Исаак КАЛИНА, министр образования Москвы, ответил на вопросы жителей ЮВАО.
– Будут ли и дальше укрупняться школы?- Нет такой задачи, такой цели – укрупнение школ. Есть задача формирования для наших учеников возможностей для выбора. Как у нас по профилям делится школа? Один десятый класс делят на два профиля: для тех, кто умеет решать задачки по математике, – математический, для тех, кто задачки по математике решать не умеет, – гуманитарный. Наша задача состоит в том, чтобы в школе был широкий спектр выбора, чтобы разные таланты могли себя реализовать в одной школе, чтобы семье не надо было возить одного ребенка, имеющего литературный интерес, в одну школу, а второго, имеющего интерес к математике, – в другую. Мне кажется, что сегодняшние размеры школ в основном оптимальны и позволяют обеспечить достаточно широкий спектр возможностей для каждого ребенка, для каждой семьи. Должен признаться: Некрасовка сделала уже три заявки на объединение школ, но наша городская комиссия (не чиновничья, а общественная) отказывает Некрасовке в объединении школ. Должен сказать, что мы очень дружим с другими департаментами Москвы. Для того чтобы научить петь и плясать, есть Департамент культуры, мы тут только помощники; чтобы научить прыгать и бегать, есть Департамент физической культуры и спорта, если кто-то умеет это и многое другое делать лучше нас, наверное, нужно уступить пальму первенства. Но есть вещи, которым ни один департамент, кроме нас, учить не будет (наука, техническое творчество, военно-патриотическое воспитание), поэтому школы должны сосредоточиться на тех вещах, которые никто, кроме нас, для наших детей не сделает, например, не организует ни кружка по физике, ни кружка по химии, ни исторического кружка. Нам нужно помочь школьникам Юго-Восточного округа доказать своим сверстникам из других округов, что в этом округе живут люди не менее талантливые. Будет много кружков, будут высокие показатели на олимпиадах. – Вправе ли администрация комплекса переводить детей из одного структурного подразделения в другое без желания и согласия на то родителей? – Школа – это одна образовательная организация с таким-то номером. Раз школа со своими структурными подразделениями – одна организация, то никто никого никуда не переводит. Ребенок остается учеником этой школы, а в каком кабинете у него проходят занятия, это определяет расписание школы. Кстати, плохо нынче смотрятся школы с номерами. Разве нельзя придумать восьмидесяти школам Юго-Восточного округа какие-то очень знаковые имена? Есть столько героев – выпускников школ, имена которых можно присвоить этим школам. – Как в этом году пройдут выпускные вечера?- О проведении выпускных вечеров есть специальное постановление Правительства Москвы, оно опубликовано на сайте департамента, об этом не единожды мы говорили на традиционных четверговых селекторах Департамента образования. – Могут ли устроиться на работу в Москве выпускники колледжей?- Сегодня в столице есть 18 тысяч вакансий в городском хозяйстве для выпускников наших колледжей. Мы уже неоднократно провели встречи директоров колледжей с руководителями соответствующих профильных предприятий, представители предприятий выступали на городском родительском селекторе. Я думаю, что в этом году мы сможем предлагать выпускникам колледжей достаточно много рабочих мест на предприятиях городского хозяйства. – Будут ли в этом году школьные летние лагеря?- В этом году полностью летним отдыхом занимается Департамент культуры. Если в школы будут обращаться родители, то школы будут рассматривать такую возможность. Откровенно говоря, школы заняты – весь июнь на базе школ идут единые государственные экзамены, у нас каждая школа запланировала летом довольно серьезные ремонты (как текущие, так и капитальные). Есть задача: школе отдохнуть от учеников, а ученикам – от школы. Есть много вариантов отдыха детей. Департамент культуры этим занимается, поэтому родители должны обращаться в этот департамент. – Имеют ли право родители приглашать фотографа для съемок своих детей в образовательное учреждение?- На этот вопрос может ответить директор любого образовательного учреждения. Как бывший директор, отвечу так: за все, что происходит на территории школы все 24 часа в течение 7 дней недели, несет ответственность ее директор, максимум, что он может, – своим приказом какую-то ответственность переложить на одного из своих заместителей, больше ни на кого ответственность директор школы переложить не может. Родители имеют право предложить директору школы организовать фото-, видео- или какую-то другую съемку. Если речь идет о приглашении для этого постороннего человека, то директор школы просто обязан узнать, что это за человек, с какими намерениями он собирается прийти в школу; должность – фотограф или видеооператор, как и любая другая, не гарантирует, что намерения исключительно добрые. Поэтому родители имеют право предложить, а директор обязан рассмотреть это предложение и принять разумное, ответственное решение, которое будет в интересах родителей и обеспечит безопасность детей на территории школы. – Я работаю в московской больнице, сейчас нахожусь в отпуске по уходу за ребенком. Чтобы я могла выйти на работу, мой ребенок должен пойти в детский сад. Но в столичные детсады принимают только детей москвичей. Как мне можно получить такое место, если я не москвичка? – Для этого больница, в которой вы работаете, должна направить письмо-ходатайство, в котором будет написано, что вы ей очень нужны, а мы рассмотрим, что нужно сделать, чтобы помочь вам выйти на работу. Если родители зарегистрированы на территории столицы, работают на московском предприятии и не могут обойтись без детского сада или школы, то в случае, когда их отъезд нанесет ущерб хозяйству Москвы, это предприятие должно написать ходатайство в Департамент образования. У нас очень много людей, которых призывают из регионов на работу в полицию, в Следственный комитет, в прокуратуру, во ФСИН, и мы помогаем всем этим службам обеспечивать местами детей работников этих служб. – Сегодня много говорят о введении электронных учебников. Москва готова к их введению?- К 2016 году к каждому бумажному учебнику издательства должны выпустить электронную версию. Мы провели в Департаменте образования открытые уроки с трансляцией по нескольким предметам. Эти трансляции вызвали большой интерес у москвичей (и не только), к трансляции подключались по 6-7 тысяч человек – люди смотрели открытые уроки с применением электронных средств. Это уроки другого качества, введение электронных учебников дело не обязанностей, а возможностей. Наша обязанность – такую возможность создать, то есть у московских школ будет возможность использовать электронные учебники.
Комментарии