Я московский классный руководитель
Московский классный руководитель… Что мы вкладываем в это понятие? После долгих лет работы в школе, бесед с коллегами и размышлений пришло определенно новое видение этого тезиса. Московский классный руководитель – это дело жизни. Эту специальность можно приобрести только в школе, на практике, взаимодействуя с детьми. Не каждый учитель сможет быть классным руководителем, а иные, получая класс за классом, видят в этом особый, известный только им смысл.
Можно ли изменить этот мир? Зависит ли что-то от наших действий и слов? Можем ли мы служить примером для других? Так много вопросов, которые классный руководитель решает ежедневно. Где найти те слова, которые тронут душу другого человека? Тронут разум ребенка и поведут его за тобой.
На учителе столичного города лежит огромная ответственность: у него больше возможностей для воспитания и саморазвития, но в условиях большого города легко и потеряться. Потеряться означает завершить карьеру классного руководителя.
Для меня критерием успешности классного руководителя является то, что дети помнят о тебе и вне школы, помнят с теплотой и благодарностью. Я поинтересовалась у своих нынешних учеников, каких учителей помнят их родители, помнят ли классного руководителя. В ответ я получила приятные воспоминания от их родителей: кто-то ходил в походы, кто-то боролся за успеваемость и участвовал в олимпиадах, кто-то покорял вершины спорта, кого-то связала судьба на всю жизнь со школьной скамьи. Интересен и тот факт, что в классе учатся дети моих выпускников.
За долгое время работы в московской школе у меня было шесть выпускных классов. Каждый оставил в сердце определенный след. Были удачи и промахи, радости и слезы, встречи и расставания, сочувствие и поддержка. Они приходят, каждый со своими вопросами и проблемами, удачами и потерями, любовью и разочарованием, и ждут поддержки или совета. Они задают интересные вопросы, провоцируют тебя на разговоры о жизни, об их, только им понятных переживаниях. Вместе с ними ты увлекаешься популярными течениями музыки, смотришь фильмы и читаешь книги, которые смотрят и читают они, болеешь за нашу сборную по футболу и следишь за развитием сюжета в сериале «Игра престолов», играешь на гитаре или пробуешь себя в качестве фотографа. Но вместе с этим и ты влияешь на этих совсем юных еще людей. Ты смотришь с ними свои любимые фильмы и цитируешь запомнившиеся фразы из них, рассказываешь о любимых книжках, ходишь в свои любимые московские театры и гуляешь по своим любимым уголкам замечательного города, делясь своими воспоминаниями. И для педагога важный вопрос: кто кем станет? Мы порой сожалеем, что мы, учителя, не видим результат своего труда, что дети теряют связь со школой, часто мы не знаем, как складывается их судьба. Но мне в этом несказанно повезло. Я счастливый классный руководитель, я знаю, что многие из моих учеников достигли в жизни важных результатов, они не теряют меня из виду: встречи, социальные сети, звонки и порой письма – все это связывает нас по жизни, теперь они моя опора.
«Мои» дети выросли, они работают в больницах и институтах нашего города, занимаются исследованиями и дипломатией, снимают кино и анализируют финансовые проблемы, делают Москву краше, озеленяя ее и строя дороги. Многие уже растят своих детей и приводят их ко мне. Вот и в моем новом классе (они уже шестиклассники) учатся дети моих выпускников. И это интересно – видеть продолжение своего труда. Они еще не такие взрослые, но уже со своими взглядами на жизнь, со своими установками на будущее. Снова я учусь вместе с новым поколением осознавать этот современный мир с их новыми скоростями, с их более творческим подходом к выбору своей судьбы. У них своя Москва, совсем иная – «умный» город с его транспортными развязками и доступным Интернетом. Поспеть бы, но нам, взрослым, все же хочется их чуть притормозить, показать им красоту мира, вытащить их из гаджетов и погулять по московским улочкам, посмотреть друг другу в глаза, научить слушать и слышать друг друга. Научить их быть людьми. Радость моей профессии, что учитель всегда молод душой и ему хочется быть со своими учениками на одной волне. И достигать успехов, увлекать за собой, искренне стремиться сделать детей лучше и интереснее, чтобы они состоялись как личности.
Елена ОРЛОВА, учитель истории и обществознания, классный руководитель 7‑го класса школы №1454 «Тимирязевская»
Комментарии