search
main
0

Дело жизни. Директор детского дома мечтает остаться без работы

​Александра КАЛАБИНА, директора Заринского детского дома, в городе, да и в Алтайском крае знают многие. Детский дом стал его судьбой, главным делом жизни. На посту директора Александр Павлович 27 лет, а в целом в педагогике – около 40. Целая жизнь, отданная детям… В 2010 году Александр Павлович удостоен звания «Почетный гражданин города Заринска», а также стал лауреатом премии Алтайской краевой организации Общероссийского профсоюза образования «За активное сотрудничество с профсоюзом».

О работеВозглавил я детский дом в непростой период. Он был в плачевном состоянии: канализация разрушена, котельная не работала. Всем городом начали восстанавливать здание. Многое перестроили, переделали. А в 1992 году нам помогли построить второе здание.Сегодня финансирование стало стабильным, не то что в 90-е годы, когда детский дом жил впроголодь. Сейчас все четко прописано: сколько, кому, на что. Денег вроде бы хватает, но приучают нас жить экономно. И это не всегда плохо. Подходим к делу рационально, все просчитываем. Поэтому находим средства содержать в порядке мастерские и спортивный зал, пополнять библиотеку, приобретать компьютеры. Дети должны развиваться. Чему мы их научим в детском доме, с тем багажом они и выйдут в жизнь.«Алтай-кокс» помог оборудовать тренажерный зал. Я бывший учитель физкультуры, поэтому спорту и оздоровлению детей отвожу одно из главных мест. Наши ребята участвуют в легкоатлетических эстафетах, в соревнованиях по футболу и пожарно-прикладному спорту.Моя гордость – комната социально-бытового назначения. Воспитанники детских домов знают, что их накормят и оденут, – это обязанность государства. У них не только нет необходимости себя обслуживать, это еще и запрещено. Воспитатели не имеют права привлекать ребенка даже к помощи на кухне – не допускается нормативами по технике безопасности. В результате дети растут иждивенцами: не умеют ни готовить, ни убирать, ни чинить свои вещи. И это не просто лень. Искажается склад личности, способность принимать решения.Вот и пришла идея – создать уголок, имитирующий дом или квартиру. Приобрели с помощью спонсоров кухонный гарнитур, плиту, посуду, бытовую технику, швейный уголок… Учатся наши детки готовить, шить, стирать. Все это им пригодится. А трудиться они любят. Сами выращивают овощи на участке, старшие лучше меня научились шпаклевать и клеить обои. Стараемся создать условия, которые позволят каждому проявить и реализовать себя. Ведь ребенку важно, чтобы его труд и успехи заметили и оценили.О детяхБыть директором детского дома – это совсем не то, что быть директором школы. У нас цели разные. В школе – дать детям знания, в детском доме – дать им житейские навыки, подготовить к самостоятельной жизни. Мы учим ребенка не просто принимать нормы и правила, которые ему не знакомы, но и находить выход из трудных ситуаций. А сложностей у наших ребят будет ох как много! Вот вышел мой подопечный из стен детского дома, и тут же сложная ситуация – регистрация по месту жительства. Куда обращаться, какие бумаги собирать, как написать заявление? Для нас это не проблема, а для них – тупик. Ведь всему мы не можем их научить.Сейчас у нас 43 ребенка. В детдоме они только живут, учатся в соседней школе. Все мои дошколята посещают детский сад. Там условия лучше, специалисты проводят занятия, налаживается общение с детьми из полноценных семей, да и стены другие – как говорится, выход в общество….Дети называют меня папой, а воспитателей – мамами. Но я против этого. Слишком много мам получается. Понятие «мама» у наших ребят размытое, какое-то абстрактное. Но мои запреты не срабатывают – очень уж им хочется говорить слово «мама». А малыши часто зовут меня Палыч или по имени – Александр, кто-то – батя. Я не против.У детей, воспитывающихся в детских домах, отсутствует понимание своей жизненной перспективы. Образ будущего у них размыт, неконкретен. Как сформировать жизненные планы воспитанников? Как научить сделать осознанный выбор профессии, организовать свой досуг, наладить личную жизнь и взаимоотношения с членами того социума, в который они попадут?Если ребенок пришел к нам маленьким, мы его скорректируем быстро. Трудно с теми, кто попадает в детский дом в 12-13 лет. Они уже имеют свой сформировавшийся образ жизни, как правило, неблагополучный.Был у нас мальчишка. Воровал все подряд. Начинаю с ним разговаривать, а он искренне удивляется – разве это плохо? И рассказывает о своей жизни: захотим есть, возьмем с папкой мешки и пойдем по селу гусей и кур ловить. Поймали – вот и ужин. Вытянули мы его, получил специальность, сейчас живет и работает в Барнауле.После выхода из детского дома мы отслеживаем путь наших ребят – невозможно их бросить. Как дальше сложится их судьба?…Коля Мануилов окончил летную школу, отслужил в армии, готовится поступать в отряд МЧС. Римма Кронвальд скоро станет мамой. Витя Герте попал к нам трехлетним, а сейчас поступил в педакадемию, будет учителем. Настя Кобзева – студентка Алтайского государственного университета. По моим стопам пошел Коля Красильников…О проблемахКакие проблемы хочется решить в первую очередь? Пусть на меня не обижаются, но я соглашусь с мнением, что государственные детские дома – это малоэффективная форма воспитания. Главное, что дает ребенку государственная система, – это социальные гарантии: жилье при выходе из детского дома, право на бесплатное второе образование. Но есть у этой системы некоторые изъяны.Замкнутость детдомовского мира. Дети растут в условиях дефицита общения. Режим дня, постоянный контроль воспитателей, указания о том, что следует делать, все это лишает их необходимости самостоятельно планировать и контролировать свое поведение. Поэтому, когда ребенок выходит из детдома, он часто не приспособлен к жизни. Он получает квартиру, но не может жить в ней один. Он никогда сам не ходил в магазин, не расходовал деньги.Трудность в том, что ребенку, оставшемуся без семьи, нельзя помочь, просто накормив его или согрев. С ним происходит гораздо большая трагедия, чем голод, отставание в развитии и лишение каких-то человеческих радостей. Он не знает, что такое любовь. Потому что любви можно научиться, только видя ее, – в постоянном общении с мамой, родными. Поэтому мечтаю остаться без работы – устроить всех детей в семьи.В прошлом году замещающим семьям было передано двенадцать ребятишек. Берут, конечно, лучших. Но я и за них рад. Как бы мы здесь с ними ни занимались, ни кормили, ни одевали, семья даст ребенку намного больше.Да, к сожалению, не закроют детские дома. Сложные, проблемные дети остаются у нас – не готово общество взять их к себе. И детей, живущих в детдомах, становится больше.О коллективеРаботают в детском доме семнадцать педагогов и тридцать человек обслуживающего персонала. На каждого ребенка – по няньке. Штат укомплектован полностью, есть логопед, социальный педагог, психолог, инструкторы по труду и физвоспитанию, педагог дополнительного образования, воспитатели, медицинский работник. Все сотрудники при деле, и нужны они не для количества, а для ребенка – ведь большинство наших детей с отклонениями в развитии, со слабым здоровьем.Многие педагоги пришли к нам молодыми девчонками и, несмотря на небольшие зарплаты, не уходят, уже больше 15 лет работают со мной. Да и не работа это, а образ жизни. Даже отработав смену и уйдя домой, мы продолжаем думать о детях, душа болит – как они там?Учитель, воспитатель по сути своей довольно консервативен. Он скромен, ему трудно заявить о своей бедности. А еще учитель довольно уязвим, потому что зависим – ему некуда уйти из школы, детского сада. Да и не хочет он уходить, любит свою работу, несмотря на то что она требует много сил и нервов. А зарплаты какие? Стыдно сказать! Конечно, важно, чтобы детей в детском саду хорошо кормили, одевали, заботились об их здоровье, любили их. Но ребенку нужно нечто большее – нужен идеал. А воспитатели и педагоги должны вдохновить им ребенка. Как это сделать, если государство само такого идеала не имеет, поэтому и не может дать полноценного нравственного воспитания?О профсоюзеЯ сторонник профсоюзной организации и не понимаю тех руководителей, которые не хотят видеть пользу от профсоюза. Профсоюз работает со мной не как внутренний контролер-надзиратель, а как друг и соратник….Подходит Евгения Георгиевна, председатель профорганизации, и говорит, что форма расчетного листка у нас неправильная. Нарушение? Согласен, руки до этого не доходили. Исправили без составления актов, объяснительных, штрафов.А тут на днях уведомление принесла о не предоставлении медицинской сестре дополнительного оплачиваемого отпуска, указала статьи Трудового кодекса и коллективного договора, которые я нарушил. Сначала поворчал, поупирался. А потом подумал: молодец Евгения – проверила, поправила, помогла. Почему я должен отказываться от такого партнера? Пусть уж лучше она меня учит, чем кто-то другой со стороны. С другой стороны, если я принимаю какое-то непопулярное решение и профсоюзная сторона в интересах дела его поддерживает, знаю, что и коллектив его примет.Есть, конечно, сомневающиеся – а стоит ли состоять в профорганизации и отчислять взносы? Но ведь бесплатно ничего не бывает. Мы всегда друг другу готовы помочь. Деньги – это вторично, на первом месте – мы сами. Коллектив видит результат профсоюзной деятельности, знает, что интересы и права можно отстаивать. Но только сообща, объединившись.НапоследокИз письма бывшего воспитанника детского дома, а сейчас студента Алтайской государственной педагогической академии Виктора Герте: «Ребята, я прожил в детдоме много лет и знаю, что здесь нам желают только добра и отдают как можно больше тепла и любви. Цените это, будьте благодарны и не дурите… И вот я ухожу, но теперь уже не на день и не на неделю, а навсегда. От этой мысли становится грустно и тоскливо. Иногда хочется остановить время, чтобы сделать все, что не успел, исправить ошибки, когда-то допущенные. Но это уже невозможно.Александр Павлович! Я теперь знаю, каким должен быть настоящий мужчина и настоящий отец».МнениеЕвгения ЗИДЛЕР, председатель первичной профорганизации Заринского детского дома:- Не секрет, что в профсоюзе все начинается с первичной организации, по результатам ее работы рядовые педагоги судят обо всем профсоюзном движении. Наши усилия направлены на то, чтобы вместе с администрацией создать более благоприятные условия для всего коллектива.Расскажу, как мы работаем над коллективным договором. Главная идея, которую мы в него закладываем, – улучшение социального положения наших работников. Для того чтобы составить по-настоящему социально направленный колдоговор, надо не просто знать Трудовой кодекс, нужно знать коллектив: какие в нем люди работают, специфику их деятельности и многое другое.Мы вместе выверяем соответствие норм и правил, закрепленных в нашем локальном акте, правам и гарантиям, оговоренным в российском законодательстве. Эта работа складывается из повседневных забот: согласование по оплате труда, утверждение графиков работы, составление инструкций по охране труда.Приведу конкретный пример. В результате проверки начисления зарплаты сотрудникам, привлеченным к работе в выходные и праздничные дни, я установила, что воспитателям, сторожам, кочегарам и поварам переработка в предпраздничный (сокращенный на один час) день не компенсируется. У нас в связи с производственной необходимостью сокращать рабочее время на один час невозможно. Поэтому на основании ст. 95 Трудового кодекса работнику этот час должен оплачиваться как за работу в выходной день либо предоставляться в удобное для него время в виде дополнительного отдыха. На мое уведомление о нарушении директор дал указание о его устранении, то есть о компенсации за переработанное время.В нашем коллективном договоре есть место и дополнительным социальным гарантиям. Лишних денег, конечно, нет, но директор изыскивает средства, чтобы выполнить все обязательства.Наша организация – одна из самых сильных и сплоченных среди первичек образовательных учреждений города. Не случайно мы заняли второе место в конкурсе «Сильный профсоюз – гарантия социальной справедливости», проводимом краевым советом профсоюзов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте