search
main
0

Демократия… большинством голосов. Как создать крепкую школьную команду

Педагогический совет – консилиум педагогов-профессионалов по вопросам учебно-воспитательного процесса. Это совместное решение специфических вопросов и педагогических задач, которые возникают в повседневной жизни школы. Педагогические советы являются не только высшим органом управления школой, но и формой организации непрерывного образования и развития учителя. Любой ли педсовет выполняет названные функции? Конечно, нет. К сожалению, типичная картина: докладчик что-то рассказывает, две четверти слушателей заполняют журналы, четверть мирно общается на галерке, про остальных ничего определенного нельзя сказать, они делают вид, что внимательно слушают докладчика, но слышат ли? Можно ли изменить сознание педагога на подобных «педагогических советах»? Ответ очевиден. Пассивное восприятие любой информации без осмысления и последующей рефлексии не способно повлиять на поведение человека. Человек меняет свои убеждения только в активной деятельности.

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть.(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Установка на размышления

Кафедра открытых образовательных технологий имеет большой опыт в проведении проблемных педагогических советов, направленных на развитие педагогического мастерства. Особенностью таких педсоветов является вовлечение каждого педагога в активную деятельность с помощью открытых образовательных технологий.

Деятельность педагогов строится по-разному в зависимости от целей педагогического совета. Так, если руководитель хочет ознакомить педагогов с какой-либо новой педагогической технологией, он организует педсовет «в технологии», воспроизводя ее основные моменты и попутно рассказывая о ней. Выработка стратегии дальнейшего развития школы предполагает совсем другую организацию деятельности педагогов – включение коллег в поиск путей разрешения ряда противоречий, выявленных в учебно-воспитательном процессе школы. Успешным приемом выработки общего решения в данном случае является «мозговой штурм».

Для примера рассмотрим, как можно организовать педагогический совет на тему «Развитие педагогического мастерства через развитие педагогического общения». Это установочный педсовет. «Установочный» – от слова «установка». Установка как основная категория теории личности была введена в психологию Дмитрием Николаевичем Узнадзе и означает готовность к определенной активности в зависимости от наличия потребности и объективности ситуации ее удовлетворения.

Отношение учителя ко всему новому зависит от комплекса его установок: на ученика, на себя как педагога, на способы своей педагогической деятельности. В каждой из этих установок выделяются три стороны:

1. Настрой на определенные знания и размышления (психологи называют его когнитивной составляющей).

2. Готовность к определенным переживаниям (эмоциональная составляющая).

3. Предрасположенность к определенному поведению (поведенческая составляющая).

Следовательно, «установочный» педсовет берет на себя сложнейшую миссию: создать условия для переоценки педагогических ценностей; попытаться изменить мнения, взгляды, суждения и представления учителя об ученике, о своем профессиональном предназначении; пробудить желание учить и воспитывать по-новому.

Названный педагогический совет состоит из следующих процессов: ознакомление учителей с теоретическими знаниями о стилях педагогического общения и способах педагогического воздействия, применение полученных знаний в предложенных теоретических педагогических ситуациях, побуждение учителей к выбору стратегии поведения в предложенной реальной педагогической ситуации.

В этом педсовете использован дидактический цикл – технологичный способ усвоения нового материала, уже знакомый читателю (см. №26 «УГ»), и приемы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (см. №13 «УГ»).

Этапы большого пути

1. Обнаружение незнания. Актуализация имеющегося знания. Назовите слагаемые педагогического мастерства и проранжируйте их по степени значимости.

2. Создание познавательного «дискомфорта». Зачитывается цитата: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, голоса, фигуры. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не пойдет или не почувствует того, что нужно» (А.С. Макаренко).

Вопрос: Что вы думаете о цитате А.С. Макаренко? Имеет ли она отношение к педагогическому общению? Педагогическое общение исчерпывается только тем, о чем сказано в цитате?

Краткое обсуждение.

3. Освоение нового учебного материала. Парам выдается информация по педагогическому общению и стилям педагогического общения. На ознакомление с этой информацией и обсуждение ее в парах дается 10 минут. Прием «Чтение и суммирование в парах». Читающий текст № 1 выбирает ключевые определения, значимые для него, и дополняет или что-то изменяет в слагаемых педагогического мастерства. Текст № 2 перерабатывается в соответствии с таблицей 1.

После сбора информации в парах происходит ее обсуждение в группах.

4. Ликвидация незнания. Применение нового учебного материала. Педагогические ситуации. «Шляпы» общения.

Каждой группе дается одна педагогическая ситуация и разные «шляпы» общения. Задание – выйти из предложенной ситуации средствами заданного «шляпой» стиля педагогического общения. Демократический «+» – зеленый; демократический «-» – желтый; попустительский «+» – черный; попустительский «-» – синий; авторитарный «+» – красный; авторитарный «-» – белый.

Педагогическая ситуация №1 Ученики класса, в котором учитель является классным руководителем, регулярно не убирают классную комнату, и учитель либо начинает занятие в неубранном кабинете, либо выслушивает от коллег замечания по поводу работы в «свинарнике».

5. Присвоение нового знания. После этого группам дается еще по одной ситуации и предлагается выйти из нее наилучшим образом. После подготовки каждая группа инсценирует выход из этой ситуации. Остальные группы оценивают это представление.

1. Учитель вошел в класс в начале урока и увидел грязную доску.

2. Учитель приходит в класс и видит, что первые столы свободны, а за последними ученики сидят очень тесно.

3. Учитель застал ученика за нанесением «наскальных рисунков».

4. На уроке ученики постоянно отвлекаются и требуют от учителя повторения объяснения.

5. Ученик обвиняет учителя в неправильно поставленной оценке.

6. В школу вбежал регулярно опаздывающий ученик и попался на глаза завучу.

7. На уроке без видимых причин ученики зашумели.

6. Осуществление обратной связи, самоконтроль. Мозговой штурм. Учителям предлагается ознакомиться с результатами анкетирования по педагогическому общению в своей школе. Все оценивают ситуацию и решают, как из нее выйти наилучшим образом.

Вывод: из каждой педагогической ситуации существует несколько выходов, учитель способен выбрать наилучший, независимо от своего стиля общения.

Немного теории

Почему представленный педсовет можно отнести к группе установочных? Ответим на этот вопрос.

Настрой на определенные знания и размышления об ученике, о себе как педагоге, о способах своей педагогической деятельности происходил на трех этапах педагогического совета. Прежде чем организовать усвоение слушателями теоретического материала о педагогическом общении, необходимо актуализировать в сознании педагогов имеющиеся по данному поводу знания. Фаза педсовета, названная нами «Обнаружение незнания», осуществляется в два этапа: актуализация имеющейся структуры знания и обнаружение недостатка этого знания. Она начинается с «обнажения» имеющихся представлений о педагогическом мастерстве учителя. Чтобы в этой структуре обнаружить «брешь», педагогам необходимо дать такое задание, которое поможет выявить недостаток имеющихся знаний и пробудить желание получить новую информацию. Второй этап направлен на создание «познавательного дискомфорта», когда незнание или сомнение в правильности имеющихся представлений начинает слушателя раздражать и получение новой информации становится желанным. На этом этапе происходит постановка учебной цели и, что очень важно, принятие ее слушателями.

Фаза педсовета, названная «Освоение нового учебного материала», исключает сообщение информации или показ действия ведущим педсовета. Она предполагает активное восприятие нового, выявление и осознание внутренних связей и отношений между элементами материала. Есть разные формы подачи новой информации: слово коллеги, чтение заранее подготовленного текста, просмотр кинофильма или диапозитивов, работа с энциклопедической литературой, поиск информации в сети «Интернет» и т.д.

Осознание приращения к знанию (ликвидация незнания) происходит в ходе сравнения цели с результатом. На этом этапе схематичное представление связей и отношений между отдельными элементами знания помогает его структурированию.

Знать – не значит применять! Чтобы понять, насколько «работоспособны» новые представления, их следует применить в знакомой педагогу ситуации. Необходимость решения одной задачи разными способами побуждает педагогов дополнительно осознать полученную информацию. Так оформляется когнитивная составляющая установки педагога: на ученика, на себя как педагога, на способы своей педагогической деятельности.

Предрасположенность к определенному поведению (поведенческая составляющая) формируется в условиях свободного выбора. При этом выбор зависит в том числе и от полученной в ходе педсовета информации. Этот этап педсовета отвечает за присвоение педагогом новой информации. Если педагоги для решения педагогической ситуации выбрали в основном демократический стиль общения или смешанный, можно считать, что цели установочного педагогического совета на 75% достигнуты.

Не менее 25% успеха установочного педсовета зависит от эмоциональной составляющей установки учителя на ученика, на себя как педагога, на способы своей педагогической деятельности.

Завершающая фаза педсовета направлена на включение педагога в определенные переживания. Одновременно для ведущего наступает этап «Осуществление обратной связи, самоконтроль», который направлен на коррекцию результатов педсовета. Переживать учитель будет, если предложенная ему ситуация касается его лично, или школы, в которой он работает, или его учащихся, или родителей. Поэтому если на предыдущих стадиях использовался абстрактный материал, на последнем этапе педсовета материал должен быть личностно значимым. Учителям предлагается ознакомиться с результатами анкетирования по педагогическому общению в своей школе.

При подготовке педагогического совета учителям и ученикам можно предложить анонимные частично закрытые анкеты. Пересекающиеся вопросы анкет могут быть сгруппированы по трем направлениям:

потребности учителей и учащихся в общении;

отношение учителей и учащихся к педагогическому общению;

общие тенденции в организации процесса педагогического общения в школе.

Интервью по личным вопросам

Анкеты могут содержать следующие вопросы и варианты ответов.

Анкета для учителей

Уважаемые педагоги, предлагаем вам ответить на несколько вопросов, касающихся педагогического общения (ответы по возможности ранжируйте).

1. Удовлетворены ли вы общением с детьми в тех классах, где преподаете?

а) удовлетворен полностью;

б) скорее да, чем нет;

в) скорее нет, чем да;

г) нет.

2. Какая работа в этих классах приносит вам наибольшее удовлетворение?

а) общение с учащимися на уроке;

б) индивидуальное общение;

в) эвристическая беседа на уроке;

г) внеурочная деятельность;

д) дискуссии.

3. Что затрудняет ваше общение с учащимися?

а) мое нежелание общаться с детьми;

б) нежелание детей общаться с вами;

в) недостаток теоретических знаний по педагогике и психологии;

г) недостаточная требовательность к себе, ответственность;

д) другие причины (допишите) _______________________________________

4. Какие профессионально-личностные качества, по вашему мнению, необходимы педагогу для успешной организации педагогического общения?

а) эрудиция;

б) самообладание, выдержка, терпение;

в) педагогический такт;

г) способность к сопереживанию;

д) потребность в общении с учащимися;

е) чувство юмора;

ж) коммуникабельность;

з) трудолюбие, трудоспособность;

и) требовательность к себе, постоянная работа над собой.

5. Какими видами деятельности вам легче заниматься с детьми?

а) организовывать самостоятельную работу;

б) давать новый материал объяснительно-иллюстративным методом;

в) организовывать проблемное обучение;

г) работа в группах;

д) дидактические игры.

6. Как вы предпочитаете оценивать учебную деятельность детей?

а) Оценивание сопровождаю объяснением, за что поставлена оценка;

б) оценкой поощряю достижения учащихся;

в) оценкой наказываю нерадивых учащихся;

г) связываю оценку с затраченными мною усилиями на обучение этих детей;

д) использую оценку для повышения мотивации детей.

7. Как вы предпочитаете налаживать дисциплину в классе?

а) призываю на помощь чувство юмора;

б) пишу замечание в дневник;

в) интересуюсь проблемами ребят;

г) выгоняю тех, кто плохо себя ведет, из класса;

д) меняю вид работы данному ученику;

е) ставлю «два» за поведение;

ж) прибегаю к помощи класса;

з) повышаю голос.

8. По поводу общения учителя с учащимися хочу добавить следующее

_________________________________________

Анкета для учеников

Ребята, заполните, пожалуйста, самостоятельно предложенную анкету. Отвечая на вопросы, вы можете подчеркнуть один или несколько ответов, удовлетворяющих вас.

1. Удовлетворены ли вы общением с педагогами, работающими в вашем классе?

2. С каким учителем вам приятнее общаться?

а) с тем, который прямо подчиняет учеников своей власти, но дает хорошие знания;

б) который явно показывает, что ему безразлично общение с учениками;

в) который хорошо понимает школьников и активно-положительно к ним относится;

г) который всегда занят и ему некогда пообщаться;

д) который всегда готов пообщаться, но знаний не дает.

3. Что затрудняет ваше общение с учителями?

а) мое нежелание общаться с ними;

б) нежелание педагогов общаться со мной;

в) у нас нет общих тем для общения;

г) мешает разница в возрасте;

д) учителя меня не понимают;

е) я не понимаю учителей;

ж) другие причины (допишите) _______________________________________

4. Какие профессионально-личностные качества вы цените в педагогах?

а) эрудицию;

б) самообладание, выдержку, терпение;

и) требовательность к себе, постоянную работу над собой.

5. Когда вам легче общаться с учителями?

а) на уроке;

б) на праздничном вечере;

в) во время классного часа;

г) после уроков;

д) при встрече на улице;

е) никогда.

6. Как вы предпочитаете, чтобы учитель оценивал вашу учебную деятельность?

а) оценивание необходимо сопровождать объяснением, за что поставлена оценка;

б) оценкой надо поощрять мои достижения;

в) оценка должна наказывать меня за нерадивость;

г) нужно, чтобы я сам оценивал свою работу на уроке;

д) предпочитаю, чтобы мою работу на уроке оценивали одноклассники.

7. Как вы предпочитаете, чтобы учитель налаживал дисциплину в классе?

а) призывал на помощь чувство юмора;

б) писал замечание в дневник;

в) интересовался моими проблемами;

г) выгонял из класса;

д) повышал голос;

е) ставил «два» за поведение;

ж) прибегал к помощи класса.

8. По поводу моего общения с учителями хочу добавить следующее

Результаты анкетирования можно занести в сводную таблицу 2. Вот пример подобной таблицы, данные которой придуманы автором для демонстрации случая несовпадения учительских и ученических представлений о педагогическом общении в школе.

Анализ результатов анкетирования

1) Как вы расцениваете полученные результаты? Что можно сказать об общении в школе учащихся и учителей? Можно ли на основе данного анкетирования что-то сказать о взаимоотношениях учащихся друг с другом?

2) Какие моменты педагогического общения, повлиявшие на некоторый дискомфорт детей, зависят только от учителя?

3) Какие моменты педагогического общения, повлиявшие на некоторый дискомфорт детей, не зависят от учителя?

4) Какие пути совершенствования педагогического общения в школе вы можете предложить?

Решение педагогического совета в таком случае становится коллективным и инициируется самими педагогами.

Вместе с тем решение, принятое педсоветом, можно по праву считать одним из основных результатов становления школьной команды. Оно отражает готовность команды к функционированию в условиях реализации современных подходов в образовании.

Людмила ПРОКОФЬЕВА, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории дидактики Института теории и истории педагогики РАО, зав. кафедрой открытых образовательных технологий Московского института открытого образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте