашей школе ведется два журнала. На всякий случай. Бред какой-то, но мы с ним живем уже несколько лет. И самое главное – это, конечно, отчеты, отчеты и еще раз отчеты. Завалили школу бумагами. У администрации образовательного учреждения и педагогического состава все меньше и меньше остается времени для работы с детьми. Даже ночью в учительские чаты приходят сообщения с требованием написать очередной отчет. Вот и заполняем то вертикальную таблицу, то горизонтальную. Так что работа учителя не ограничивается одними уроками. Уроки – это только вершина айсберга.
Григорий ФОМЕНКОВ, Владимирская область
Комментарии