search
main
0

Демократическая гражданственность. Необходимо правовое сознание

В современном мире соблюдение прав и свобод человека – главный критерий оценки развитости общества вообще и гражданского в частности, критерий способности общества решать самые сложные экономические, политические и социальные проблемы.

Конституция Российской Федерации предоставляет широкий спектр прав и свобод человеку и гражданину. Однако настоящее положение дел говорит о том, что существует серьезный разрыв между провозглашаемыми правами и свободами и их реальным воплощением в жизни большинства граждан. Следует признать, что массовая правовая безграмотность в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты порождает повсеместную безнаказанность и произвол властей, существенно тормозит становление гражданского общества и правового государства. Поэтому для современного российского общества особенно остро стоит проблема формирования гражданской культуры населения, основа которой – правовое сознание, способность гражданина отстаивать свои права и свободы. Одним из многочисленных шагов государства, предпринятых в этом направлении, было принятие Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и создание на его основании института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Свобода и независимость уполномоченного при принятии решений, невмешательство в его работу государственных органов и должностных лиц являются непременным условием эффективной правозащитной деятельности, гарантией объективности и беспристрастности. Принимаемые им в рамках данных ему полномочий решения не подлежат обжалованию и пересмотру, включая органы правосудия и прокуратуры. Он рассматривает обращения граждан и способствует восстановлению их прав, осуществляет независимый мониторинг ситуации с соблюдением прав человека, взаимодействует с представителями властей различных уровней, правоохранительными и судебными органами, международными организациями. Ненадлежащее исполнение органами власти всех уровней и должностными лицами требований законов, принятых на основе и во исполнение базовых положений Конституции, является главной причиной нарушений прав человека. К сожалению, Архангельская область не исключение.

Так, уполномоченному пришлось обращать внимание депутатов на ряд нарушений прав человека, имевших место в законопроекте «О социальных пособиях гражданам, имеющим детей». Этот областной закон шел в разрез с федеральным законом (так называемый «О Северах»). Нарушения устранены, областной закон принят в соответствии с действующим федеральным законодательством. Ряд областных законопроектов, ухудшавших социальное положение населения Архангельской области, благодаря вмешательству уполномоченного не получил дальнейшей разработки (например, не вступили в силу поправки к закону «О социальной защите инвалидов», делающие невозможным полное соблюдение прав инвалидов; изменен областной закон «О государственном социальном обслуживании населения в Архангельской области»).

Большое внимание уделяется вопросам ясности и четкости областного законодательства для повышения эффективности правового регулирования, так как большинство норм носит общий, отсылочный или неопределенный характер. Нередко одна конкретная ситуация с нарушением прав человека на поверку оказывается целым блоком проблем. В частности, вопросы социальной незащищенности различных слоев населения. Примером могут служить коллективные жалобы пенсионеров Мезенского района в 2003-2004 гг., в ходе рассмотрения которых вскрылись нарушения прав учителей, работающих в сельской местности. При сотрудничестве с прокуратурой, главой администрации области были восстановлены права сельских педагогов и пенсионеров, а решения Собрания районных депутатов отменены.

Реализуя право законодательной инициативы, уполномоченный вносит на рассмотрение Архангельского областного собрания депутатов предложения, замечания и поправки к проектам областных законов. Практика показала достаточно высокую эффективность такого взаимодействия.

Крайне остро в области стоит проблема детства. У нас сохраняется один из наиболее высоких уровней подростковой преступности – 14,7% по области против 9,8% по России в 2004 г. Число малолетних правонарушителей, совершивших преступления год назад, впервые за всю историю области превышает показатели всех регионов России. Казалось бы, в области немало делается для решения этого вопроса. Однако в течение двух последних лет программа профилактики преступности и безнадзорности несовершеннолетних не финансируется. Нет должной координации ведомств, как того требует федеральное законодательство. Важным и положительным моментом стало принятие депутатами 2 марта 2005 г. областного закона «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», разработчиком которого явилась областная прокуратура. На очереди областной закон «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Архангельской области» и соответствующие программы.

Много нарушений прав человека допускается при применении жилищного права, социальных выплат, трудового права. Большое внимание уделяется проблеме соблюдения законодательства о военнослужащих (например, восстановлены права военнослужащих – жителей Архангельской области на получение страховых выплат в связи с получением в период военной службы заболеваний, увечий). Проблемы, жалобы, заявления, с которыми к уполномоченному обращаются граждане, требуют новых подходов реагирования, отвечающих изменяющейся ситуации в обеспечении и защите прав и свобод человека. В своей работе уполномоченный взаимодействует с органами власти и управлениями всех уровней, в том числе и ведомствами Российской Федерации.

Остаются сложными вопросы получения гражданства Российской Федерации. Однако в адрес уполномоченного обращаются не только иностранные граждане в привычном понимании этого слова, но и бывшие соотечественники, которые стали у себя дома, в России, лицами без гражданства или иностранцами. Уполномоченный направляет запросы в соответствующие посольства о подтверждении приобретения гражданства Российской Федерации, тем самым ускоряя процедуру оформления.

Места лишения свободы, включая изоляторы временного содержания (ИВС) УВД области, также являются предметом особого внимания уполномоченного. Непростая ситуация сложилась с нарушением прав лиц, находящихся в изоляторах временного содержания. Из 19 изоляторов, функционирующих в области, только один (г.Коряжма) по своим санитарным нормам более или менее отвечает требованиям норм международного права и требованиям федерального законодательства. Остается нерешенным вопрос о содержании лиц, подвергнутых административному аресту.

Учитывая наличие информации о нарушениях прав людей, носящих массовый характер, уполномоченный предполагает усилить свое внимание к следующим приоритетным задачам: вопросу «брошенных поселков», жители которых, в основном пенсионеры, остаются на выживание в прямом смысле этого слова, так как лишаются всех жизнеобеспечивающих социальных структур в связи с ликвидацией градообразующих предприятий; проблеме компенсаций жителям экологически неблагоприятных районов, загрязненность которых связана с выбросами отходов космического характера; разработке областного закона «О системе профилактики безнадзорности и преступности несовершеннолетних».

Хочется в очередной раз подчеркнуть необходимость ликвидации массовой правовой безграмотности, обучения для этого правам человека через систему правового просвещения и образования в области прав и свобод, форм и методов их защиты. Однако решить эту задачу силами отдельных ведомств, организаций и учреждений невозможно. Нужна система, способная консолидировать и координировать эту многоплановую работу.

Н.АХРАМЕНКО, уполномоченный по правам человека по Архангельской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте