search
main
0

Делу – время, потехе – час

Среди многочисленных рекомендаций об усилении контроля над учениками, над выполнением домашних заданий, в том числе требованиями создать электронные журналы и дневники, которые родители будут регулярно проверять и добиваться от своих чад неукоснительного их выполнения, практически не видно рекомендаций о том, как выработать в детях и взрослых чувство ответственности. Учитель отвечает за свои уроки. А кто отвечает за домашние задания, за то, чтобы ребенок пришел в школу с тетрадками и ручками, за поведение? Согласно закону ответственность за успеваемость учащихся несут их родители, о чем они зачастую не подозревают. Да и от школьников часто слышишь: «Мама не положила… не собрала… не выгладила… не разбудила…» Как сделать, чтобы дети, например, выполняли домашние задания, не забывали собрать рюкзак, вовремя вставали по утрам? С какого возраста можно и нужно учить ребенка тому, что он (она) сам отвечает за свои поступки?

С самого раннего.

В большой семье моей бабушки-учительницы многих так называемых проблем попросту не было либо они решались еще до их возникновения. Сыновья садились решать сложные задачи по математике в старших классах, а мы – внуки – пристраивались рядом, бабушка давала каждому из нас свое задание. Кто-то рисовал, кто-то читал, кто-то что-нибудь мастерил. Без лишних слов и объяснений мы четко знали: делу – время, потехе – час. Семейная мудрость вспомнилась, когда двое моих детей уже ходили в школу, а младшая в свои три года бурно протестовала против их непонятной занятости. Я купила ей большой блокнот и каждый день давала «домашнее задание». Сидели все трое за одним столом, другого просто не было. Двое делали «домашку», а третья трудолюбиво выписывала крючочки и палочки или раскрашивала картинки, или сама что-то рисовала. В таком раннем возрасте ребенок способен понять, что сфера семейных интересов и дел постоянно расширяется, хотя, конечно, не сумеет этого сформулировать. Если раньше, до того как ребенок пошел в школу, вы всей семьей готовили обед, убирали со стола, приводили в порядок комнату, то теперь к обязательным делам прибавилась школьная составляющая. Стоило лишь правильно организовать время, режим дня, и оказалось, что можно обеспечить мирное сосуществование детей разного возраста. Если у кого-то из детей что-то не получалось, они обязательно помогали друг другу. Знали, что серьезная задача по физике в старших классах требует не только внимания, но и (временами) папиной помощи по вечерам. А если папа занят со старшим ребенком, младшие могут тихо поиграть рядом.

У нас в семье не принято было, чтобы родители проверяли школьные дневники, каждый день добивались ответа на вопрос : «Что задано на дом?». С очень раннего возраста мы прекрасно понимали: учеба – это наша ответственность. И точно знали, что попросить помощи можно всегда. Никогда нас не ругали за оценки, зато всегда хвалили за любой успех, будь то победа в олимпиаде или выступление на школьном вечере, прыжок в высоту или участие в фестивале школьных талантов. Были и есть в семье медалисты, хорошисты и троечники, люди с учеными степенями и рабочие. Все – полезные члены общества.

Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте