Информационное и организационно-технологическое сопровождение единого государственного экзамена на территории Московской области.
С начала учебного года через систему повышения квалификации и других форм обучения прошло более 12 тысяч организаторов ЕГЭ .18 апреля 2009 года прошел пробный экзамен по математике. На экзамен пришли практически все будущие участники единого государственного экзамена 2009 года. Цель его проведения – ознакомление выпускников и организаторов ЕГЭ в Московской области с процедурой проведения единого государственного экзамена.
Для информационного и организационно-технологического сопровождения единого государственного экзамена в Академии социального управления создан Региональный центр обработки информации. А с целью подготовки к государственной аттестации на территории Московской области в 2009 году сделаны важные шаги, которые послужат серьезным подспорьем для успешного прохождения итоговой аттестации выпускниками Подмосковья.
Издание информационно-методических и статистических материалов
В августе – сентябре 2008 года были изданы и переданы во все образовательные учреждения, методические центры и муниципальные органы управления образованием Московской области сборники методических и статистических материалов по результатам ЕГЭ в 2008 году:
1. Результаты внешней оценки образовательных достижений и качества образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование» на территории Московской области: Сборник статистических материалов.
2. Анализ результатов единого государственного экзамена в Московской области в 2008 году: Сборник информационно-методических материалов.
Анализ результатов ЕГЭ дает возможность:
– оценить степень овладения выпускниками XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Московской области содержанием учебных предметов и умениями, отраженными в обязательном минимуме содержания и требованиях к уровню подготовки;
– выявить тенденции в состоянии общего образования по отдельным предметам и определить направления совершенствования образовательного процесса, его учебно-методического обеспечения;
– обратить внимание на необходимость изменения системы работы образовательных учреждений при подготовке выпускников к проведению государственной (итоговой) аттестации;
– усилить информационное обеспечение образовательных учреждений в процессе подготовки к ЕГЭ.
При этом особое внимание следует уделить адекватному использованию результатов.
Данные могут быть использованы только в том случае, если их содержание соответствует уровню изучения предмета в образовательном учреждении (например: базовому или профильному уровню образовательного стандарта), только по обязательным предметам или по предметам, по которым сдавали экзамен, как минимум, 90 процентов учащихся класса или образовательного учреждения и только в сравнении с результатами по образовательным учреждениям, имеющим схожие характеристики (число часов и уровень изучения предмета, обязательность данного экзамена, тип и вид учебного заведения, его расположение и наполняемость).
Однако, как и в предыдущие годы, особенности организации ЕГЭ в Московской области (добровольность выбора экзаменов по обществознанию, информатике и информационно-коммуникационным технологиям, малочисленность участников, разнородность состава участников по уровню образовательной подготовки) не позволяют с достаточным основанием распространять количественные и качественные результаты экзаменов по предметам, кроме русского языка и математики, на всю совокупность учащихся региона (нерепрезентативная выборка участников экзамена по каждому фактору анализа).
Вместе с тем полученная информация позволяет проанализировать различные стороны общеобразовательной подготовки выпускников, которые приняли участие в ЕГЭ, и на этой основе выявить сильные и слабые стороны преподавания отдельных учебных предметов, причины полученных результатов и наметить пути совершенствования образовательного процесса с целью повышения его качества.
Проведение «круглого стола»
и коллегия Министерства образования Московской области
В сентябре 2008 года Министерством образования Московской области совместно с Академией социального управления и Педагогической академией последипломного образования был проведен «круглый стол» на тему «Перспективы проведения единого государственного экзамена в Московской области в 2009 году». В работе «круглого стола» приняли участие представители Министерства образования Московской области, муниципальных органов управления образованием и методических служб; руководители областных образовательных учреждений высшего профессионального образования, Регионального центра обработки информации, муниципальных общеобразовательных учреждений; председатели предметных комиссий по общеобразовательным предметам ГЭК Московской области по проведению ЕГЭ.
Обсуждались вопросы использования результатов внешней оценки образовательных достижений при управлении процессами подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации и методической работы; совершенствования организации проверки работ по ЕГЭ. Освещался опыт применения тестовых технологий в образовательных учреждениях Московской области.
Были высказаны предложения по модернизации систем подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников и совершенствованию методической работы на муниципальном и школьном уровнях. По этим вопросам проводилась коллегия Министерства образования Московской области «Итоги проведения единого государственного экзамена в Московской области в 2008 году и задачи на 2009 год».
Обучение организаторов ЕГЭ
В ноябре 2008 года в целях обеспечения подготовки к проведению единого государственного экзамена в 2009 году Министерство образования Московской области совместно с Педагогической академией последипломного образования и Академией социального управления провело обучение экспертов ЕГЭ – тьюторов по математике и русскому языку из всех муниципальных образований Московской области по программе «Эксперт ЕГЭ-тьютор-2009».
В обучении слушателей приняли участие сотрудники федеральной предметной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов, представители Министерства образования Московской области, Регионального центра обработки информации Академии социального управления, председатели предметных комиссий по общеобразовательным предметам ГЭК Московской области по проведению ЕГЭ (сотрудники Педагогической академии последипломного образования).
Обучение тьюторов осуществлялось в целях повышения качества подготовки выпускников к единому государственному экзамену и оказания помощи учителям-предметникам, работающим в 11-х классах общеобразовательных учреждений.
В 2008-2009 учебном году Московская область переходит на новую технологию организации и проведения ЕГЭ Федерального центра тестирования. В связи с этим все категории организаторов ЕГЭ прошли обучение и переобучение.
В октябре 2008-го – апреле 2009 года проводилось обучение отдельных категорий организаторов ЕГЭ: уполномоченных ГЭК муниципального уровня (муниципальных координаторов), руководителей пунктов проведения экзамена, специалистов по сканированию и печати бланков ЕГЭ, верификаторов в Региональном центре обработки информации, специалистов по первичной обработке секретных пакетов, экспертов по русскому языку, математике, физике и обществознанию в части организационно-технологического сопровождения ЕГЭ.
На обучении муниципальных координаторов и руководителей пунктов проведения экзаменов большое внимание уделяется правилам заполнения бланков ответов учащимися. Все сопутствующие обучению материалы (презентации, инструкции, памятки, регламенты) выдаются в муниципальные органы управления образованием для дальнейшей подготовки организаторов и самих выпускников к ГИА на муниципальном уровне.
С начала учебного года через систему повышения квалификации и других форм обучения прошло более 12 тысяч организаторов ЕГЭ на территории Московской области.
Проведение репетиционного тестирования
В январе – феврале 2009 года в рамках подготовки организаторов и выпускников к государственной аттестации и апробации новой для Московской области технологии Академия социального управления совместно с Федеральным центром тестирования провели тренировочное тестирование по русскому языку, математике, физике и обществознанию. Тестирование проводилось для выпускников образовательных учреждений Московской области исключительно на добровольной основе. Общее число по четырем предметам в рамках репетиции ЕГЭ составило 32303 человек. Участие принимали выпускники из 46 муниципальных образований области. По каждому из предметов было предоставлено 5 вариантов контрольно-измерительных материалов. Тренировочное тестирование ежегодно проводится на территории многих регионов Российской Федерации (Костромская область, Санкт-Петербург).
Пробный экзамен
18 апреля 2009 года на территории Московской области прошел пробный экзамен по математике. На экзамен пришли практически все будущие участники единого государственного экзамена 2009 года. Цель его проведения – ознакомление выпускников и организаторов ЕГЭ в Московской области с процедурой проведения единого государственного экзамена.
Николай СТЕПЧЕНКОВ, руководитель Регионального центра обработки информации Академии социального управления
Комментарии