“Умение дарить комплименты – великий дар. Но не менее великий дар – умение их правильно воспринимать” – так говорил в 1837 году Николай Веревкин, никому не известный титулярный советник, обращаясь к своей первой учительнице. Впрочем, это мог быть и не он. Но суть этого гениального высказывания и по сей день остается важной для всех цивилизованных людей планеты. Тем более для педагогов, и особенно – в канун Дня учителя. Ибо нет праздника более изобилующего комплиментами нашему брату (сестре), чем последний рабочий день первой недели октября…
Да… Когда говоришь такие высокопарные речи, невольно забываешь о том, что все гениальное должно быть просто. И вспоминаешь об этом, лишь в очередной раз получая красочные поздравительные открытки с горячими пожеланиями здоровья, счастья и успехов в работе и личной жизни. Мало кто из педагогов вчитывается в смысл написанного, и вряд ли кому взбредет в голову читать между строчек, скрупулезно анализируя, подчеркивая ошибки и сверяя в памяти особенности почерка с “базой данных”. Мы же понимаем: важен нe содержательный, а прежде всего эмоциональный момент таких посланий.
Но совсем другое дело – подарки, которые дети (вместе с родителями) в этот день дарят учителям. Здесь диапазон эмоций во многом зависит от материальной ценности преподносимого и от его практической пользы. Для иных праздник может оказаться безнадежно испорченным, если их дорогие питомцы вновь – вот уже который год подряд – подарят хрустальную вазу или традиционный набор посуды (да что мне, их солить что ли?!!). Кто-то с завистью посмотрит на шикарный букет роз у коллеги и с ненавистью – на свой банальный букетик гвоздик (значит, к ней дети относятся лучше, а ко мне – хуже!). А некоторые, по-социалистически решив запланировать себе приятный сюрприз, заранее предупреждают детишек: “Вы, пожалуйста, вот это и это не дарите. Мне, конечно, будет приятно абсолютно все, но я давно мечтала о…”.
… Детей нужно учить не только правилам орфографии, законам Ньютона и теореме Пифагора, точнее, не только давать знания, умения и навыки, которые касаются школьной программы или пресловутых стандартов. Иногда гораздо важнее для них – да и для взрослых тоже – умение соболезновать, радоваться за другого, дарить подарки и комплименты, с благодарностью принимать любые знаки внимания, идущие от чистого сердца, не уронив при этом ничье достоинство и никого не обидев словом или взглядом. Это и называется элементарным воспитанием.
Вадим МЕЛЕШКО
Комментарии