В Бардымском районе русских – всего 10%, остальные жители – татары и башкиры. Из 43 школ в 35 обучение ведется на татарском языке, в 2 – параллельно на русском и татарском. В районном центре – селе Барда 1-я средняя школа с 1993 года является экспериментальной площадкой. Цель эксперимента – образование детей разных национальностей в условиях двуязычия.
а самом деле бардымцы живут в условиях даже не дву-, а триязычия. Официальные дела ведутся на русском. В школе дети говорят на литературном татарском. А дома, в быту, – на местном диалекте, который от татарского отличается примерно так же, как русский от украинского. Первыми поселенцами этих мест были племена угро-финской и тюркской группы, а в XI веке здесь обосновался гайнинский род башкир. Оставшиеся в районе удмурты и венгры постепенно потеряли свой язык и обычаи. Большое влияние на башкир Притулвья – в Бардымском районе протекает река Тулва – оказало Казанское ханство, в культуре местного населения постепенно стали доминировать татарские элементы. А в 1554 году, после разгрома ханства, началась колонизация Урала русскими. В 1557 году притулвинские башкиры получили жалованные грамоты Ивана IV: они признавались подданными русского царя. Такова краткая история этого района.
Сегодня бардымцы тесно поддерживают связь с Татарстаном и Башкортостаном. Из этих республик в село часто приезжают с гастролями театры. Татарский язык преподается по учебникам, привезенным из Казани. 15 детей поступили в этом году на конкурсной основе в Башкирскую государственную гимназию, а многие выпускники учатся сейчас в Татарстане. Но самое главное, что, получив высшее образование, ребята возвращаются в село.
В 1-й бардымской школе дети учатся хорошо. На первом этаже на “Доске почета” висят фотографии отличников. В прошлом году их было 38, администрация района награждает их денежными премиями. Есть такие, кого награждают сразу по трем “номинациям”: отличиться можно в учебе, в спорте и в факультативной работе. Тогда сумма премии достигает аж 600-700 рублей!
Любимый предмет у ребят – информатика. В школе есть два компьютерных класса, один из них обещали скоро обновить. 30 тысяч “областных” рублей вот-вот должны прийти на укрепление материальной базы, а 100 тысяч из местного бюджета уже поступили, на них закупили наглядные пособия для кабинета биологии.
В декабре бардымская школа рассчитывает официально получить статус национальной гимназии. Все надписи в классах сделаны на двух языках. Директор Нурия Исмагилова вспоминает, что, когда она поступила в университет, ей было трудно привыкнуть к русской речи. Поэтому уроки в школе ведутся на русском. Два часа в неделю во всех классах преподается татарский. Литература, история и культура татарского народа появляются в расписании со II ступени. На уроках труда девочек учат вышивать национальные узоры и готовить “по бабушкиным” рецептам национальные татарские блюда. В школе существует фольклорная группа – ребята путешествуют по селам, записывают народные песни, обряды. А на кружках хореографии и вокала изучают не только татарские, но и башкирские, чувашские и даже русские песни и танцы.
Но основная национальная “начинка” – это, конечно, традиционные праздники. На одном из них мне удалось побывать. В давние времена был на селе такой обычай. Поздней осенью хозяева домов звали самых трудолюбивых девушек ощипывать гусей, получить такое приглашение считалось честью для молодых невест. После работы девушки собирались в одном из домов на вечеринку, к ним на огонек заходили молодые парни, дарили подарки и загадывали загадки. По такому сценарию в актовом зале школы и проходил этот “гусиный” праздник. Ребята выступали в национальных костюмах и говорили только на татарском языке, а в конце подарили зрителям пирог с гусиным мясом. Среди “актеров” были и русские дети, но говорили они так же свободно – немногочисленное русское население давно уже ассимилировалось и прекрасно говорит на местном диалекте.
Национальные обычаи в Барде живы не только на сцене. Молодежь с гордостью соблюдает все свадебные ритуалы. На следующий день после свадьбы молодые едут к родителям мужа. Свекровь встречает их у порога с медом и маслом: чтобы жизнь была сладкой, а жена – ласковой. Когда молодожены входят в дом, им под ноги кладут подушку – чтоб дорога была мягка. За невестой несут сундук с приданым: полотенца, скатерти, рубашки, ее руками вышитые – свидетельство высокого мастерства и терпения. Погостив у свекров, молодая пара возвращается домой.
Дома для своих взрослых детей бардымцы начинают строить, когда детям еще и двух лет не исполнилось. Многодетных семей сегодня здесь очень мало, три ребенка – это уже считается много.
За чистотой кровей в Барде никто не следит, все национальности живут дружно, и семьи создаются по любви, а не по национальному признаку. Посещение загса – дело вторичное. Мужем и женой становятся сразу после помолвки – по-татарски “никах уку”. В дом приглашают муллу для молитвы о благополучии молодых, после этого считается, что брак совершен. “Все эти традиции стали соблюдаться относительно недавно. Мой муж мне говорит: “У тебя даже сундука не было”, – вспоминает директор.
По словам муфтия области Мухаммедгали Хузина, в Прикамье около 300 тысяч жителей – мусульмане, и почти все они верующие. Однако не стоит пугаться – в этом регионе ваххабизм “не пройдет”. С православными соседями татары и башкиры живут очень мирно. В Барде на закладку первого камня мечети приходит батюшка, а на освещение церкви – имам района.
Евгений ЛОГИНОВ
Статфакт
Этническая структура населения региона сегодня такова:
русские – 83,9%, татары – 4,9%, башкиры – 1,9, удмурты – 1,1%, немцы – 0,5%, марийцы – 0,2%, евреи – 0,2%. На территории Пермской области также проживают украинцы, белорусы, чуваши, поляки – в общей сложности более 100 национальностей. В 12 районах тесного проживания татаро-башкирского, удмуртского, марийского населения работают 145 национальных учреждений образования.
Комментарии