Есть судьбы яркие, как звезды. Есть люди, которые, однажды выбрав свою дорогу, идут по ней уверенно и твердо, являясь маяками для других. …Учительские судьбы особенные. Учитель всегда под прицелом сотен глаз, живет у всех на виду. Тем более если он директор школы, такой, как человек, о котором мы хотим рассказать. Петр Семенович Фецюх.
35 лет педагогического стажа. 35 лет директорства, совмещенного с учительской деятельностью – преподаванием истории и обществоведения. 32 года бессменного депутатства в Красногорском поселковом совете. 4 года работы депутатом в Государственном собрании Республики Марий Эл, активное участие в реализации социальной политики региона. За этими цифрами целая жизнь, яркая, насыщенная, отданная людям. Компетентность, чувство долга, справедливость, активная жизненная позиция, требовательность к себе и другим – эти качества в полной мере присущи Петру Семеновичу Фецюху.А истоки этой удивительной судьбы – на Украине. Родился Петр Семенович Фецюх 1 марта 1940 года в Горлицком районе Краковской области, в многодетной семье, где был третьим ребенком. Родители собственным примером воспитали в детях трудолюбие, ответственное отношение к делу. Жили трудно. Но были в тяжелом послевоенном детстве мальчика и светлые мгновения: он увлекался спортом, особенно футболом, катался на велосипеде, любил учиться, с легкостью осваивал школьную науку. Однако нужно было помогать семье, и в 1958 году, после окончания школы, юноша пошел работать токарем на Дрогобычский машиностроительный завод. Затем с 1959 по 1962 год служил в рядах Советской Армии. Волею судьбы украинский хлопчик осваивал воинскую специальность ракетчика на территории Марийской АССР, и вот уже более полувека жизнь Петра Семеновича Фецюха тесно связана с республикой.После увольнения в запас в 1962 году молодой человек поступил на первый курс историко-филологического отделения Марийского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской. Студенческая жизнь была бурной: активист, бессменный староста группы, член профкома института, он успевал еще и заниматься спортом: участвовал в мотокроссах, был капитаном сборной команды института по волейболу. Будучи старшекурсником, осваивал азы преподавательской деятельности: читал лекции по истории абитуриентам, занимавшимся на подготовительных курсах. Здесь, в пединституте, Петр Семенович нашел и свою вторую половинку: красивую и умную студентку физмата Зою. 30 июня 1963 года они расписались, в июле сыграли свадьбу. И вот уже 46 лет Петр Семенович и Зоя Константиновна идут по жизни вместе, понимая и поддерживая друг друга. Супруги воспитали прекрасных детей: дочь Елену и сына Алексея, сейчас отдают свою заботу и внимание пятерым внукам, которым есть с кого брать достойный пример.Но все это произойдет позднее, а пока 26-летний выпускник Марийского пединститута получает назначение на должность директора в красногорскую среднюю школу №1 и в августе 1966 года приступает к своим обязанностям.Энергия, напористость, деловые качества молодого директора быстро позволили ему завоевать уважение коллектива. За девять лет работы Петр Семенович вывел школу в число первых в районе и в республике. Одна из его заслуг – введение кабинетной системы. Сколько усилий пришлось приложить директору, чтобы оснастить школу современным оборудованием, наглядными пособиями, музыкальными инструментами! Часто приходилось выезжать даже за пределы республики (в Татарию, Чувашию). Зато и результат не заставил себя ждать: повышалось качество обучения, дети с удовольствием шли в школу, а после уроков занимались в кружках по интересам, в спортивных секциях. Кстати, и сам Петр Семенович Фецюх, несмотря на занятость, не оставлял спорт: играл в волейбол в составе школьной и районной команд.Петр Семенович постоянно в движении, у него много планов. В школе открываются Ленинская комната (ценой совместных усилий педагогов и учащихся), комната Боевой славы, активно действуют лекторские группы. Большое внимание уделяется внеклассной работе, особенно патриотическому воспитанию.Петр Фецюх сумел сплотить коллектив школы, повысить ее авторитет среди родителей и общественности. Казалось бы, жизнь обретает стабильность, но впереди – новый виток судьбы: в августе 1975 года тридцатипятилетнего директора переводят в красногорскую среднюю школу №2.Петр Семенович возглавил образовательное учреждение в непростой период: полным ходом шло строительство нового школьного здания. В подготовке к сдаче школы в эксплуатацию участвовали учителя, учащиеся и родители. Снова приходилось выбивать средства, добывать оборудование, оснащать кабинеты.Строительство стало серьезным экзаменом для директора, и Петр Семенович успешно с ним справился. 5 февраля 1976 года в новом здании красногорской средней школы №2 состоялся большой праздник – новоселье. Принимая символический ключ от храма знаний, Петр Семенович выразил уверенность, что в недалеком будущем школа станет образцовой и известной не только в районе, но и в республике.В характере Петра Семеновича Фецюха – сдерживать свои обещания. И действительно, за 26 лет работы на посту директора он вывел школу в передовые, она прославилась далеко за пределами республики.Петр Семенович – умелый и опытный руководитель. Большое внимание он уделял подбору педагогических кадров. Переходя в новую школу, он пригласил с собой своих первых помощников и единомышленников – З.П. Кожанову и М.И. Тойшеву, чей высокий профессионализм и опыт помогли ему успешно наладить учебно-воспитательный процесс.Петр Семенович Фецюх много внимания уделял профессиональному росту педагогов, повышению их не только методического, но и общекультурного уровня, так как считал, что учитель должен постоянно самосовершенствоваться, чтобы быть интересным детям. Под руководством директора сформировалась педагогическая система многих мастеров своего дела.Особой заботой Петра Семеновича было становление молодых педагогов, постоянно чувствовавших его внимание и деятельную поддержку. Петр Семенович Фецюх был директором-новатором, экспериментатором, открытым для всего нового, что появилось в педагогике. Под его руководством в школе были созданы классы с углубленным изучением предметов и классы выравнивания (компенсирующего обучения), спортивные и педагогические классы, внедрена десятибалльная система оценки знаний. Налажена система оперативной информации и обратной связи. Школа отслеживала дальнейший путь своих выпускников, содействовала их успешной адаптации во взрослой жизни, поддерживала связь с вузами, техникумами, армией, производством.Петр Семенович, как мудрый руководитель, считал, что жизнь учеников не должна ограничиваться школьными стенами, что уже в юном возрасте важно привить ребятам не только тягу к знаниям, но и умение трудиться, поэтому на каждом предприятии поселка у школы были друзья. Особенно тесная связь была с заводом «Электродвигатель». Школа условно считалась одним из заводских цехов, каждый класс имел своих шефов, работники предприятия вели многочисленные кружки и секции для ребят. Шефы организовывали экскурсионные поездки для активистов и отличников учебы. А еще построили спортивный городок, хоккейное поле, подарили школе духовой оркестр.Сотрудничала школа и с совхозом «Кожласолинский», помогая в уборке урожая. И каждую осень 35 лет подряд Петр Семенович вместе с учителями и учащимися выходил на совхозные поля. Это очень показательный штрих к его портрету: всегда быть вместе с детьми и коллегами, не перекладывая на других свою ношу. Он и в школу-то приходил раньше всех и уходил последним, никогда не позволял себе расслабиться, был всегда подтянут, собран.Еще одна его черта – демократичность: все вопросы директор старался решать коллегиально. В своей школе Петр Семенович был в курсе всех событий, но никогда не ограничивал свободу других членов администрации, доверяя своим единомышленникам.Прекрасные организаторские способности, талант руководителя, компетентность и требовательность позволили Петру Семеновичу Фецюху в короткие сроки привести школу к успеху. Здесь проходили практику студенты пединститута, университета, проводились семинары районного и республиканского уровня. Для Марийского института образования школа стала опорной: сюда приезжали учиться директора и заместители директоров со всей республики. Перенимали опыт и коллеги из других регионов: Чувашии, Татарии, Армении, даже из далекой Венгрии. Гости могли нагрянуть неожиданно: в любой момент могла открыться дверь класса, впуская очередную группу посетителей. Такая обстановка требовала огромной работоспособности педагогов, умения мобилизоваться. Школа жила под девизом: «К каждому уроку готовиться, как к открытому». Это неизменно поддерживало в коллективе боевой дух, сплачивало его, росли профессионализм и мастерство педагогов.Петр Семенович и здесь показывал пример: очень ответственно относился к собственным урокам, тщательно готовился к ним, стараясь сделать яркими, интересными, результативными. По субботам проводил по 5-6 занятий, нагружал себя, чтобы освободить учителей – женщин, имеющих детей, дать им возможность побыть лишний час с семьей.Для Петра Семеновича вообще свойственны чуткость, внимание к человеку, будь то ребенок или взрослый. Вот еще два штриха к его портрету. В течение многих лет каждое утро ученики и учителя, открыв дверь школы, встречали приветливый взгляд директора. Петр Семенович для каждого находил нужное слово. И это стало доброй традицией.А еще Петр Семенович первым поздравляет педагогов с днем рождения. Постоянно на протяжении многих лет он помнит о наших праздниках. Наши дни рождения начинаются с телефонного звонка и его такого знакомого, бодрого голоса…Школа стала его судьбой, главным делом всей жизни. Вклад Петра Семеновича в дело образования и просвещения был оценен по достоинству. Петр Семенович Фецюх награжден орденом «Знак почета», медалью «За доблестный труд», знаком «Отличник народного просвещения». Ему присвоены почетные звания «Заслуженный учитель школы Марийской АССР», «Заслуженный учитель школы Российской Федерации».С 2001 года Петр Семенович находится на заслуженном отдыхе. Пожелаем ему здоровья, оптимизма, долгой и радостной жизни. Школа помнит и любит Вас. Школа гордится Вами.Людмила НИКИТИНА, учитель красногорской средней школы №2Республика Марий Эл
Комментарии