search
main
0

Дело жизни. Учитель истории – хранительница памяти

Ольга МАТВЕЕВА училась читать не по букварю. Дед, фронтовик, дошедший до Берлина, открывал тяжелые тома «Энциклопедии Великой Отечественной войны», разворачивал огромные карты, и 5-летняя Оля ползала по ним, слушая объяснения старика про ставки, фланги, контратаки.

Ольга – человек исторический. Не читает слезных романов и детективов – только исторические книги. В театр ходит на исторические пьесы, и даже сама с ребятами ставила «Марию Стюарт». Как всякая дама, имеет слабость к безделушкам – собирает керамические мини-фигурки. Конечно же, исторические – солдатиками в формах разных армий и эпох уставлена вся квартира. Мягкая и женственная, спорит она на единственную тему – историческую.

– Нет, вы не правы, Ольга Александровна! – Режут правду-матку десятиклассники. – Почему это мы сами виноваты в том, что допустили фашистское нападение? Конечно, Сталин поступил беспонтово – разведчики ему сообщали о предстоящей войне, а он скрывал. Но Гитлер-то, Гитлер-то что сделал? Пакт заключил, доверием людей воспользовался. Фашист!

Ольга улыбается про себя: главное – вовремя задать провокационный вопрос и направить дискуссию в нужное русло. Уроки истории она любит проводить в музее боевой и трудовой славы. Последние пять лет он стал главным местом в школе №10 города Омска. Бабушки приводят нерадивых внуков: вот посмотри, мама-то у тебя была отличницей. Выпускники разыскивают в альбомах фотографии потерянных друзей.

Для Ольги музей – дело жизни. «Дороже дома» – смеется она. Когда шесть лет назад Галина Кожедуб, директор школы №10, предложила Матвеевой восстановить музей к 30-летию учебного заведения, она и не ожидала от себя такого азарта. Сыну Артему было тогда 14, и в музее они с матерью даже ночевали – сторож не заметил полуночников и запер школу. Начала Ольга с ветеранов Великой Отечественной войны. Активисты музея – пятеро «звездочек» – обошли Солнечный, разыскали фронтовиков и ветеранов педагогического труда. Теперь все на учете. Никто не забыт: каждый класс взял под свою опеку нескольких стариков. Потому что, по мнению Матвеевой, в истории главное – люди. А их с каждым годом все меньше. Надо успеть. Нельзя хранить историю, не относясь к людям бережно. Одиннадцатиклассницы Юля и Оля Пушкаревы записали воспоминания своей тети. Она не была на фронте, не держала оружия в руках. На обычных листочках – совсем не героические воспоминания: голод, работа, ожидание Победы. Сестры были потрясены обыденностью подвига. А через месяц тетя умерла – будто сделав что-то важное, позволившее успокоиться.

Ольга воспоминания собирать не может – плачет. Вот у «звездочки» Наташи Максимчук это получалось так хорошо, что после выпуска поступила в академию, выбрав профессию социального работника. Для Ольги история не становится прошлым, и от этого далеким. К экспонатам музея она относится, как к достоянию – личному, а не общественному. Заразила не только ребят, но и коллектив. Теперь все, прежде чем выбросить что-то из домашнего архива, задумываются: «А не пригодится ли это Матвеевой?» Школьный библиотекарь Татьяна Лахина ненароком вырыла на даче какие-то ржавые железки странной формы. Ольга Александровна отдала их на экспертизу в Омский историко-краеведческий музей и выяснила, что одна «штучка» является наконечником древней стрелы. Назначение второй определить не удалось, но Матвеева и ее бережет свято. История – наука своенравная и непредсказуемая. Мало ли какие фокусы может выкинуть.

Начали, например, составлять летопись своей школы. 35 лет – разве срок для вечности? Пошли дальше. Узнали, что поселок Солнечный образовался 65 лет назад, а «десятка» зародилась еще в дореволюционной… конюшне. В старом деревянном здании, наспех переоборудованном, учились деды и прадеды нынешних отличников и двоечников. Семиклассник Максим Алдаев забрался на чердак соседней девятиэтажки, чтобы нарисовать родной Солнечный – старый и современный – с высоты птичьего полета.

– Видите, маленько пропорции нарушены, – показывает мне картину хранительница музея. – Но это мелочи. Зато какова тяга к знаниям!

Неправда, что современные дети инфантильны и непатриотичны, считает Ольга. Даже малыши замирают в музее – экспонаты «спят», как объясняет она. Особенно когда рассказывает про то, как чувствовали себя дети на войне:

– Вам страшно ночью в лесу? Только потому, что темно? А они рисковали жизнью. Им тоже было страшно, но любовь к людям, к своей земле оказалась сильнее страха. Представьте себя на их месте.

Они представляют: «А я смог бы! И на войну бы убежал, и стрелять научился!» Недавно Матвеева водила десятиклассников на премьеру «Вечно живых» в драматический театр. Они почти не дышали, глядя на сцену. Может быть, потому, что война вошла в их судьбы. Великая Отечественная не обошла их семьи тоже. По-новому открыли родных, научились уважать не только древность, но и старость. На классных часах, уроках истории, на политинформациях, которые проходят среди реликвий, ребята чувствуют себя частью огромного целого – своей страны. А Кирилл вместо аплодисментов в театре вдруг свистнул. Ольга Александровна расстроилась – учила, воспитывала, и все зря? «Это так здорово, что не удержался, простите», – извинялся мальчишка. Для него прошлое тоже стало близким.

Омск не был в оккупации, но война и в тылу война. Школьникам интересно, что ели, во что одевались их ровесники. Потрясенно слушают, как в классах замерзали чернила, а за дровами приходилось ходить на другой берег Иртыша. Пробитая каска, осколки гранат в музее хранятся рядом с фронтовой фляжкой Ольгиного деда и странной ложкой из черного сплава. Тяжелая, почти наполовину стертая, она тоже знак войны – была талисманом трех поколений солдат. Отец Галины Меркуловой, жительницы Солнечного, с этой ложкой за голенищем невредимым вернулся из-под Сталинграда. Внук – из-под Кандагара. И дай Бог, чтобы она осталась в музее на вечное хранение – Ольга мечтает, чтобы она не пригодилась Меркулову-правнуку. Галина Геннадьевна дорожит семейной реликвией и выдает ее во временное пользование только лично в руки Матвеевой.

Хранительнице школьного музея люди доверяют самое ценное. Историко-краеведческий музей предлагает ей реликвии – «десятка» находится на окраине города, к тому же на всю округу она единственный источник культуры. Матвеева с удовольствием устраивает выездные выставки для ребят и взрослых. Семья Барабанщиковых подарила картину деда – его увлечение будет теперь жить, пока жива школа. Слесарь Игорь Сергеев завещал музею камни – 290 уральских самоцветов. Детям нужнее, да и будет кому помянуть добром. Вдовы приносят медали покойных солдат. Жена Ивана Ивановича Пономарчука передала целый «иконостас» – медали «За отвагу», «За взятие Берлина», орден Славы: у Матвеевой надежнее.

В школе провели выставку плакатов и рисунков к 60-летию Победы. Все четыре этажа были увешаны произведениями детского творчества. За неделю двухсменных уроков не пострадала ни одна картина. Галина Кожедуб, директор школы №10, говорит, что это была на редкость спокойная неделя – дети ходили, будто по струнке. Похоже, они тоже научились хранить ценности, главная из которых – память.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте