С талантливого пера Александра Солженицына в публицистический обиход слетел такой жанр – «один день из жизни…». Один день – много это или мало? Почему сразу с пафосом – «из жизни»? Ведь так часто кажется, что ходишь, учишься, отбываешь учебные дни и часы, сдаешь, пересдаешь, торопишь время, чтобы вылететь на волю с дипломом. Бытует мнение, что жизнь студента начинается после уроков, когда покидаешь здание. Но в педагогическом колледже все-таки жизнь. Именно жизнь, потому что событийно наполнена эта жизнь многими подробностями и яркими деталями, переживаемыми участниками. Для того чтобы познать целую жизнь, целое учреждение, тем более образовательное, достаточно взглянуть на один день. Он, как срез, как сканер беглой жизнеописи коллектива и просто человеческой жизни. Один день из жизни педагогического колледжа №18 «Митино».
8.00. Охранник Гена, дежурный администратор – улыбчивая и безмятежная Анастасия Александровна готовы к началу дня. От 8.15. до 8.30 – аншлаг! Торопливо идут, бредут, несутся, мнутся студенты и студентки, кто-то бодр и весел, кто-то еще спит. Среди толпы, предъявляющей на входе студбилет и сменку, встречаются персоны нон грата – преподаватели, перед ними расступаются, пропускают вперед. Преподаватели? Да нет, в основном преподавательницы – красивые, ухоженные, обаятельные, приветливые.
8.30. Мелодичный звонок. Кто-то не торопясь, а кто-то сломя голову летит в аудиторию. Дежурные принимают одежду в гардеробе. Доброжелательная Наталия Ивановна поторапливает всех.
А в это время в кабинете массажа студенты 4-го курса физкультурного отделения в белых халатах и тапочках столпились вокруг стола. Тихо! Идет массаж воротниковой зоны. Такое ощущение, будто не студенты-физкультурники, а хирурги склонились над атлетическим телом. Попытка – «удовлетворительно». Анализ недостатков. Еще попытка – оценка «хорошо». Анализ. Ошибки. Анализ. «Ошибки в массаже исключаются, вам с детьми работать, дорогие мои», – заключает преподаватель массажа и просит вернуться просто к партам и открыть лекции.
10.00. Близится к концу второй урок. 309-й кабинет. Мировая художественная культура. Гипсовые головы: в кабинете, на экране телевизора. В руках у Ольги Алексеевны Ананьевой – мел. Осанка, походка, будто на пуантах, вдохновение, мастерство, знание предмета, глубокая культура. Что это? Древняя Греция? Куда переместились во времени? Нет, это не путешествие. Это студенты на уроке, но в контексте культуры.
11.00. Перемена. Центр событий там, где больше всего народу, – в столовой. Обедает первая смена. Разве можно обедать в 11 утра? Больше трехсот спортсменов учатся в Митинском педколледже. Многие спускаются из спортивного зала – спортивные игры, лыжная подготовка, легкая атлетика, гимнастика, волейбол. Надо ли говорить, что спортсмены не отказываются от обеда? Впрочем, нет, вон там Даша, Ира, Марина капризно подвернули губки. Сидящие за соседним столиком Дамир, Егор и Андрей согласны съесть чужую порцию. Все сгорит, впереди – тренировки. Но сначала ТМФВ. Что это?
12.00. Есть магические аббревиатуры в студенческом лексиконе любого вуза или колледжа. Кто не слышал о сопромате? Такие аббревиатуры есть и у нас. ТМФВ, ТОНКМ.
ТМФВ – четыре суровые буквы означают теорию и методику физического воспитания. Татьяна Юрьевна Торочкова, кандидат педагогических наук, талантливая волейболистка, педантичная, методичная, не дает спуску никому. Методика проведения уроков физкультуры – оказывается, серьезнейшая наука, главный предмет на физкультурном отделении. Спортсмены зависают над тетрадками, рисуют положения: «на старт», «руки вверх», «кругом марш». Заучивают этапы урока. Принципы тренировки. Дозировки физической нагрузки, адекватные возрасту.
Ну а что делается на других отделениях?
Вот ТОНКМ – «Теоретические основы начального курса математики» – ведет заслуженный учитель РФ Валерий Мирзаевич Алимов. Предмет основной в профессиональной подготовке будущего учителя начальных классов. Красивый, строгий, элегантный Мирзаич уже многих научил математике. Самое главное, что все понять у него могут все. Но строго, очень строго спрашивает. Вот девчонки списывают, точнее, пытаются списать. Преподаватель послушал, укоризненно покачал головой. Пересдавать. Позже. Контрольную №16 писали? Нет? Ай-ай-ай. Нельзя писать контрольную №49, не написав 16-й контрольной. Учить. Синус, косинус. Тангенс, котангенс. Но все же в математике главное – понимание. Человеческое понимание математических категорий.
14.00. Позади три пары. 6 уроков. Учебный день завершен? Нет. Все самое значимое только начинается.
Актовый зал. Репетиция народного хора. 60 девушек на сцене. Сарафаны. Кокошники. Плясовая Воронежской области. Ой, где это? Но только запели, как понимаешь, что это рядом, вот здесь, в самом сердце. Любовь к Родине начинается вот с этих репетиций народного хора, которым руководит Ирина Леонидовна Прокофьева, талантливая вокалистка, педагог, у которого все поют, как дышат.
А в это время. Проходим по переходу от административного в учебный корпус. Распахнута дверь приемной комиссии. Застенчиво пишут заявления на подготовительные курсы две симпатичные девчонки. С восторгом они провожают глазами спортсменов-физкультурников. Красавцы! Анна Андреевна и Татьяна Петровна, такие милейшие хозяйки приемной комиссии, с упоением рассказывают о колледже, с такой влюбленностью и самоотречением. Вы что, здесь сами учились? Да нет, нам не повезло. Мы учились не здесь. Вам повезет больше. Обязательно приходите учиться.
А в это время. Второй этаж. Спорт в колледже – главное, и уже стартовала спартакиада колледжа. Во всяком случае спорт – одно из главных направлений жизни. В холле колледжа стеклянные полки едва умещают победные кубки городских, федеральных и международных соревнований. «Золото», «серебро», «бронза». Медали, медали, медали. Конечно, это не олимпийское «золото». Но очень важное – золото будущих педагогических кадров, тех учителей физкультуры, тренеров, которым оздоравливать новое поколение детей. Спартакиада колледжа – это первоступень. Ее возглавляет Игорь Станиславович Зенченко. Волейбол, баскетбол, пионербол, конусбол, кросс, футбол, болельщики и спортсмены – все смешалось. Стремление победить отличает студентов нашего колледжа. Получить переходящий кубок колледжа, звание самой спортивной группы, уметь держать удар, быть командой, закалять свои чувства очень важно. Каждая встреча – это битва. Стиснув зубы, проигрывают. Плачут или сдерживают слезы, ведь очень важно быть первым. В нашем колледже этому учат, на это настраивают, к этому стремятся. Спорт – хорошая школа первенства, физической закалки, тренировки выносливости, воспитания командного духа, любви к Родине.
А в это время. На четвертом этаже в кают-компании Общероссийского движения поддержки флота встреча с автором «Азбуки» – доктором педагогических наук, профессором, членом-корреспондентом РАО Всеславом Гавриловичем Горецким. В зале будущие учителя начальных классов с пиететом, трепетом, робостью и восторгом слушали классика отечественного образования. Всеслав Гаврилович Горецкий с академической точностью, ясностью, учительской простотой, жизненной глубиной говорит об очень сложных проблемах речевого развития человека, роли чтения, азбуки, влияния матери на речевое развитие ребенка, о материнстве как о духовной категории. Студенты и студентки, преподаватели живо реагируют на веселые и точные примеры, задумываются, удивляются легкости серьезных вопросов. Вопросы студентов? Были. О разном: о главных качествах учителя, о современных требованиях к чтению, о статусе учителя начальных классов, о проблемах методики чтения, об особенностях современного школьника, о влиянии информационных технологий на восприятие текстов учащимися и многое другое. Завершилась встреча автографом на «Азбуке», по которой будущие учительницы станут учить чтению своих учеников. Удивительно, автографы можно брать не только у шоу-звезд. Автограф учителя – наиважнейший!
Снова первый этаж. На диванах о чем-то глубоко личном беседуют Он и Она. Почему вы не идете домой? А мы дома. Дома, понимаете? Колледж – дом. Ну не будем мешать им разбираться в чувствах друг к другу, к себе, к миру. 16-18 лет – это самое время разобраться во всем, что касается прежде всего твоей личной человеческой жизни. Студенты не торопятся на улицу, в метро, домой. Им уютно проживать мгновения жизни в колледже.
Это и есть жизнь. Это и есть события. Сначала урок. Потом перемена. Снова урок. Снова перемена. Знания. Понимание. Непонимание. Вопросы. Ответы. Ошибки. Чувства. Отношения. Общество в миниатюре. Модель мира, сквозь призму которой каждый открывает себя и мир. Идешь по колледжу. Все здороваются. И не важно, что виделись с утра. Просто – здравствуйте целый день. Все рады друг другу. Это дом. И здесь проходит наша жизнь. Педагогический колледж №18 «Митино».
Комментарии