По итогам конкурса «Учитель года»-2022 в Красноярском крае абсолютным победителем стала Наталья МОРЕВА, преподаватель русского языка и литературы агинской средней школы №2 Саянского района. Мы беседуем с ней по WhatsApp вечером. Видно, что педагог устала после длинного трудового дня, но глаза горят, лицо освещается улыбкой. Она охотно делится своими впечатлениями. Узнав, что я тоже участвовала и побеждала в разных конкурсах, Наталья оживляется и задает встречные вопросы. Складывается интересный диалог, обмен мнениями о жизни и профессии.
Наталья Морева родилась 17 мая 1983 года в г. Ташкенте. В 1994 году по семейным обстоятельствам переехала в село Большой Ильбин Саянского района. Училась в агинской средней общеобразовательной школе №1. Потом семья перебралась в село Нагорное, но Наталья приняла решение не переводиться в другую школу. В 2000 году получила аттестат с отличием и золотую медаль. Поступила на филологический факультет Красноярского государственного педагогического университета. С 2004 года преподает русский язык и литературу в агинской средней общеобразовательной школе №2. В 2014 и 2018 годах входила в число финалистов конкурса «Учитель года Красноярского края». В 2022 году стала абсолютным победителем, заслуженно получив титул «Учитель года Красноярского края»-2022.
Наталья говорит, что научилась читать в пять лет, первой большой книгой стал «Золотой ключик». Повесть-сказку она помнит до сих пор. Конечно, в детстве читала и перечитывала сама, а годы спустя читала вслух своей дочери. Наталья считает, что в ней есть что-то от Буратино: постоянная готовность к приключениям, с одной стороны, и некоторая наивность – с другой. Я думаю, ее выбор знакомого всем с ранних лет героя повлиял и на будущее, на умение работать с детьми. Оканчивая начальную школу, Наталья уже знала, что хочет заниматься литературой, русским языком. Правда, в выпускном классе ненадолго заколебалась, не пойти ли ей в хирурги, но друзья отговорили. Дело в том, что с многими вопросами по литературе и русскому языку ребята приходили за помощью именно к ней.
Мне лично это живо напомнило собственные школьные годы. Так как я с пятого класса регулярно участвовала в олимпиадах разного уровня, у меня, как и у Натальи, да и у всех подобных детей, уже сложилась репутация. И в моем классе, и в классе старшей сестры все знали, что я больше читаю, лучше разбираюсь в сложных вопросах, а потому часто обращались с просьбой помочь сделать домашнее задание или пересказать длинную книгу.
Наталья рассказывает: «Преимущественно работаю со старшеклассниками (за 16 лет работы 14 раз готовила к ЕГЭ, то есть вечно выпускающий учитель). Поскольку работаю в сельской школе, с проблемой нехватки кадров знакома не понаслышке: последние 10 лет моя нагрузка превышает 30 часов, и это единственный минус моей работы – не так уж много времени остается на совместное творчество. Идей много, а ресурсов для реализации не хватает. Все остальное мне очень нравится, обожаю общение с детьми. Мне очень импонируют их гибкость, готовность к экспериментам, отсутствие страха перед ошибками. Многому учусь именно у них».
Участие в конкурсах Наталье казалось естественным и необходимым для профессионального роста. Она четко раскладывает по полочкам этапы. Впервые на конкурс «Учитель года» пошла в 2014 году. На региональном уровне в число победителей не вошла, но считает, что это был прекрасный период для накопления опыта, хотелось не только себя показать, скорее посмотреть на коллег. Послушать, кто как ведет уроки, понять, какие требования предъявляются к конкурсантам.
Мы сходимся еще в одном. Участвуя в подобном мероприятии, где все одинаково готовятся, волнуются, стремятся к победе, ощущаешь, что ты находишься среди себе подобных. Тут не приходится объяснять, зачем тебе все это нужно. Большинство участников – профессионалы высокого уровня, люди, любящие свою профессию, уверенные в своих навыках и умениях. Сколько же раз мне самой приходилось слышать одну и ту же фразу: «И кому это надо, и зачем это надо?» Или еще лучше: «Ну что вы с ним/с ней так возитесь?» Наталья уверена, что научить можно каждого, слово «критика» в ее лексиконе отсутствует. Любой педагог знает, что все дети разные по способностям, по интересам. Одна из сложностей нашей профессии – мотивация учащихся. Не все учителя осознают, что и они, взрослые, тоже весьма отличаются по способностям. Во время конкурса, общаясь с коллегами, постоянно чувствуешь взаимный интерес, поддержку и отсутствие зависти.
«Конкурсный урок-2022 строила в соответствии с технологией проблемного обучения. Коротко об уроке: рассматривали первые два сборника Николая Гоголя в системе координат, – делится Наталья. – Недавно вышел на экраны сериал «Гоголь», создатели которого поместили героя в точку пересечения осей «добро – зло» и «фантастика – реальность». Квадрант «фантастическое зло» оказался при этом доминирующим. Вопрос: совпадает ли такое видение мира с гоголевским? В процессе работы ребята пришли к выводу, что в первом сборнике все квадранты заполнены, это говорит об идее равновесия, а во втором сборнике персонажи смещаются в сторону квадранта «реальное зло». Это показывает, как писатель из романтика трансформируется в реалиста. Кроме того, говорили также о внутренних демонах человека, о христианском наполнении сборников. Здесь как раз проявляются две ключевые особенности построения урока: с одной стороны, межпредметные связи помогают формировать целостную картину, с другой – вопрос, заявленный в теме урока («О каких демонах предупреждал писатель?»), показывает вечную актуальность произведений русской классики». Даже по этому краткому описанию заметно, что конкурсантка четко знает, что хочет показать, чего добиться. Привлекает нестандартный подход к изучению творчества одного из величайших классиков русской литературы.
Один из вопросов, который чаще всего задают Наталье, тоже связан с ее предметом: «Какая книга из школьной программы повлияла на вас сильнее всего?» Отвечает: «Анна Каренина». Поясняет, что для нее главнейшей оказалась линия Константина Левина. Привлекли его целеустремленность, умение добиваться своего в жизни. По мнению Натальи, опыт литературных героев, знание и понимание отечественной классической литературы помогают и сегодня в жизни. Важно ставить перед собой цели и задачи и самостоятельно их добиваться и решать.
Я по ходу беседы размышляю: в минувшие века роль женщины в основном сводилась к семье, домашнему хозяйству, поэтому примеры для подражания и находятся среди персонажей-мужчин. В ХХ веке постепенно менялись традиционные понятия, женщина обретала больше свободы, правда, оставаясь по-прежнему женой, матерью со всеми вытекающими отсюда обязанностями и нагрузками. Сама Наталья вышла замуж в достаточно юном возрасте, весной родила дочь и первый курс института окончила экстерном – не хотела пропускать год. Летнюю сессию сдала успешно, ушла на год в академический отпуск, а затем вернулась к учебе очно. Одновременно работала и каждую неделю приезжала домой, к семье. Было тяжело морально и физически, нелегко приходилось и материально. Повышенная стипендия в 1990-е была всего 300 рублей. Наталья бралась за любую работу: трудилась кондуктором, продавцом.
На вопрос о дальнейшей работе отвечает без сомнений: «Не планирую уходить из профессии вообще и сельской школы в частности. Мне неоднократно поступали предложения. Всегда отказывалась, считаю, что мое место именно здесь, в сельской школе. Постоянно показываю детям собственным примером, что человек сам создает свое будущее. Всегда говорю, что недостаток чего-либо не может помешать достижению цели. Это может сделать только одно – собственная лень. Ни в коем случае не планирую становиться администратором, только дети!»
Как относятся к ее победе коллеги, поддерживают ли? «Конечно, важную роль играют семья и коллеги по работе, они меня не просто поддерживают, но и вдохновляют, – говорит педагог. – Директор школы Мария Ивановна Фроленкова – человек, который научил меня относиться к себе очень требовательно, идеями урока и внеурочного мероприятия всегда делюсь прежде всего с ней».
Огромную роль в жизни героини играет семья. «Замужем, дочь – студентка, муж – педагог, ребенок – будущий учитель, – рассказывает Наталья. – Помимо педагогической деятельности занимаюсь бизнесом: у меня кафе-пекарня. Не люблю сидеть на месте. Путешествую, была в десяти странах, преимущественно европейских, и в разных регионах России. Занимаюсь по самоучителю французским языком, бегаю, начала заниматься рисованием, очень хотелось бы освоить игру на гитаре и научиться кататься на сноуборде, как только появится свободное время. В составе команды вошла в число победителей другого всероссийского конкурса – «Флагманы образования» (финал проходил в Грозном), и теперь командировки не прекращаются. Люблю себя, поэтому внимание уделяю здоровью, как физическому, так и духовному. Стараюсь не останавливаться в развитии».
Какие вопросы задает Наталья мне? Как я справлялась с семьей и работой, где находила силы для участия в конкурсах, каким образом меня хватает на помощь людям, оказавшимся в сложном положении?.. А я, отвечая, ясно вижу: у Натальи есть свои замыслы, силы, энергия, желание расширять свою деятельность, использовать накопленный опыт.
Педагог считает, что важно уметь выходить за привычные границы, мыслить нестандартно, искать новые идеи. В 2014 году она была самым молодым участником конкурса «Учитель года», считает, что получила ни с чем не сравнимый опыт и как профессионал, и просто по жизни. Любая победа – стимул для дальнейшего развития. В 2018 году уже могла самостоятельно оценить, насколько она выросла. Конкурс-2022 был логической ступенькой. Важно не останавливаться на достигнутом, а продолжать постоянное движение вперед, к новым вершинам.
Участвуя в разных этапах конкурса, где все равны, но кто-то один должен оказаться победителем, Наталья поняла для себя важную истину. Есть учителя, которые смотрят на учеников сверху, с высоты своих знаний. Но ведь задача педагога и состоит в том, чтобы передать свои знания детям. Поэтому важно не навязывать свое мнение, не диктовать ребятам общепринятые взгляды на ту или иную тему, но давать им высказать свое мнение, учить умению слышать других. По мнению педагога, нужно стараться донести до учащихся еще одну простую истину: все школьные предметы связаны между собой. И математик может понять литературное произведение, пользуясь привычными ему методами, и будущему спортсмену пригодятся законы физики. И так далее. Дети отличаются от взрослых тем, что их система мира еще не сформирована, поэтому они более открыты для всего нового, готовы увидеть знакомое в непривычном ракурсе или, наоборот, откопать неизвестное в давно знакомом.
Нина КОПТЮГ, Красноярский край
Комментарии