search
main
0

День дублера

Не только уроки

Школа – это маленький мир, который живет по своим законам и правилам. Череда разных событий сопровождает ребенка в многолетнем путешествии по стране знаний и оставляет в его памяти неизгладимый след. Школьная жизнь насыщена не только уроками и экзаменами. В ней есть место и праздникам. Именно они раскрашивают серые ученические будни в яркие цвета. Накануне Нового года учебные кабинеты наряжают разноцветными гирляндами, которые радостно подмигивают детям и учителям, а также уличным прохожим, спешащим по своим делам мимо учебного заведения. На окнах расклеивают снежинки. Елки украшают стеклянными шариками, шишками, сказочными зверюшками, а на колючих лапах рассыпают серебряный дождик. Ощущение праздника витает в воздухе, наполняя радостью детские сердца, и заставляет нас, педагогов, посмотреть на своих воспитанников немного другими глазами.

 

В День защитника Отечества девочки готовят сюрпризы для своих одноклассников. Что они только не выдумывают, чтобы удивить мальчишек! Заказывают футболки с портретами, монтируют фильмы, готовят вкусные блюда, а бывает, что и развлекательные игры устраивают. Причем сами, без подсказки учителей.

Мальчики стараются соответствовать заданной планке и тоже пытаются произвести впечатление на своих дам в любимый всеми нами праздник 8 Марта. В первую очередь, конечно, цветы. Без них Международный женский день не обходится. А затем у кого насколько фантазии хватит. Именные кружки, торт с наивкуснейшей начинкой, билеты в кино, боулинг – вот далеко не полный набор подарков, которыми одаряют кавалеры прекрасную половину класса.

 

Праздник, которого ждут все

Но есть еще один праздник, который одинаково любим как педагогами, так и школьниками, – это День учителя. Дети ждут его еще больше, чем их наставники. Предпраздничная суета начинает ощущаться задолго до 5 октября. Школьные организаторы планируют торжественный концерт, директор готовит приказ о поощрении работников, ученики решают, что подарить своим любимым учителям. Но не это главное! Самое важное и ответственное мероприятие этого праздника – день дублера.

С самого начала учебного года, когда до столь важного события еще далеко, дети начинают активно обсуждать в своих пабликах распределение ролей работников школы среди желающих стать дублерами в день самоуправления. Конкуренция нешуточная. Кандидаты находятся на все вакансии. Большая часть старшеклассников стремятся встать на замену своих преподавателей. Учащиеся всегда с большой охотой желают попробовать себя в роли учителя. В глубине души большинство школьников думают, что смогут провести уроки не хуже педагога, и это нормально. Такая уверенность в себе, в своих силах, знаниях и действиях характерна для молодежи. Ну а мы должны использовать это в своих педагогических целях. Когда еще представится возможность показать ученику всю изнанку нашего труда?! Пусть посмотрит, что наш хлебушек не такой уж и легкий. Ну а если все пройдет на «отлично», то, поверьте мне, этот молодой человек может всерьез задуматься о карьере учителя. Такое в моей практике бывало не раз.

 

Три правила для дублера

Кандидаты на роль дублера учителя определяются загодя. Это всегда сильные ученики. Они прекрасно разбираются в пройденном учебном материале. При изучении школьных предметов пользуются, как правило, не только учебником, но и дополнительными источниками информации. Именно эти ребята любят вступать в дискуссии, дополняют ответы других одноклассников, являются постоянными участниками олимпиад и конкурсов. Но урок есть урок! При его проведении одной эрудиции маловато будет. Есть люди, которые обладают энциклопедическими знаниями, но далеко не каждый из них может передавать эту информацию другим. Способность четко, ясно и понятно объяснить самый трудный учебный материал я считаю обязательным качеством для любого педагога. Все твои дипломы и грамоты не будут стоить ровным счетом ничего, если ты, учитель, не сможешь научить ученика тому, что знаешь сам. А это уже целое искусство, и одних знаний здесь явно недостаточно. Опыт – одна из основных составляющих успеха педагогической деятельности. Опыт, который уже есть у нас и которого еще нет у дублера. Для того чтобы этот праздник прошел без сучка и без задоринки, мы делимся своими нехитрыми профессиональными секретами со старшеклассниками, которые заменят нас в этот день у классной доски.

Каждый урок не похож на другой. Вроде бы из года в год преподаем одни и те же темы, но никогда не получается делать это под копирку. Школа не бездушный конвейер. Образовательный процесс не терпит автоматизма. Работа учителя сродни профессии актера, который выходит на сцену и каждый раз играет свою роль, как в первый. Творчество есть основа любого урока. Импровизируй, актерствуй, но строго в рамках изучаемого материала, который нужно знать назубок. Только на идеальном знании учебной темы можно выстраивать творческую парадигму. Вот первое правило, о котором я разговариваю с дублером при подготовке к занятию.

На лице моего юного коллеги замечаю недоумение. Оказывается, он и не думал про это. По его мнению, достаточно пересказать текст параграфа. Подобные суждения не редкость, их можно услышать от разных людей. Почему-то в наш век информационных технологий отношение к учителю как к ретранслятору знаний остается доминирующим. А ведь это уже давно не так. Преподаватель обязан заинтересовать ученика, втянуть его в образовательный процесс, показать дорогу к знаниям. Сами знания ребенок может получить самостоятельно. Но педагог должен всегда находиться рядом и в случае необходимости оказывать содействие в отборе информации, а также проводить необходимую коррекцию и консультации по учебным вопросам. Быть интересным, увлечь детей изучаемым материалом – это второе правило успешного урока, и им я тоже делюсь с моим дублером.

Все потуги учителя будут тщетны, если в классе не будет рабочей обстановки. Дисциплина на учебном занятии есть необходимое условие успешной деятельности всех субъектов процесса обучения. Надо уметь руководить классом. Отличное знание предмета, уверенность в себе, владение методами психологического анализа – все это помогает педагогу управлять школьниками и вести их в нужном направлении в течение всего урока. Сразу это получается не у всех. Даже самые опытные мастера могут вам рассказать несколько случаев из своей практики, когда они оказывались не на высоте в вопросах наведения порядка в классе во время урока. А сколько педагогов ушли из профессии по этой причине?! И не сосчитать. Знаю нескольких бывших коллег, которые покинули стены школы, потому что так и не смогли наладить дисциплину на своих занятиях. А работать в классе при отсутствии порядка невозможно. Порядок и дисциплина с первых секунд урока – вот третье правило, способствующее качественной работе учителя. Его я тоже отправляю в методическую копилку дублера.

 

В шкуре учителя

5 октября вхожу в родную школу как гость. Сегодня моей фамилии нет в учебном расписании. Это немного необычно и напоминает о том, что ничего вечного нет. Наступит день, когда я навсегда оставлю свою работу, а кто-нибудь из сегодняшних мальчишек и девчонок сменит меня на педагогическом посту.

На входе всех встречают ребята, исполняющие обязанности техслужащих. Уж они-то точно знают, что звонки с урока надо давать вовремя. Сегодня с этим проблем не будет. В учительской все отдано на откуп дублерам, которые в этот праздничный день войдут в класс совершенно в другой роли. Наши озорные ученики преобразились до неузнаваемости. Где эти вызывающие прически и токсичные футболки? Где крутые смартфоны – вечные спутники современной молодежи?

Ничего этого нет. Перемены во внешнем облике настолько революционны, что я с трудом узнаю своих учеников. Такое впечатление, что педагогический университет высадил десант из своих лучших студентов, которые захватили учительскую, а теперь готовятся использовать этот плацдарм для наступления на учебные кабинеты нашей школы. Все одеты в строгие наряды, а в руках вместо мобильников учебники. На лицах сосредоточенность и серьезность. Для каждого из них сегодня очень важный день. Для кого-то, может быть, и судьбоносный.

Часть коллег считают необходимым свое присутствие на учебных занятиях, которые проводят дублеры. И это понятно. Никто не отменял нашу ответственность за жизнь и здоровье детей. Мы отвечаем за все, что происходит на уроке. Даже в день самоуправления. Но я доверяюсь своим ученикам полностью, и они никогда меня не подводят. Считаю, что мое присутствие во время урока будет только мешать и сковывать всех – и дублера, и учеников в классе. Поэтому мое место… в коридоре. Если что, я всегда рядом! Никогда не видел уроков, которые проводятся в день дублера, вживую. Не позволял себе вторгаться в святая святых. Сам знаю, как это неприятно, когда в тебя не верят и контролируют каждый твой шаг. Только полное доверие порождает настоящую ответственность.

После первых уроков наши юные учителя значительно оживляются и начинают делиться впечатлениями о проведенных занятиях. Столько противоположных эмоций они выплескивают друг на друга! Это и радость от отличных оценок, выставленных за правильные ответы, и негодование в отношении нарушителей дисциплины. Обсуждение бурное, искреннее. В этот момент каждый из них считает себя уже профессионалом. Ах, как они напоминают нас самих в годы учительской юности! После года работы в школе мы считали себя педагогическими асами, и сам черт нам был не брат!

К концу рабочего дня на лицах дублеров заметна усталость. Но это приятная усталость от работы, которая доставила им большое удовольствие. Разговоры об оценках и хулиганах сменяются рассуждениями на темы, далекие от образования. Сказывается психологическое и эмоциональное напряжение. Ребятам нужен отдых. Звенит звонок с последнего урока, и наши дублеры с нескрываемым удовольствием прячут свои по­урочные планы в рюкзаки. Теперь фотография на память – и домой!

На следующий день мы с учениками находим время для обсуждения проведенных занятий. Слушаю, не перебивая. Для меня самое главное – это постараться понять состояние школьника, побывавшего в шкуре учителя. Мне интересно все: слушались ли его дети, смог ли он донести до них новый материал, трудно ли ему было держать класс. Оценки, которые выставил мой дублер, обещаю занести в классный журнал. Это важно. Вспомните отношение своих воспитанников к учебе. Как бы они ни ценили ваше доброе отношение и похвалу, главным показателем их работы является оценка, все старания ради нее родимой. В данном случае она важна как для моего юного коллеги, проводившего свои первые уроки, так и для учеников, которые выполняли его задания и отвечали на вопросы.

Григорий ФОМЕНКОВ, Меленки, Владимирская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте