Банк идей
Цели игры:
1. Развитие детского самоуправления.
2. Приобщение детей к “взрослой жизни”.
3. Воспитание активной жизненной позиции.
4. Научить детей трудиться, зарабатывать деньги.
Большой резерв в воспитательной работе – это вовлечение учащихся в различные классные, школьные и внешкольные объединения, где важнейшим условием является наличие актива. И не важно, как он будет называться, важна его самоуправленческая деятельность.
На первое место выходит “игра”, которая помогает превратить воспитательную работу в совместную творческую деятельность учеников, учителей, родителей, различных общественных организаций и где ребенку отводится самое важное место.
А чтобы добиться большего эффекта, необходимо увязать игру со всей школьной жизнью, с интересами каждого ученика, дать ему возможность выбора позиций, где он сможет проявить себя.
Такую игру мы назвали “Банк идей” (Банк интеллектуально-творческих идей).
Игра должна быть простой и в то же время интересной. Исходя из контингента учащихся и наших условий, мы избрали шесть основных направлений, по которым проводится часть воспитательной работы, основанной на самоуправленческих началах учащихся:
– учеба учащихся и учеба классов;
– дисциплина в школе;
– трудовая деятельность;
– спортивная работа;
– санитарно-просветительская работа;
– культурно-массовые мероприятия.
См. схему.
УЧАСТНИКИ ИГРЫ
В игре участвуют все учащиеся и весь педагогический коллектив школы. Каждый класс превращается в маленькое государство со своим президентом, который выбирается на классном собрании, также на собрании выбирается “президентский совет” (брокеры и начальники отделов). При голосовании рекомендации по созданию “команды президента” в первую очередь дает президент. Все, что находится в классе, является собственностью данного классного коллектива, все, что находится вне класса, – собственность “Совета банка”.
ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
Как и во всех современных экономических союзах, вводится единая денежная единица, которая называется “школлар” – Ш/. (См. рисунок).
Президент класса получает от “банка” чековую книжку, по которой только он может снимать деньги со счета и проводить любые банковские операции. Но по всем банковским операциям президент обязан отчитываться перед “президентским советом”, а при необходимости и перед всем классом. На начало деятельности каждый класс получает кредит от “банка”, который он в конце учебного года должен вернуть с процентами. Расчеты с клиентами “банк” проводит за безналичные и наличные “школлары”.
(Приложения 1-7).
Конечно же, “школлары” должны быть подкреплены реальными деньгами или другими ценностями.
УПРАВЛЕНИЕ ИГРОЙ
“Банком идей” руководит “Совет банка” созданный из президентов классов, или проводятся выборы в школе по действующей системе выборов в России. Управляющим “Совета банка” является взрослый, но при появлении лидера руководство можно отдать ученику.
В “Совете банка” создаются отделы, в которых руководителями являются ученики. Необходимы и журналисты для освещения школьной жизни и доведения информации до всех учащихся. “Совет банка” собирается на свои заседания 1-2 раза в месяц и обсуждает вопросы школьной жизни, дисциплины и учебы, выносит свои решения. Для ведения банковского учета необходим бухгалтер-заведующий школьным магазином.
Руководители отделов приглашаются на совещания педагогических работников по вопросам их деятельности. Они должны (совместно с ответственными учителями или администраторами) владеть сведениями, помогать проверять дневники, иметь информацию об учебе и дисциплине в школе, т.е. участвовать активно в учебно-воспитательном процессе.
ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ
После выборов президентов и “Совета банка”, каждый класс выдвигает в “копилку идей” мероприятия, которые можно провести в школе, как сделать жизнь и учебу веселее и увлекательнее. Все идеи обрабатываются, проводится “аукцион идей” (биржевые торги). На аукцион допускаются от классов только президенты и брокеры. Они покупают понравившиеся идеи для своего класса. Но необходимо установить минимум “идей” в полугодие (у нас две). Каждый класс сам определяет, сколько и каких “идей” им нужно провести. Планированием мероприятий занимаются учащиеся. Здесь уместно определение – “лучше меньше, но качественнее, лучше”. Аукцион проводится 1-2 раза в учебный год.
После покупки класс принимается за претворение в жизнь купленной “идеи”. Если класс не смог реализовать “идею” в течение полугодия, то на него накладывается штраф за каждую купленную и непроведенную “идею”. “Совет банка” может установить сроки проведения “идей”, если будет такая необходимость в планировании школьных дел. Претворять “идею” в жизнь классу помогают родители, общественные организации, другие структуры, причем эта помощь учитывается при оценке “идеи”. Класс может организовать рекламу, выпустить пригласительные билеты, установить плату за вход – это все инициатива и фантазия детей. Главное, чтобы было интересно, познавательно, весело.
Оценивают проведенную “идею” члены “Совета банка”: которая поинтереснее – та и подороже. Установлен предел от 100 до 500Ш/. Никто не имеет права менять решения совета, даже директор школы. Члены совета имеют право посещать любые мероприятия, проводимые в школе и купленные на бирже.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИГРЫ
В течение всего учебного года класс и учащиеся зарабатывают школлары, которые могут потратить:
– на приобретение школьных, письменных, кондитерских товаров в школьном магазине;
– откупить часть дней летней трудовой практики;
– выпускные классы проконвертировать на рубли к выпускному вечеру;
– заказать школьный автобус для поездки на море, в город, театр и многое другое, чем богата школа.
Где берутся реальные деньги для конвертации школлара?
– Учащиеся школы выращивают овощи с последующей реализацией.
– Зарабатывают деньги в лесничестве.
– Развивается тепличное хозяйство.
– Сдаются в аренду школьные помещения и транспорт.
– Помогают спонсоры.
Происходит круговорот. Весь коллектив школы зарабатывает реальные деньги, часть которых выплачивается работавшим, на эти деньги приобретаются товары и ценности, которые реализуются на школлары в процессе игры. При плохой хозяйственной деятельности может быть и инфляция, когда товаров мало, а школларов много, и обмен школларов, когда учащиеся занимаются их накопительством, и, конечно, другие “банковские курьезы”, к которым дети приобщаются со школьной скамьи.
Николай СТАРОКОНЬ,
директор Сосновской
средней школы;
Игорь ЗАПЕРТОВ,
заместитель директора по воспитательной работе
Полесский район,
Калининградская область
Приложение # 1
Учебный отдел
Качество знаний класса – прирост среднего балла класса одной четверти по отношению к предыдущей – х 500 Ш/
Наличие и состояние дневников в классе за полугодие – количество баллов х 10 Ш/
Приложение # 2
Культурно-массовый отдел
1. Воплощение в жизнь идей класса – по оценке Совета банка
2. Походы
Поездки
Экскурсии в город и на предприятия
3. Посещение:
театра – 100 Ш/
музея – 50 Ш/
4. Общешкольные дела:
участие – 50 Ш/; I место – 100 Ш/; II место – 80 Ш/; III место – 70 Ш/
Приложение # 3
Спортивный отдел
Приложение # 4
Санитарный отдел
Приложение # 5
Дисциплинарный отдел
1. Дежурство по школе за неделю
2. Неучастие в школьных мероприятиях – минус 100 Ш/
3. Невоплощение в жизнь идеи класса – минус 500 Ш/
4. Нарушение дисциплины учащимися школы – по решению Совета банка
Приложение # 6
Трудовой отдел
Приложение # 7
Положение
о выплате стипендий в Сосновской средней школе
Цели и задачи
В целях стимулирования стремления к учению, повышения престижа образования, привития интереса к предметам, воплощения в жизнь лозунга, что “для школьника учеба есть труд”, вводятся ежемесячные стипендии для учащихся школы, имеющих оценки “4” и “5” по всем предметам с 3-го по 11-й класс.
Условия выплат стипендий
Стипендии выплачиваются по итогам учебы за четверть. Учащимся, имеющим оценки “4” и “5” по всем предметам:
в 3-м классе – 20 Ш/
в 5-9-м классе – 40 Ш/
в 10-11-м классе – 50 Ш/
При наличии двух оценок “4”:
в 3-м классе – 30 Ш/
в 5-9-м классе – 50 Ш/
в 10-11-м классе – 60 Ш/
Отличникам учебы, имеющим все оценки “5”:
в 3-м классе – 50 Ш/
в 5-9-м классе – 80 Ш/
в 10-11-м классе – 100 Ш/
Порядок выплат стипендий
Выплата стипендий производится:
за сентябрь – октябрь – ноябрь – по итогам 1-й четверти
за декабрь – январь – февраль – по итогам 2-й четверти
за март – апрель – по итогам 3-й четверти
за май – по итогам 4-й четверти.
Примечание: 1. В 1-2-х классах, согласно Уставу школы, выставляется качественная оценка.
2. В 10-11-х классах выставляются промежуточные оценки за четверть.
Комментарии