Если вы хотите увидеть, как живут люди по законам демократии, то вовсе не обязательно ехать в какую-то европейскую страну или в США, достаточно побывать в середине мая в поселке Московский на ежегодной олимпиаде по граждановедческим дисциплинам. Приехавшие сюда победители заочного тура вместе со своими учителями живут единым дружным сообществом, где уважаются права, свободы и мнение друг друга, где царят доброжелательность и толерантность, где учителя не допускают менторского тона по отношению к своим воспитанникам.
VIII Олимпиаду открыл главный редактор «Учительской газеты», президент Межрегиональной ассоциации «За гражданское образование» Петр Положевец:
– Как бы вы хорошо ни знали такие предметы, как физика, математика, химия, но если вы не будете знать, как функционирует наше общество, как взаимодействуют между собой власть и народ, как себя вести в условиях рыночных отношений, вы вряд ли сможете занять свою достойную нишу. Если вы научитесь понимать свою неповторимую ценность, поймете, что вы не винтики, а достойные личности, то наверняка сможете повлиять на власть, добиться, чтобы она действовала в интересах общества.
Мы рады, что у нас уже сложилась традиция проведения олимпиад. И сегодня уже бывшие их участники готовят к конкурсу своих учеников. Призер одной из прошлых олимпиад Алексей Раков сегодня привез своего ученика. Многие педагоги из года в год успешно готовят своих детей и приезжают вместе с ними в Москву.
Провести олимпиаду – дело достаточно сложное. Без наших партнеров мы с такой задачей не справились бы. Наши добрые помощники – Министерство образования и науки, Сивитас – Россия, Американское посольство в Москве, Национальный фонд поддержки демократии. У нас появился новый партнер – Совет Федерации РФ. Руководит всей подготовкой, организует работу жюри и экспертов первый заместитель главного редактора «Учительской газеты», исполнительный директор Ассоциации «За гражданское образование» Ирина Димова.
Каждый год, приезжая сюда, вы заводите новые дружеские взаимоотношения со сверстниками. И надо стараться, чтобы эти отношения продолжались как можно дольше. Говорю это ребятам, потому что знаю, что очень важно, чтобы дружеские отношения завязывались в юности. Чем старше вы будете становиться, тем труднее вам будет обретать друзей. Вы старайтесь заводить настоящих друзей в юности, молодости, тогда вам будет легче идти по жизни. Для нас, организаторов этой олимпиады, неважно, кто станет победителем, кто получит главные награды. Нам важно то, что вы приехали сюда, и вы все уже победители. Я хочу вам пожелать хорошего лета, хорошего настроения, хороших оценок в школе, хороших друзей, хороших учителей и чтобы вы были достойны своих учителей.
Анатолий ЕРМОЛИН, депутат Государственной Думы, до недавнего времени руководитель общественной организации «Новая цивилизация»:
– Дорогие ребята! Я вас уверяю, что вы приехали на очень замечательную программу, на финал ее. Она замечательна тем, что благодаря ей можно узнать, как работает современное государство. Я хочу вас призвать к тому, чтобы вы помнили, помимо всех прочих наук, которые вы изучаете, есть непосредственно связанные с государственной деятельностью, с тем, как функционирует государство. Кроме этого надо изучать такую науку, как менеджмент. Почему именно менеджмент? Я вас уверяю, если в нашей стране не появится огромное количество социальных менеджеров, людей, которые понимают, в чем разница между эффективностью и результативностью, тогда у нас будет замечательная страна и все мы будем жить очень хорошо. К сожалению, очень часто бывает так, когда хорошие люди из-за своего управленческого невежества готовы броситься друг с другом в драку. Вот, к примеру, все мы любим нашу страну, и все мы гордимся ее достижениями. Давайте задумаемся, в чем же заключаются наши достижения? Чем мы больше всего гордимся? Мы больше всего гордимся своими победами в войнах, больше всего гордимся своими прорывами в космос, в области прикладных наук. О чем старались не говорить наши тоталитарные руководители? О том, в чем мы проигрывали.
А проигрывали мы в том, что за все последние десятилетия мы очень мало сделали для конкретного человека. И если будем сравнивать ту демократию, которую мы сумели построить, с тем, что происходит во многих развитых странах, то поймем, что нам в этой области очень и очень много нужно работать.
Я хочу вернуться к теме менеджмента. Все, в чем мы велики, так это в достижении тоталитарного менеджмента. То есть в той ситуации, когда нужно срочно, невзирая на ресурсы, добиться результата. Мы победили в войне только потому, что не считали жизни наших людей, мы добились высочайших достижений в науке, потому что тот же Королев, те же великие наши люди сидели просто-напросто на зонах. Они были вынуждены быть самыми эффективными в мире, потому что их семьи и они были бы расстреляны. Это тоталитарный менеджмент. Есть другой менеджмент, менеджмент конкурентный. Вот это нужно понимать. Будет самое страшное, если в нашей стране мы опять попытаемся построить авторитарный режим, уповая только на то, что очень легко достичь успеха, опираясь только на управленческую вертикаль: я решил и всех заставил. Обратите внимание, результативность и эффективность. Это альфа и омега нормального менеджмента. Мы всегда можем дать результат. Это результативность. Эффективность – это то, какой ценой результаты достигаются.
Я десять лет работал в команде «Юкоса», в команде Ходорковского, и «Новая цивилизация» появилась в качестве социальной программы этой нефтяной компании. Меня в то время раздражала одна вещь. Когда мне поручали какой-то новый проект в области образования, все время рядом были три-четыре человека, которые имели такие же полномочия, как и у меня. Меня, как бывшего военного, это очень раздражало. Почему это происходит: мне доверяют, мне поставили задачу, и тут же рядом четыре человека. Мы же мешаем друг другу работать. Семь лет мне потребовалось на то, чтобы понять, что это здорово, когда у тебя есть конкурент, когда у него есть своя точка зрения. Мне каждый день приходилось идти на работу, отстаивать свою позицию, точку зрения, мне приходилось быть более эффективным менеджером, мне приходилось быть более креативным менеджером. И я теперь реально понимаю то, что многое удалось сделать за это время только потому, что мы постоянно находились в жесткой конкурентной среде. Поэтому давайте любить нашу страну, давайте делать так, чтобы действительно она показывала настоящие большие достижения. При этом надо обращать внимание на нашу эффективность. Я очень хочу, чтобы мы общими усилиями могли создать огромное движение социальных менеджеров, людей, которые хорошо понимают, что такое современное конкуренто-способное государство.
Петр ПОЛОЖЕВЕЦ:
– Я советую, вам, ребята, расспросить Анатолия Александровича о том времени, когда он был военным. Он расскажет вам интересные вещи.
В демократическом государстве любая пресса стоит в оппозиции к власти. Эта оппозиция должна быть объективной. Нельзя критиковать только потому, что тебе власть эта не нравится. Нужно критиковать только те вещи, которые, на ваш взгляд, она делает неправильно. И подсказывать власти, как найти решение той или иной проблемы. Это нормально для каждого демократического государства. «Учительская газета» – газета свободная, потому что мы живем только на деньги от подписки. Мы не получаем никаких денег ни от профсоюза, ни от правительства. Поэтому мы периодически критикуем власти, парламент и Министерство образования и науки. Но несмотря на это, с министерством у нас сложились дружеские взаимоотношения. Вам, молодым людям, которые заботятся о будущем нашей страны, должно быть очень важно вот что. Не сегодняшнее решение, а долгосрочный прогноз как решение, которое принято сегодня, откликнется хотя бы через 10 лет. Это одна из очень серьезных задач. Этой задачей никто не занимался практически. Если посмотреть в прошлое, на тринадцать лет назад, то очень многие решения не просчитывались даже на 2-3 года вперед. Я бы очень хотел, чтобы вы умели это делать и просчитывали в будущем.
Ирина КАЛИШ, главный специалист Министерства образования и науки РФ:
– Как только мы вошли в этот зал, то увидели из окна: дождь прекратился, вышло солнышко. Я думаю, что произошло это не случайно, потому что здесь столько юных радостных лиц встретили мы, увидели детей, которые очень хотят сделать нашу жизнь более счастливой. И недаром рядом с вами, ребята, удивительные люди. Их даже трудно назвать учителями, потому что это педагоги с большой буквы, это высочайшие профессионалы. А для вас они не просто учителя, это ваши старшие товарищи. И недаром в нашем граждановедческом сообществе мы слово «учитель» заменяем словами «старший товарищ», который оказывается с вами рядом не только тогда, когда вам нужно решить сложную задачу по предмету, когда нужно разрешить трудную ситуацию в вашей жизни, но и поделиться радостью своего небольшого открытия. Низкий поклон всем вашим учителям, приехавшим вместе с вами. Точно такими старшими товарищами будут для вас в эти дни те высочайшие эксперты, которые с вами будут работать. Не бойтесь отстаивать свое мнение, не бойтесь его высказывать. Каждый из вас имеет право на свою точку зрения. Но надо уметь ее доказать, отстоять, суметь убедить и эксперта. Это радостное испытание, это не экзамен, на который вы приехали, чтобы получить свою оценку. Для вас это праздник и возможность поделиться своими знаниями, своими впечатлениями с другими ребятами, приехавшими из разных уголков нашей страны. Нам хотелось бы, чтобы вы здесь почувствовали всю широту нашей страны, попробовали увидеть те проблемы, которые уже сегодня вы можете попытаться решать вместе с нами. Очень важно попытаться что-то сделать, чего-то добиться.
– У нас каждый год появляются новые партнеры. И таким новым партнером стал для нас Совет Федерации РФ. Очень жаль, что Валентина Александровна Петренко, председатель Комитета по социальной политике, сегодня не смогла к нам приехать. Возникли какие-то очень сложные проблемы в Хакасии, там очередная забастовка. Но зато пришел Виктор Петрович Голованов, который не просто сотрудник аппарата Совета Федерации, еще хороший педагог, много лет проработавший в Московском комитете образования, знающий образование изнутри.
Виктор ГОЛОВАНОВ, консультант отдела общественных связей пресс-центра Совета Федерации РФ:
– Уважаемые коллеги! Юные друзья! Мне приятно приветствовать вас. Валентина Александровна приносит свои извинения. 2004 год – это юбилейный год для российского парламента. В декабре 1993 г. была принята Конституция РФ, и на новом качественном витке родился наш российский парламент. Свое десятилетие он отметил в первом полугодии этого года. И вот в преддверии этого юбилея Совет Федерации создал свою образовательную программу, которая получила название «Программа парламентского просвещения». Она реализуется уже не первый год. Именно благодаря сотрудничеству с «Учительской газетой» и Межрегиональной ассоциацией «За гражданское образование». Для нас очень важно реализовать такой тезис: «Свой мир мы строим сами». Вы, участвуя в одной из таких акций, а именно в конкурсе по граждановедческим дисциплинам, действительно формируете гражданское общество. Ряд положений, которые заложены в Конституции РФ, требуют своей конкретизации. Они требуют своей реализации. Конечно, мы на пути к правовому государству, мы на пути к социальному государству, и вот ваше участие в олимпиаде – это шаг на пути к этому. Завтра к вам приедут ребята и педагоги, которые стали победителями в конкурсах, объявленных Советом Федерации. Мне хочется, чтобы вы познакомились, хотя многие были участниками вашей олимпиады в предыдущие годы. Нам важно, чтобы Совет Федерации, как и любой государственный орган, был открыт для вас. Поэтому и появилась программа парламентского просвещения. Мне хочется предложить объединить наши конкурсы, чтобы в рамках уже IХ олимпиады по граждановедческим дисциплинам ввели номинацию «Свой мир мы строим сами».
– Самое большое богатство нашего мира заключается в том, что он очень разнообразен. Что мы, живущие на этой земле, очень не похожи друг на друга. Мы верим в разных богов, у нас разный цвет глаз. Мы живем в разных географических зонах, у нас разная культура. Мы очень разные, и в этом самая большая ценность человеческой цивилизации. Но многие из нас не хотят признавать равенство другого человека, который не похож на тебя. Это одна из главных задач ХХI века – научить уважать человека, который на тебя не похож. Можно не разделять его ценности, можно не разделять его взгляды, но нужно уметь выслушать его точку зрения. Если мы не научимся жить в мире, мы ввергнем нашу человеческую цивилизацию в такую войну, из которой никто не выйдет живым. И проблему, которую сегодня пытаются решить политики и политологи, ученые, проблема огромной пропасти между исламом и западной цивилизацией требует осмысления. Мы не можем назвать людей, которые проповедуют ислам, которые живут в арабском мире, нашими врагами. Они по определению не могут быть нашими врагами, потому что они люди. Но есть условия, которые делают врагами людей с одной стороны и с другой. Надо учиться разбираться в этих проблемах очень глубоко, учиться быть толерантными. Когда-то несколько лет назад министр образования Владимир Михайлович Филиппов сказал, что он был во многих странах, но не был в США. Благодаря нашим друзьям из Центра гражданского образования в Калабасасе мы организовали для него поездку в США. Он посетил несколько школ, университетов. Самым большим для него потрясением были уроки по граждановедению и по проекту «Гражданин», где обсуждались проблемы взаимоотношений, которые исповедуют разную веру. Он тогда сказал, что наше образование должно повернуться лицом к этой проблеме, потому что мы с ней скоро столкнемся. Мы с ней столкнулись даже на территории Российской Федерации.
Я благодарен нашим американским коллегам, которые помогают многим нашим проектам. Я очень ценю их позицию, которую они не навязывают. Они говорят: «Вот мы думаем так, вы посмотрите, может быть, это вам пригодится». Это касается всех: и людей, которые работают в центре гражданского образования в Калабасасе, в школе педагогики в Бостоне, в штате Нью-Йорк, и сотрудников Американского посольства в Москве.
Мария ЛЬВОВА, представитель отдела культуры посольства США в Москве:
– Я рада встретиться с вами вновь. Я занимаюсь в посольстве тем, что координирую обмены между нашими двумя странами. Обмены между детьми, между студентами, между преподавателями, учеными, молодыми политиками, молодыми бизнесменами. Действительно, цель этих обменов в том, чтобы показать и американцам, и гражданам России колоссальное разнообразие, с одной стороны, и с другой – то огромное общее, что объединяет наши народы.
Я думаю, что уже прошли те времена, когда мы говорили, что такая позиция существует у России, или у Советского Союза, а такая – у США. Мы видим сегодня все большее разнообразие мнений, подходов к решению проблем.
Вы видите, что сейчас в Соединенных Штатах есть разногласия по серьезным вопросам внешней политики. Я думаю, это на самом деле хорошая новость. Это здорово, что у людей есть разные взгляды, есть возможность их отстаивать, есть возможность спорить, обсуждать и приходить к каким-то приемлемым для всех решениям. Пожалуй, это главная цель наших программ, стажировок. Каждый год несколько тысяч россиян ездят в США, чтобы увидеть это разнообразие. Дать возможность увидеть какие-то новые аспекты давних проблем. Показать детям или преподавателям американскую систему образования, которая отличается от российской системы, попутно преодолеть, разрушить те стереотипы, которые до сих пор существуют. Например, такой стереотип: в американских школах дети ничего не делают, не знают математику, сидят развалясь. У американцев есть масса стереотипов о российских школах, о том, что дети здесь ходят строем, что школа похожа на казарму. В любом стереотипе, наверное, есть какая-то доля правды, но тем не менее стереотипы – опасны, и очень важно от них избавляться: на примитивном уровне и на глобальном, когда речь идет о представлении о целой стране. Наверное, самое лучшее – представление о другом народе, другой стране можно получить, побывав в ней. Конечно, сейчас благодаря интернету и огромному количеству международных проектов, как, например, Сивитас, есть возможность узнать о других странах и познакомиться с людьми из других стран, необязательно выезжая на стажировку.
Мы стали все больше и больше работать непосредственно в России, поддерживая различные проекты. У нас есть два типа грантов, на которые могут подавать любые граждане России. Это «Комиссия по демократии» и «Инициатива по развитию толерантности». Некоммерческие, негосударственные организации из России могут подать заявку на грант и участвовать в конкурсе. Мы поддерживаем много самых разных инициатив по развитию демократии и толерантности. Это и издание учебных пособий, проведение конференций, конкурсов, потому что кроме обменов, стажировок очень важно вести и такую работу. И тем не менее ничто не может сравниться с реальным визитом, с реальным путешествием в другую страну. В данном случае я имею в виду не только США, а вообще возможность путешествовать, учиться в других странах.
Я очень рада тому, что сейчас таких возможностей стало много, я призываю вас всех взглянуть на эти возможности. Если человек говорит, что только вот здесь самое лучшее место, лучшие достижения, – это, как правило, человек или не очень образованный, или недоброжелательный. Важно поехать, увидеть колоссальное разнообразие, иметь возможность сравнить и не допустить того, чтобы кто-то говорил, что это только так и не может быть иначе. Я вспомнила великого поэта, барда Александра Галича, который говорил: «Не бойся тюрьмы, не бойся сумы, не бойся мора и глада, а бойся единственно одного, кто скажет: я знаю, как надо». И наша работа в посольстве, работа вас, моих коллег, в «Учительской газете», в Министерстве образования и науки направлена на то, чтобы мы увидели разнообразие, чтобы мы могли думать, сравнивать, обсуждать, отстаивать свою точку зрения.
Говорят члены жюри
Андрей ИОФФЕ, доцент РИПКРО, кандидат исторических наук:
– У нас впервые за последние годы наконец-то появился победитель из Москвы. В этом году, как никогда, нам, членам жюри, работавшим со старшей группой, было трудно определить трех призеров – лучших из лучших. На устных испытаниях все отвечали особенно хорошо. Ребята показали себя не только хорошо эрудированными в области политических, экономических, общественных, исторических проблем, но и зрелыми гражданами во многих вопросах, о которых пришлось вести разговор во время экзамена. Дети интересно рассуждали, использовали убедительные примеры. Слушать их было одно удовольствие. Кроме названных ребят, занявших 1-е, 2-е и 3-е места, мы решили отметить двух участников, которые были очень близки к призерам. Это Александр Бондарев из Татарстана и Ольга Смирнова из Санкт-Петербурга. Большое вам спасибо!
У нас был интересный письменный конкурс. Большинство сумели правильно ответить на сложные вопросы. Участники олимпиады из нашей старшей группы проявили свои лучшие качества.
Татьяна ИВАНОВА, Галина СМИРНОВА, учителя граждановедения гимназии № 2, г.Раменское Московской области:
– После олимпиады у нас всегда приподнятое настроение. Думаю, что это происходит потому, что все эти дни у нас царит необычная аура, атмосфера творчества, доброжелательности. И то, что она здесь создается, – это вклад каждого, кто сюда приехал. Это наши замечательные участники, это наши замечательные педагоги. Благодарим вас за участие.
Мы работали с самыми маленькими участниками. И считаем, что уровень подготовки их значительно вырос. Это очень хорошая тенденция. Мы бы хотели отметить, что ребята показали хорошие знания, эрудицию, умение отстаивать, аргументировать свою точку зрения. Мы видим, как в этом проявляется их гражданская позиция. Конечно, следует особо отметить хорошую подготовку наших ребят, чувствуется, что они вместе со своими наставниками усердно поработали. Хотелось бы пожелать нашим участникам, чтобы они каждый раз преодолевали встретившиеся на пути барьеры, занимали призовые места в других олимпиадах и конкурсах. Мы надеемся, что наши самые юные ребята из года в год будут участвовать в наших олимпиадах и каждый раз ярко проявлять себя. Мы хотим поблагодарить ваших педагогов, за упорный труд, за высокую духовность.
Евгения КОРОЛЬКОВА, кандидат педагогических наук:
– Мне всегда очень приятно видеть вас, дорогие коллеги. Очень приятно видеть одухотворенные лица ваших учащихся. В этом году я впервые столкнулась с таким фактом, с каким никогда в своей педагогической жизни не встречалась. Финалистка набрала 47 баллов из 47 возможных за письменный экзамен.
Хочу отметить, что в этом году группа была очень сильной как никогда. Особенно на устных испытаниях. Приятно, что ребята умеют размышлять, отстаивать свою точку зрения. И это нас очень радовало как педагогов. Мы надеемся, что многие из них в конечном итоге станут замечательными людьми и гражданами. Еще хочу отметить несколько ребят, которые поразили своими ответами на устных экзаменах. Это Анжелика Кочеткова, Степан Гущин, Виктория Рогова.
Говорят участники олимпиады
Андрей КАПУСТИН, ученик 9-го класса гимназии № 23, Мордовия:
– У меня очень хорошее впечатление от олимпиады. Хочется участвовать в таких олимпиадах еще и еще. Мне нравится, что здесь никого не считают проигравшим. Просто называют три призовых места, а остальные все двенадцать участников как бы на четвертом месте. И потому никто не испытывает огорчения. И всем хочется приезжать сюда снова и снова.
Все эти дни прошли в общении со сверстниками, мы старались как можно больше друг о друге узнать. И, конечно, подружились. Это были незабываемые дни. Познакомились с учителями из других регионов, с авторами учебников. И в будущем году буду опять участвовать в олимпиаде.
Я считаю, что в жизни человек должен быть активным и неравнодушным, что о себе, своем будущем он должен заботиться сам. Если ждать от кого-то помощи, то ее можно просто не дождаться. И приятнее самому действовать, самому чего-то добиваться.
Екатерина РОМАНЕНКО, ученица московской школы № 325:
– Мне очень нравится эта олимпиада. Я в ней участвую второй раз. Впервые оказалась здесь еще в шестом классе, это было четыре года назад. Считаю эту олимпиаду замечательной путевкой в жизнь. Именно с нее начались мои дальнейшие успехи. Я участвовала во многих российских олимпиадах. И довольно успешно.
Но именно олимпиада по граждановедческим дисциплинам становится для многих взлетной площадкой. Кто-то пытается взлететь, а кто-то уже взлетел. Я уже попробовала себя в полете и почувствовала, что это очень приятно. Огромное спасибо организаторам олимпиады, огромное спасибо моей маме, которая является моим научным руководителем, которая подготовила меня к этому конкурсу, огромное спасибо Андрею Наумовичу Иоффе, спасибо, что такая олимпиада существует.
Я сейчас учусь при юридической академии, там есть специализированный юридический класс. Мне очень интересно учиться, мы углубленно изучаем правоведение и обществознание.
Человек сам хозяин своего счастья, я абсолютно разделяю эту позицию. Постараюсь сама строить собственную судьбу, а не ждать, что кто-то мне поможет, кто-то мне укажет, как лучше поступить.
Я уверена, что жизнь каждого человека зависит только от него самого и будущее страны зависит как от активности общества, так и от активности каждого отдельного человека. Я не понимаю людей, которые не ходят на выборы, человек – часть общества, и он может изменить это общество своими действиями. А пассивность мне, кажется, происходит от недостатка любопытства к жизни и от нежелания быть творцом своей судьбы.
Степан ГУЩИН, ученик 9-го класса:
– Я учусь в гимназии города Новоуральска. Увлекаться правовыми дисциплинами начал два года назад. Меня это заинтересовало, и поэтому решил участвовать в олимпиадах. В этом году я уже побывал на правовой олимпиаде, которая проходила в Тамбове. Теперь приехал сюда.
Я второй раз в поселке Московский. Мне здесь очень нравится. Теплая, дружеская атмосфера. Какие-то особые, как мне кажется, ребята и добрые, внимательные к нам члены жюри.
Мне попались хорошие, но нелегкие вопросы, на письменном туре тоже довольно сложные, но было время подумать. Если правовая олимпиада требовала просто знаний, то здесь нужно еще и мыслить, рассуждать. Самое главное, что от нас требовалось, – это привести доказательства своей точки зрения. И это мне особенно нравится. Диалоги, которые возникают на устных испытаниях, получаются интересными, мне они нравятся, и я люблю в них участвовать.
У нас в школе уроки граждановедения тоже часто проходят в форме диалога, возникают дискуссии, споры и учеников с учениками, и учеников с учителем.
Я здесь приобрел много друзей, и в прошлом году я тоже подружился со многими ребятами. А теперь вот встретился снова. И это было замечательно. Теперь мечтаю о будущей олимпиаде.
Говорят учителя
Людмила Игнатенко, учитель гимназии № 4, г. Мурманск:
– Наша гимназия естественно-научного профиля, и работать историкам, обществоведам в ней очень сложно, но тем не менее это восьмая наша олимпиада, она в нашей гимназии популярна и всегда с нетерпением ждем, когда объявят очередную. Не менее пятнадцати моих учеников ежегодно присылают на этот конкурс свои работы. И, наверное, олимпиада как бы предусмотрела профильное образование, потому что не все дети, которые учатся в нашей гимназии, становятся математиками. Участие в олимпиаде позволяет им выбрать специальности, связанные с историей, юриспруденцией, экономикой. У нас есть один класс, 11-й «В», он сформирован из тех учеников, которые с пятого класса занимались факультативно правом, и человек восемь из них ежегодно участвовали в этой олимпиаде. Скажем, Вера Смирнова дважды приезжала сюда и один раз выиграла приз-путевку в лагерь. И Володя Рогозин, приехавший на нынешнюю олимпиаду, все восемь лет участвует. Восемь лет назад он был самым юным полуфиналистом, учился тогда в 5-м классе, а теперь вот в одиннадцатом. Володя увлечен физикой и математикой, с увлечением занимается большой общественной работой, состоит в молодежной организации «Единство», которая действует в нашем городе. Судя по всему, он будет активным гражданином, закончив школу. Тем более что мечтает поступить в Московский социальный университет, заниматься политологией. Меня радует, что мои ребята неравнодушны к тому, что происходит вокруг них.
Галина БОНДАРЕВА, учитель школы № 3, г. Менделеевск, Татарстан:
– В течение этого учебного года мы смогли ввести вертикаль гражданского образования с 5-го по 11-й класс. Следует отметить, что дети с удовольствием восприняли этот предмет во всех параллелях. Он востребован и родителями и является теоретической основой для социальной практики. Наши дети стали победителями в республиканской олимпиаде по праву, лауреатами на российской конференции в Обнинске по правам человека и по правам ребенка. Участвовали в конкурсе «Будущие лидеры Татарстана». И все это благодаря гражданскому образованию.
Во внеклассной работе тоже немало делается по воспитанию активных граждан. У нас создан политический клуб «Гражданин». Мы используем технологию гражданского форума, разработанную учителями Брянска во главе с Николаем Коваленко. Мы пошли на тесный контакт с представителями органов власти. Именно в деловой форме равного партнерства происходит обсуждение многих вопросов с ними, благодаря чему ребята получают огромный опыт социального общения.
Татьяна Сеппянен:
– Я начальник отдела образования Пряжинского сельского района Карелии. Две школы из нашего района участвуют в эксперименте Фонда правовых реформ. Наши учителя учились на курсах, участвовали в семинарах. В сельской школе очень трудно найти место в учебном плане для этого предмета. Главная для нас проблема – найти место для граждановедения. Эту трудность мы пока можем решить, используя его факультативно, на классных часах, в дискуссионном клубе, на встречах старшеклассников. Ребята любят эти занятия и таким вот способом приобретают знания по гражданско-правоведческим дисциплинам.
У нас есть ученическое самоуправление, в разных школах оно осуществляется по-разному. Где-то это школьный совет, где-то избирается парламент, или по старому – ученический комитет.
В сельских школах в связи с оптимизацией учебного процесса не осталось организаторов, в маленьких школах даже нет заместителя директора. В такой ситуации дети стараются помогать директору в организации учебного процесса, проведении внеклассных мероприятий.
Граждановедение, безусловно, влияет на активность ребят. Они проводят различные акции, в том числе благотворительные. Недавно заброшенное помещение приспособили под детский сад. Затем занялись благоустройством детской площадки. Это хорошо, что дети не остаются равнодушными к окружающей их действительности.
Комментарии