Думается, что никто не будет спорить о том, что одна из важнейших задач школы – воспитание гражданина. Система гражданского образования должна включать в себя следующие уровни: предметный, межпредметный, воспитательный, институциональный и проектный. Поэтому основой, содержанием и формой каждого уровня должны стать соответствующие учебные предметы, интегрированные курсы, учебно-воспитательные программы и социально значимые проекты. Но какой бы замечательной ни была школа в этом отношении, этого недостаточно для полноценного гражданского образования, потому что, став взрослыми, молодые люди сталкиваются с совершенно другим миром, с реальной ситуацией в сообществе, во дворе, в подъезде, в семье. Для того чтобы усилия школы в воспитании гражданина не прошли даром, необходимо изменить окружающее местное сообщество, то есть, как говорит А. Солженицын в своей книге “Как нам обустроить Россию”, “демократия должна постепенно, терпеливо и прочно строиться снизу, а не просто провозглашаться громковещательно и стремительно сверху, сразу во всем объеме и шири. Именно здесь может начать расти, укрепляться и сама себя осознавать новая российская демократия. И это – самое главное наше жизненное и самое наше верное, ибо отстоит в нашей местности: неотравленный воздух и воду, наши дома, квартиры, наши больницы, ясли, школы, магазины, местное снабжение, и будет живо содействовать росту местной нестесненной экономической инициативы”.
Опыт работы центра “Сотрудничество” и тех школ, которые поверили в идеи общественно-ориентированного образования, в идею общественно активной школы и начали в своих регионах, в своих местных сообществах, в своих школах развитие той самой “демократии малых пространств”, о которой говорит Солженицын, показал, что переосмысление школой своей задачи, своей роли и статуса позволяет ей выйти совсем на другой уровень, стать центром сообщества, объединяющим началом, привлечь родителей и других членов сообщества к решению проблем как школы, так и микрорайона.
Общественно-ориентированное образование предлагает интегрированный путь к решению нужд учащихся, родителей, сообщества и самой школы. В сегодняшнем мире она не может просто предоставлять образовательные услуги, ей положено стать инициатором объединения сил и всех существующих ресурсов общества для обеспечения успешной, продуктивной и счастливой жизни для наших детей, нашего сообщества и нас самих. Это поможет школе сохраниться в качестве образовательного учреждения. Ведь для этого просто необходима значительная общественная поддержка, которая поможет изменить статус в обществе, наконец, просто выжить. Он позволяет не только повысить уровень предоставляемого образования, но и повысить качество жизни в сообществе, другими словами, позволяет выжить не только школе, но и городскому микрорайону, поселку, селу. Ценность модели общественно активной школы – ее адаптивность, привязанность к местным условиям, местной ситуации, местным проблемам и нуждам местных жителей. Местные сообщества сами определяют направление, характер, масштаб и виды программ общественно-ориентированного образования, которые бы отвечали нуждам и интересам граждан сообщества. Эти программы могут быть самыми разнообразными.
Когда потребности и интересы сообщества определены, разрабатываются программы, необходимые для удовлетворения этих потребностей. В этот процесс включаются разные организации, институты, люди, но за школой остается лидирующая и координирующая роль. На практике компоненты общественно-ориентированного образования отличаются очень сильно в зависимости от сообщества и его нужд. В России тремя основными компонентами общественно-ориентированного образования являются три программы, которые составляют основу российской модели ОАШ: демократизация школы, партнерство школы и окружающего сообщества, добровольчество.
Здесь я бы хотела более подробно поговорить об особенностях развития общественно-ориентированного образования в России, истории и отечественной модели его. Впервые о нем как о философской концепции образования в России заговорили в 1997 году. Этому предшествовало создание центра “Сотрудничество” (ноябрь 1996 года) по инициативе активистов американской некоммерческой организации ЕСНО, сибирских педагогов, активистов некоммерческого сектора Сибири, главной целью которых стало развитие гражданской активности на местном уровне. После исследования возможностей и условий развития гражданского общества в становлении демократического государства, причин пассивности граждан и условий для вовлечения каждого в решение проблем сообщества, после многочисленных семинаров с педагогами, активистами НКО, учащимися стало ясно, что, если мы хотим, чтобы наше государство действительно стало демократическим государством, необходимо начинать со школы.
Больше шансов успешно начать эту работу, несомненно, у школы. Именно педагогический коллектив способен сегодня раньше других осознать необходимость развития местной самоорганизации, установления и развития некоммерческих партнерских отношений с окружающим сообществом. Именно она имеет сегодня все возможности для организации совместно с родителями первого соседского объединения для поддержки образования их детей в своей местной школе. Начиная такую работу, школа вооружает и родителей, а на их примере также и детей, окружающее местное население навыками простейшей “низовой” непосредственной демократии участия, уверенностью в своих силах. Открывает для всех в местном сообществе пути более активной и достойной жизни, воодушевляет всех возможностями самоорганизации и успехами общественного самоуправления.
И у школы есть сегодня не только “платонические” стимулы к такой работе. Уже в начале этой работы она получает дополнительные и, что очень важно, легальные внебюджетные финансовые ресурсы для материальной поддержки и повышения качества образования. При этом традиционные уже родительские взносы в школу станут легальным “стартовым капиталом” для некоммерческой деятельности по привлечению других дополнительных ресурсов на нужды местного образования. Все это школа может делать уже сегодня без дополнительных финансовых затрат со стороны самой школы и местных бюджетов. И даже покрывая дополнительными доходами часть долгов этих самых бюджетов перед образованием.
Последнее обстоятельство является хорошим стимулом для органов местного самоуправления и органов государственной власти, прежде всего для тех структур, которые ответственны за образование и за его финансирование, к поддержке реализации предложенной технологии. Это также открывает перспективы для развития конструктивного межсекторного взаимодействия на местном уровне между государством и формирующимся гражданским обществом именно на базе местной школы.
Это создает реальное поле для выстраивания многопланового практического сотрудничества между органами местного самоуправления и местным сообществом и открывает местному самоуправлению возможности эффективно выполнять свою роль “пограничного слоя” и связующего звена социального партнерства между государством и гражданским обществом. То есть, говоря другими словами, данная технология расширяет возможности для органов местного самоуправления исполнять роль института выстраивания социального партнерства между властью и местным сообществом и стимулятора развития муниципально-ориентированного некоммерческого сектора на местном уровне.
Открываются новые перспективы и подходы в развитии социального партнерства местного некоммерческого сектора и местного бизнеса. Партнерство местного сообщества, формируемого на базе общественно активной школы, с бизнесом возможно развивать непосредственно на местном уровне, используя в том числе и контакты с бизнесменами – родителями учеников и с состоявшимися в бизнесе выпускниками школы. И в центре такого межсекторного взаимодействия оказывается местная школа. Общественно активная школа превращается в центр общественной жизни и ресурсный центр гражданской инициативы местного сообщества. Это начинают понимать сейчас и в самой школе, и в управлениях образования, и в Министерстве образования РФ.
Четыре года назад центром “Сотрудничество” была проведена первая программа подготовки кадров для общественно активных школ. Цель ее – развитие движения ОАШ сначала в регионах Сибири, а сегодня уже в регионах остальной России и СНГ. Школы-участники стали первыми ласточками в развитии движения общественно активной школы России. На их ошибках и достижениях учились другие. Не все было удачно, но я с радостью могу сказать, что среди первопроходцев были школы N 91 и N 96 из Железногорска. На основе полученного опыта реализации первой программы были доработаны и улучшены дальнейшие. На сегодняшний день центром “Сотрудничество” были успешно проведены три годовые программы подготовки кадров и две программы подготовки инструкторов, в результате которых в Сибири существует сеть из 43 школ и 7 инструкторов, все они активно участвуют в распространении идей общественно-ориентированного образования в своих регионах. Многие школы уже являются ресурсными центрами и не только для своего микрорайона.
И сегодня мы можем говорить о стадиях развития ОАШ в России:
1. Доступ к информации – участие в подготовке.
2. Заинтересованные люди (1 – администратор), которые определяют свой план работы по реализации своей школой модели ОАШ.
3. Привлечение единомышленников через педсовет, семинары, родительские собрания, дискуссионные группы. Создание инициативной группы.
4. Оценка нужд школы и сообщества.
Татьяна БУЙНОВСКАЯ,
координатор программы центра “Сотрудничество”
Красноярск
Комментарии