search
main
0

«Дельта» видит все. Новый тест позволяет оценить индивидуальный прогресс каждого ребенка

В вопросах оценки качества образования на первый план сегодня выходит проблема не того, что мы можем измерять, а того, зачем мы это делаем. И мы либо наблюдаем за работой учителя и школы и после принимаем решение о том, кого наказать, а кого поощрить, либо углубляемся в анализ учебного процесса и пытаемся рассматривать индивидуальный прогресс учеников. Зачем это нужно? Во-первых, и в-глав­ных, такая оценка помогает заглянуть в будущее. А такое предвидение крайне важно, если речь идет об образовательном процессе, который сегодня постоянно совершенствуется. Об этом говорили в ходе очередного семинара Института образования НИУ ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования».

​Как измерить неизмеримое?

Дискуссии о том, как важно соз­дать инструменты для измерений в этой области, начались, по словам научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ Исака Фрумина, уже порядка семи лет назад. Именно динамика улучшения индивидуальных результатов является самым важным показателем в образовательном процессе, но есть ли возможность на самом деле ее измерить? Все выглядит несложно в области, например, физической культуры: допустим, прогресс по прыжкам в длину… Но так ли все просто, когда речь идет о том, как дети пишут сочинения?

По большому счету все измеряемые и понятные процессы уже в целом охвачены такими составляющими системы оценки общего образования, как экзамены и мониторинги, в том числе и международные. И тем не менее, по словам научного руководителя Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Виктора Болотова, опираясь только на них, сделать шаг вперед в оценке качества образования невозможно. Нужна оценка индивидуального прогресса в классе и школе.

И современные качественные разработки в этом направлении уже есть. Как отметил директор Института психологии и педагогики развития СО РАО профессор Борис Хасан, сегодня среди таких инструментов можно назвать два теста – «Дельта» (дополнительно читайте о тесте в материале «Учительской газеты» №49 от 3 декабря 2013 года) и School Achievement’s Monitoring (SAM). В основе обоих – развитие идеи советского психолога Льва Выготского об освоении способа культурного действия.

В тесте «Дельта», которому Борис Хасан уделил основное внимание в своем докладе, лежит трех­уровневая модель индивидуального прогресса учащихся, где каждый новый уровень показывает динамику освоения предмета, а также то, как меняется мышление школьника. Проверяется это с помощью задач разного уровня, которые предлагают учащимся в ходе тестирования. На первом уровне решение задач происходит по стандартному образцу. Здесь важно, по словам Бориса Хасана, удержаться от «спонтанности» и «неправильного действия», нужно вспомнить, как учитель на уроке решал такую же задачу, и применить увиденный алгоритм. При всей простоте действий даже первый уровень дает понимание мыслительного процесса ребенка – здесь можно различить, насколько осмысленно учащийся использует известное ему правило.

Если этот уровень освоен в полной мере, становится возможен «сдвиг внимания» и выход на вторую ступень. Здесь задачи частично повторяют задания первого уровня, но разница в том, что теперь они осложнены лишними данными, и ребенку необходимо понять, может ли он применить уже известный ему алгоритм решения и каким образом. На этом уровне выявляются учащиеся, ориентирующиеся уже на общий способ решения задачи.

Задачи третьего уровня нередко приравниваются к творческим или исследовательским, поскольку они выявляют, способен ли учащийся изменить освоенный им способ решения задачи таким образом, чтобы он смог сработать в новых условиях. Как отметил Виктор Болотов, задачи третьего уровня показывают уже то, что учащийся обладает целым набором инструментов и понимает, какой применим в данной ситуации и почему он работает именно здесь.

«Правильно» значит «отлично»

Тест «Дельта» – это инструмент, который позволяет отследить не статическое состояние, а динамику становления мышления школьников. О положительной динамике, по словам Бориса Хасана, можно говорить, когда происходит переход от более низкого к более высокому уровню в освоении предмета или когда налицо увеличение количества правильно выполненных заданий данного уровня в рамках одного среза.

На сегодняшний день в рамках «Дельты» проводятся три таких среза по русскому языку и математике. Тестирование идет в начальной и основной школе. Стартовый срез становится базой всего исследования, поскольку исходя из его результатов эксперты видят, с кем работает учитель, какими знаниями обладают ученик и класс. С учетом полученных результатов учитель разрабатывает программу действий по изменению образовательной ситуации, он вместе с учениками планирует, каких результатов нужно достичь ко второму срезу, который пройдет через полгода или год. После очередного тестирования происходит оценка эффективности выработанных мер, и они вновь корректируются.

По словам старшего научного сотрудника Центра индивидуального образовательного прогресса КК ИПКиППРО, учителя математики красноярской гимназии «Универс» Оксаны Белоконь, в рамках «Дельты» реализуется и классический подход индивидуализированного представления результатов его конечным потребителям. У «Дельты» много адресатов – от учащихся до администрации школ.

Что обычно интересно администрации? То, какова динамика учебных достижений в классах. Конечно же, всегда хочется, чтобы она была только положительной, поэтому «Дельта» показывает управленцам, кто из учителей демонстрирует наиболее успешный опыт или применяет лучшую технологию, а кто, наоборот, нуждается в поддержке.

Учитель получает в рамках «Дельты» настоящее руководство к действию, он начинает лучше видеть каждого ученика и класс в целом. Теперь педагог может выстроить образовательную ситуацию таким образом, чтобы учащиеся работали вместе наиболее эффективно, делились ресурсами и знаниями и усиливали друг друга на каждом уроке для более продуктивного освоения материала.

Кроме того, в рамках «Дельты» можно показать и самому ученику, что он умеет сейчас, и спланировать вместе с ним его дальнейшее продвижение. В итоге учащийся понимает, что в одной сфере он может добиться результата сам, а в другой ему нужно, чтобы что-то объяснил и показал учитель. По словам Бориса Хасана, ситуация, когда ученик сам решает, каков уровень, на который он претендует, то есть реально заинтересованное вовлечение учащегося в образовательный процесс, – это и есть горизонт всего проекта. Причем не обязательно это должен быть третий уровень.

Виктор Болотов подчеркнул, что в данном тесте заложено правильное понимание: нет нормы, нет отличников и двоечников, ни один уровень не является плохим или хорошим. Причем, как под­черк­нул Виктор Болотов, нередко оказывается, что именно отличники застряли на первом уровне, потому что они привыкли делать все правильно, по образцу, и это оказывается для учителя трудным открытием.

Уровни для всех

Главный эксперт Института образования НИУ ВШЭ Борис Эльконин обратил внимание собравшихся на основную идею «Дельты»: важно не то, какого уровня ты достиг, а смог ли повысить свой прежний уровень или хотя бы удержать его.

Если же говорить об исследовании с методологической точки зрения, то, как отметил Борис Эльконин, если мы смотрим на него как на диагностику, то она и должна ставить «диагноз». Тем не менее «Дельта» скорее просто констатирует факт нормального или ненормального обучения в классе.

Хорошо, по его словам, и то, что ко всем участникам образовательного процесса «Дельта» адресуется по-разному. Но вопрос в том, а не нужно ли дифференцировать и то, как обращаться к членам внешне однородной группы? Например, к тем же учителям. Кто тот педагог, который может адекватно воспринять предложенный ему информационный продукт? Ответ на этот вопрос упирается в средства учителя, которыми он работает. И в «Дельте» заложен, как отметил Борис Эльконин, идейный потенциал для исследований, которые могут дать оценку самим педагогам. Ведь точно так же есть те, кто работает лишь на первом уровне, давая знания «по образцу», кто-то уже может выстроить методику, а третьи – по прецеденту методики способны выстроить сам метод работы.

Директор Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Елена Карданова также подчеркнула важность попытки измерения именно индивидуального прогресса и провела сравнение. По ее словам, если говорить о похожем инструменте – SAM, то удалось выявить любопытный факт. Обширное исследование на базе красноярских школ показало, что к окончанию начальной школы в хорошо функционирующей образовательной среде не менее половины учащихся вышли на второй уровень и только порядка 15% – на третий. Причем удивительно, что к середине основной школы произошел перелом, и больше 50% детей оказались все-таки на третьем уровне относительно знаний начальной школы.

Виктор Болотов тем не менее вновь подчеркнул, что всем и не нужно действовать на третьем уровне, потому что, если вдруг будет сказано, что третий уровень – это цель, администрации школ вполне могут принять это на во­оружение. И тогда вся идеология исследования будет нарушена. Эти уровни и определение того, на каком из них в данный момент находится каждый ребенок, нужны прежде всего педагогам и школьным психологам, но никак не тем, кто может заставить всех коллективно взять высшую планку.

«Дельта», по словам Виктора Болотова, вообще хороший инструмент поиска альтернативных способов оценки, не имеющих ничего общего с традиционной вычитательной, которая сегодня бытует в школе: выполнил по образцу – пятерка, чуть отступил – четверка и т. д. Именно поэтому и получается, что отличником становится не изобретатель, а тот, кто знает, как соответствовать правилу.

В целом же разработчики ориентированы на то, чтобы «Дельта» способствовала не только определению индивидуальных уровней и того, как индивидуальность ребенка влияет на его обучение, а и тому, чтобы ребенку было интересно учиться, чтобы он сам понимал, какое место занимает и к чему у него есть шанс прийти, чтобы образовательное продвижение и его темпы были его собственным выбором.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте