search
main
0

Деловая игра Правовой лабиринт

Основные задачи:
1. Проверка качества усвоения знаний учащимися.
2. Формирование умения практического применения полученных знаний учащимися.
В игре участвуют две (или более) команды учащихся 10-11-х классов. Побеждает команда, получившая в конце игры большее количество баллов.

Конкурс “Преступления и проступки”
Командам предлагаются наборы карточек с описанием различных правонарушений. Необходимо их разложить в 2 ряда: 1-й ряд – преступления, 2-й ряд – проступки. Время на выполнение задания – 5 минут. За каждую правильно разложенную карточку команда получает 0,5 балла. Всего предложено 12 ситуаций. Таким образом, команды могут получить в этом конкурсе максимум 6 баллов.
Карточки:
А) Гражданка Крымова получила от своих знакомых 150 тысяч рублей на покупку автомобиля “ВАЗ”, после чего скрылась.
Б) Четырнадцатилетние подростки баловались с огнем у гаража, в результате чего обгорела дверь гаража.
В) Гражданин Сидоров управлял машиной, предварительно выпив несколько кружек пива.
Г) Владелец фирмы “Прометей”, чтобы не платить по долгам, объявил себя банкротом, для чего подделал финансовые документы.
Д) В городе Н. была организована вооруженная автоматами и пистолетами группа для осуществления нападений на граждан и организации.
Е) Гражданин Мухамедов, приехавший из Баку, в течение двух месяцев проживал в Казани, но так и не зарегистрировался по месту пребывания.
Ж) Гражданин Иванов в пьяном виде ударил соседа, угрожал другим людям физической расправой, размахивая кухонным ножом.
З) Гражданин Николаев грубо обругал пассажира трамвая, оказал сопротивление работнику милиции, вызванному пассажирами.
И) Продавщица Лахова на просьбу покупательницы еще раз взвесить колбасу ответила отказом, при этом обозвала покупательницу сутягой.
К) Проходя таможенный контроль в аэропорту, гражданин Мухин не указал в таможенной декларации предметы, имеющие историческую ценность.
Л) Директор краеведческого музея содержал экспонаты, относящиеся к периоду Великой Отечественной войны (боевые винтовки в исправном состоянии, пистолеты и автоматы), в обычной подсобке; часть экспонатов была украдена.
М) Безработные Жильцов и Дмитриев выпили в подъезде дома по бутылке вина. Затем оба вышли на улицу, ругались, кричали и приставали к прохожим.
Правильный ответ. Преступления: А, Г, Д, Ж. Проступки: Б, В, Е, З, И, К, Л, М.

Конкурс “Исторический экскурс”
Командам зачитывается задание: “Какая норма современного российского уголовного права соотносится с идеями, содержащимися в приведенных ниже текстах?” Тексты зачитывают ученики, облаченные в костюмы соответствующей эпохи. Время на размышление – 1 минута. За правильный ответ команда может получить 3 балла.
Текст 1. “Не должен есть себе от соперника первый удар ожидать, ибо через такой первый удар может такое причиниться, что и противиться весьма забудет”. (Из “Воинских артикулов” Петра I).
Текст 2. “Если, идущу мне, нападет на меня злодей и, вознесши над головой моей кинжал, восхочет меня им пронзить, – убийцею ли я почтуся, если я предупрежу его в его злодеянии и бездыханного его к моим ногам повергну?” (А.Радищев. “Путешествие из Петербурга в Москву”).
Правильный ответ. Норма, исключающая ответственность за совершение деяния в состоянии необходимой обороны.

Конкурс “Ценные бумаги”
Команды получают наборы карточек. Из них необходимо выбрать те, на которых указаны виды ценных бумаг. Время на выполнение задания – 1 минута. За правильно выполненное задание команда получает 3 балла.
Карточки:
А) Деньги.
Б) Облигация.
В) Вексель.
Г) Паспорт.
Д) Проездной билет.
Е) Банковский чек.
Ж) Депозитный или сберегательный сертификат.
З) Банковская сберегательная книжка на предъявителя.
И) Почетная грамота.
К) Акция.
Л) Завещание.
Правильный ответ. Необходимо выбрать карточки Б, В, Е, Ж, З, К.

Конкурс “Хочу стать бизнесменом”
Командам зачитывается ситуация: “Семену 16 лет. Он решил стать предпринимателем. Для этого юноша обратился в регистрационную палату по месту жительства с заявлением, паспортом и фотографией. Но там ему сказали, что не хватает еще одного документа. Что еще должен был предъявить Семен для того, чтобы его зарегистрировали как индивидуального предпринимателя?” Время на размышление – 30 секунд. За правильный ответ команда получает 4 балла.
Правильный ответ. Семен должен был предъявить письменное согласие родителей на занятие им предпринимательской деятельностью.

Конкурс “Наследство”
Командам зачитывается ситуация: “Гражданин Иванов завещал все свое имущество родной сестре. После смерти Иванова его жена сочла несправедливой ситуацию, когда несовершеннолетняя дочь Иванова не получала ничего из наследства отца, и обратилась в суд с требованием выделить из наследства долю дочери”. На что по закону может претендовать несовершеннолетняя дочь Иванова? Выберите правильный ответ из предложенных карточек. На выполнение задания командам дается 1 минута. За правильный ответ команда получает 5 баллов.
Карточки:
А) Дочь Иванова имеет право на половину имущества отца.
Б) Дочь Иванова имеет право на все имущество отца.
В) Дочь Иванова имеет право на определенную часть имущества.
Г) Дочь Иванова не имеет никаких прав на имущество.
Правильный ответ. Необходимо выбрать карточку В.Несовершеннолетние дети независимо от содержания завещания имеют право на обязательную долю наследства (не менее 2/3 доли, которая бы им причиталась при наследовании по закону).

Конкурс “Покупатель всегда прав!”
Перед командами разыгрываются две шуточные сценки. В каждой сценке необходимо выявить нарушения “Закона о защите прав потребителей”. На обдумывание и обсуждение командам дается 2 минуты. За каждое выявленное нарушение команда получает 1 балл. Всего в каждой сценке по 5 нарушений. Таким образом, команда может получить в этом конкурсе максимум 10 баллов (за обе сценки). Нарушения выделены курсивом в скобках.
Первая сценка.
В магазин входят Покупательница с подругой.
Покупатель: Ой! А это что такое?
Продавец: Это финтифлюка.
Покупатель: А сколько стоит? (Должна быть информация о цене – т.н. ценник).
Продавец: 3 тыщи.
Покупатель: А финтифлюка – это что такое?
Продавец: Ну раз вы не знаете, значит, вам это не нужно! Обходились же без нее! (Должна быть предоставлена информация об основных потребительских свойствах товара).
Покупатель: А вдруг вот она мне понадобится. Может, я без нее жить не могу, а я об этом даже не подозревала.
Продавец: Ну раз жить без нее не можете, объясню: финтифлюка предназначена для финтифлюирования.
Покупатель: Так, дайте мне 100 грамм. Дам мужу сначала попробовать. Пусть пофинтифлюирует. А там посмотрим.
Продавец: 100 грамм?.. Да вы что, издеваетесь! Не стану я вам вешать эти грамульки. Берите килограмм! (Должен взвесить столько, сколько потребует покупатель). Если вы нищая и не можете купить финтифлюки, достаточной для финтифлюирования, так и скажите. А сейчас ступайте на паперть – просить милостыню! Ступай, ступай, нищенка! (Нанесение морального вреда).
Подруга Покупателя: Безобразие! Что за грубое обращение! Ну-ка дайте мне 250 кг гвоздей. И каждые 100 грамм гвоздей – в отдельный пакетик, пожалуйста!
Продавец: Гвозди отдельно у нас не продаются. Только в наборе.
Подруга Покупателя: А что в наборе-то?
Продавец: Финтифлюки! (Нельзя обусловливать приобретение одних товаров обязательным приобретением других товаров).
Правильный ответ. Команды должны выявить следующие нарушения прав потребителей:
А) Отсутствие информации о цене (то есть “ценника” на товаре).
Б) Не предоставлена информация об основных потребительских свойствах товара.
В) Отказ взвесить тот вес, который попросил покупатель.
Г) Унижение достоинства, нанесение морального вреда.
Д) Нельзя обусловливать приобретение одних товаров обязательным приобретением других товаров.

Вторая сценка.
Покупатель глуховат (входит со слуховым рожком).
Покупатель: Здравствуйте! Я месяц назад купил в вашем магазине холодильник. Но он так шумит…
Продавец: Вам-то какая разница? Вы же все равно ни черта не слышите!
Покупатель: Для меня действительно нет никакой разницы. А вот сосед… Сосед спать по ночам не может из-за моего холодильника.
Продавец: А где холодильник-то?
Покупатель: Дома! Я думал, что вы его сами привезете!
Продавец: Может, тебе еще к самолету доставить? У нас нет службы доставки – везите сами (должны доставить; если нет, то возместить расходы потребителя, связанные с доставкой).
Покупатель привез холодильник.
Покупатель: Вот, привез.
Продавец: И чего же вы хотите?
Покупатель: Я хочу обменять этот холодильник на другой, который не шумит.
Продавец: Ишь чего захотел! (Должны поменять). Тем более сейчас в продаже холодильников нет! Короче так! Мы сейчас забираем у вас холодильник, ремонтируем бесплатно, а через месяц вы приходите и забираете свой холодильник (не месяц, а 20 дней).
Покупатель: Позвольте, а где же я буду хранить продукты? Ведь лето на дворе – все испортится.
Продавец: Ну это уж ваши проблемы (должны на время ремонта предоставить аналогичный товар).
Покупатель: Я возмущен обслуживанием в вашем магазине. И считаю, что мои права нарушены. Я подам на вас в суд.
Продавец: Валяйте! Года два побегаете по кабинетам, заплатите огромную госпошлину (потребители по искам, связанным с нарушением их прав, госпошлину не уплачивают).
Вбегает сосед Покупателя.
Сосед: От грохота его холодильника я оглох. Требую возмещения ущерба! Айда, сосед, в суд! Мы им покажем, где раки зимуют. Всю жизнь будут в рассрочку выплачивать нам денежки.
Правильный ответ. Команды должны выявить следующие нарушения прав потребителей.
А) Отказ доставить товар весом более 5 кг для обмена либо ремонта.
Б) Отказ поменять товар ненадлежащего качества на аналогичный товар надлежащего качества.
В) Максимальный срок ремонта не месяц, а 20 дней.
Г) Отказ предоставить на время ремонта аналогичный товар.
Д) Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, госпошлину не уплачивают.

Конкурс “Экспертиза товара”
Каждой команде даются товары для проведения экспертизы на предмет полноты информации о товаре, расположенной на его упаковке. Время – 3 минуты. Команды заполняют “Контрольный лист экспертизы товара”:

Правильный ответ. На упаковке продукта питания должна содержаться следующая информация: государственный стандарт; состав; вес или объем; калорийность; содержание вредных для здоровья веществ, противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний; цена; правила и условия эффективного и безопасного использования товара; срок годности; место нахождения (юридический адрес) изготовителя.

Конкурс “Испытательный срок”
Командам зачитывается ситуация: “При приеме на работу секретарем 17-летней Светлане установили испытательный срок в два месяца. Но через неделю выяснилось, что Светлана не справляется с данной работой. Через месяц ее уволили как не выдержавшую испытания”. Вопрос: какие правовые ошибки были допущены администрацией предприятия в данной ситуации? Время на размышление – 30 секунд. За правильный ответ команда получает 3 балла.
Правильный ответ. В соответствии со статьей 70 Трудового кодекса РФ при приеме на работу лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, испытания не устанавливаются.

Конкурс
“Наказать!”
Командам зачитывается вопрос: “Какие виды взысканий может применять администрация к работнику, нарушившему трудовую дисциплину?” Команды получают карточки с различными видами взысканий (наказаний), среди которых необходимо выбрать правильные. Задание считается выполненным верно, если названы все три взыскания и не названо ни одного лишнего. За правильный ответ команда получает 3 балла.
Карточки:
А) Предупреждение.
Б) Замечание.
В) Выговор.
Г) Строгий выговор.
Д) Штраф.
Е) Удержание части зарплаты.
Ж) Увольнение.
З) Арест на 15 суток.
И) Избиение розгами.
Правильный ответ. Новый Трудовой кодекс РФ (от 30 декабря 2001 г.) устанавливает три взыскания за совершение дисциплинарного проступка: замечание, выговор, увольнение. Необходимо выбрать карточки Б, В, Ж.

Конкурс
“Перевод на другую работу”
Перед командами разыгрывается сценка. Необходимо выявить нарушения трудового законодательства. На обдумывание и обсуждение командам дается 2 минуты. За каждое выявленное нарушение команда получает 2 балла. Всего в сценке 2 нарушения. Таким образом, команда может получить в этом конкурсе максимум 4 балла.
Сценка. Начальник вызывает работника к себе в кабинет.
Начальник: Вы, наверное, в курсе, Сидоров сломал ногу и лежит сейчас в больнице. Вам предстоит ненадолго – на полтора-два месяца – заменить его. Вопросы есть?
Работник: Насколько я помню, Сидоров – дворник, а я – слесарь 6-го разряда. Так что же вы мне предлагаете – метлой махать?
Начальник: Ничего страшного – помашете немного. Как миленький пойдете и будете делать то, что прикажут. А не хотите, как хотите – уволю и “ноу проблем”.
Работник: Но ведь у дворника зарплата в 3 раза меньше, чем у меня?
Начальник: Не беспокойтесь. Вас будут бесплатно кормить обедом, на время перевода выдадут проездной на автобус, в когда вернетесь – дадим вам 14 дней отгулов и отправим вас на эти 2 недели бесплатно в наш дом отдыха. Так что разница в зарплате компенсируется. Вы зря беспокоитесь.
Правильный ответ. Команды должны выявить следующие нарушения прав работника:
А) Продолжительность перевода на другую работу для замещения отсутствующего работника не может превышать одного месяца.
Б) Оплата труда при переводе на другую работу не может быть ниже среднего заработка по прежней работе.

Конкурс “Увольнение”
Перед командами разыгрывается сценка. Необходимо выявить нарушения трудового законодательства. На обдумывание и обсуждение командам дается 2 минуты. За каждое выявленное нарушение команда получает 1 балл. Всего в сценке 5 нарушений. Таким образом, команда может получить в этом конкурсе максимум 5 баллов.
Сценка.
Встречаются 2 работника.
Первый работник: О, Вася, привет! С выздоровлением! Ты знаешь, пока ты неделю был на больничном, тебя уволили. Извини, что именно я тебе сообщил эту плохую весть, хотя для тебя это значения не имеет.
Второй работник: За что же так меня?
Первый работник: А помнишь, 2 месяца назад у тебя был прогул, тебя не было на работе 3 часа.
Второй работник: Так ведь дело же уладили.
Первый работник: Ну я не знаю. Мне только велели передать, чтобы ты, как выйдешь, сразу зашел к начальнику.
Начальник: А, Василий, проходи, проходи!
Второй работник: Мы же то дело уладили?!
Начальник: Это тебе показалось, что уладили… Короче, я тебе объявляю выговор и увольняю с работы за прогул. Выговор будет занесен в трудовую книжку. Все, свободен!
Правильный ответ.
А) Не допускается увольнение работника в период его временной нетрудоспособности.
Б) Отсутствие на работе 3 часа – это не прогул. По Трудовому кодексу РФ прогулом считается отсутствие работника на рабочем месте более 4 часов подряд.
В) Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее одного месяца со дня обнаружения проступка.
Г) За одно нарушение трудовой дисциплины можно наложить только одно взыскание.
Д) В трудовую книжку можно записывать только благодарности; выговоры и другие взыскания в трудовую книжку не заносятся.

Айдар АМИНОВ,
учитель истории и граждановедения

Казань

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте