Недавно Российская академия образования отпраздновала свой 60-летний юбилей. У РАО оказалось немало единомышленников: конференц-зал едва вмещал всех гостей из правительства, Совета Федерации, Государственной думы, Счетной палаты, академий образования бывших союзных республик и даже из Китая.
В длинную очередь выстроились 48 желающих зачитать поздравительные открытки, но президент РАО Николай Никандров решил ограничиться малым, не затягивать с приветствиями и как можно быстрее перейти к делу. Ведь за два праздничных дня необходимо было успеть сделать многое: выслушать доклады вице-президентов РАО Владимира Борисенкова о «Педагогической науке сегодня», Давида Фельдштейна – о «Психологических проблемах образования и самообразования современного человека», Валерия Полякова – о «Содержании и методах современного образования», выбрать научного секретаря (забегая вперед скажем, что им избран Сергей Дармодехин, который до этого момента исполнял эти обязанности), принять устав и план работы академии, рассказать коллегам о том, что сделано. А сделано РАО немало. Упомянем лишь о некоторых важнейших итогах научной деятельности за последние 5 лет. Например, в области высшей школы академия провела анализ практики лицензирования, аттестации и аккредитации, показавший ряд недостатков по каждой из процедур и некоторые отклонения от положений Закона «Об образовании». В связи с этим ученые предложили Министерству образования упростить процедуры: сохранить аккредитацию, возложив на нее некоторые функции лицензирования и аттестации. Исследования школьной литературы установили, что по содержанию большинство учебников бессистемны и неполны. Из-за этого у школьников часто возникают трудности в обучении.
Российская педагогика никогда не была свободной. Она всегда была авторитарной. Сначала она подстраивалась под царское самодержавие, а затем – под коммунистический строй. Однако какими бы путами ни было связано образование, для академии наравне с обучением приоритетом всегда было воспитание. За последние 12 лет, что в России существует демократическое общество, воспитание практически было забыто. Вот почему для современных детей главным в жизни являются «баксы, бабки и «зелень» – на них можно купить не только материальные блага, но и чувства. Например, любовь. Правда, романтика у молодых длится недолго – до первого аборта или венерической болезни. Статистика на этот счет весьма печальна. В 2002 году число абортов на 100 женщин в возрасте старше 15 лет было в Бельгии – 6, в Нидерландах – 7, в Германии – 8, в России – 62! Показатели по заболеваниям, передающимся половым путем, и по ВИЧ-инфекции у российских подростков в 100 раз выше, чему у их сверстников из Западной Европы. Это говорит о том, что в условиях полной свободы нельзя забывать и о просвещении. Почему-то мы не стесняемся показывать по телевизору порнографию, а в школе о сексуальном воспитании и заикнуться боимся.
– Я знаю, сколь неоднозначно в нашем обществе, в том числе и в стенах РАО, воспринимается обращение к проблемам сексуального просвещения. А ведь это очень важная педагогическая, а не медицинская проблема, – сказал в своем докладе вице-президент РАО Владимир Борисенков.- Гендерная педагогика в России делает лишь первые шаги, даже термин этот мало кому известен. Но необходимо осознать, что без учета особенностей развития и социализации детей разного пола не может быть ни успешной борьбы с подростковой преступностью, ни подготовки их к семейной жизни.
К этой проблеме, как и ко всему образованию, необходим научный подход. Но что делать, когда задание ученым дает государство. Вправе ли оно вносить коррективы, без оглядки на науку? В своем выступлении вице-президент академии Валерий Поляков вспомнил, как в начале 60-х годов XX века некоторые руководители партии, и Никита Хрущев в том числе, посчитали, что 10 лет для среднего образования многовато, и решили перевести страну на 8-летку. Идея, в общем-то, абсурдная, но тогда поддержать ее готовы были многие. К счастью, эта реформа не прошла, но сколько сейчас задумывается нововведений, которые, кроме ущерба, ничего хорошего образованию принести не могут.
Доклады выступающих академики слушали с интересом, но с еще большим интересом и воодушевлением они поздравляли своих коллег, получивших заслуженные награды: 13 вручили золотые медали Российской академии образования за достижения в науке и 16 академикам – медали К.Д.Ушинского. Последней награды также удостоены Александр Асмолов и Марьяна Безруких.
Директор института возрастной физиологии Марьяна Безруких работает в РАО уже 30 лет. Все это время она занималась изучением трудностей, возникающих у детей в процессе обучения, помогала им осваивать азы чтения и письма, вплотную занималась проблемой леворуких и многими другими физиологическими и возрастными особенностями школьников. В этом году в российских школах стартовала программа ранней профилактики наркомании под названием «Все цвета кроме черного». Марьяна Михайловна написала более 250 научных работ, выпустила более трех десятков книг, методических разработок для педагогов и родителей. Она отметила, что сейчас для института приоритетами являются физиологическое развитие и здоровье детей, создание для них комфортных условий обучения. Что же касается РАО, то одним из приоритетных направлений фундаментальных и прикладных исследований станет до 2010 года «Модернизация управления экономикой образования», «Совершенствование содержания и методов преподавания биологии, географии, математики в сельской (в том числе малочисленной) школе», «Совершенствование предметной подготовки учителей математики и информатики на основе концепции математических приложений информатики» и многое другое.
Комментарии