Можно ли уже в школе определиться с выбором профессии? Кто такие профессионалы в своем деле? Мы живем для того, чтобы работать, или работаем для того, чтобы жить? Можно ли выбрать модную профессию так же, как выбирают модную одежду?
Начало профессионального самоопределения
Если ты с детства мечтал стать врачом или военным и до сих пор сомневаешься в правильности своего выбора – у тебя нет проблем. Что бы ни говорили родители, ты не расстаешься с учебниками по биологии или истории, ставишь дома опыты и хорошо представляешь себе, чем займешься по окончании школы.
Если это так, то ты – счастливый человек. Потому что многие ребята совершенно не представляют себе, «кем быть» и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит последний школьный звонок. Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит – это означает твою социальную и психологическую зрелость. Хуже, если тебе пока все равно: мама за ручку отведет в юридический институт (потому что тебе «вроде как нравится» право), а потом окажется, что ты теперь не можешь перебирать нудные бумажки и вообще общаться с людьми.
Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что в школе у них не сформировалась любовь к каким-либо предметам, а таланты, что называется, пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно однообразна. Вот и не могут определиться, чем хотелось бы заниматься, потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Вторая категория подростков очень активна и в учебе, и вообще в жизни. Им интересно все, они посещают одновременно музыкальную школу, подготовительные курсы и спортивную секцию. Более того, у них все получается. Однако и они тоже не могут определить, что нравится им больше, с чем они хотели бы связать свою жизнь.
Как же разобраться в себе? Психологи считают, что профессия прежде всего должна быть тебе интересна. Помимо этого, любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые профессионально важные качества – например, корректору важно внимание, дизайнеру – образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя способности, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты скорее всего добьешься наибольшего успеха. Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим личностным, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен – тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если неусидчив – не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.
Итак, для того чтобы выбрать профессию, необходимо прежде всего познать себя. Ты наверняка часто задаешь себя вопросы: «Что я за человек?», «Зачем я живу?». Чтобы помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью на них не может ответить никто), посмотри на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого ты хорошо знаешь – скажем, друга, мамы или любимой девушки.
Твой характер пока только формируется, поэтому не надо наклеивать на себя ярлык и отказываться от профессии артиста только потому, что ты якобы «застенчив». Борись, работай над собой. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) – исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Главное – интерес; запомни: способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться. На одних только способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес – вещь тоже не совсем устойчивая. Пришел новый учитель в класс, и предмет сразу стал нравиться (или наоборот). Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психология или создание рекламных роликов – ты ведь в школе не изучал ничего подобного…
И всегда помни: окончательный выбор только за тобой, ибо, выбирая профессию, ты выбираешь судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции тебе) и обеспечивать максимальную реализацию твоих возможностей (пользу обществу).
Профессионалы и любители
Люди характеризуются большим количеством социальных признаков. Так, человек может быть учащимся, работающим, безработным, пенсионером, инвалидом, руководителем, подчиненным, предпринимателем, преступником, следователем, учителем, строителем, родителем, супругом и т.п. Этническая, религиозная, семейная, профессиональная принадлежность – это наиболее важные социальные характеристики любого человека. По профессиональному признаку люди делятся на большие группы или сообщества людей, занимающихся одним и тем же видом трудовой деятельности. Следовательно, выбрать себе профессию – значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определенную группу людей, принять ее этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни. Профессия – это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности.
Термин «профессия» происходит от латинского корня, означающего говорить публично, объявлять, заявлять. Отсюда, кстати, и слово «профессор». Другой смысл слова «профессия» – «система знаний, умений и навыков, присущая определенному человеку». Очень давно, у первобытных людей, когда еще не существовало разделения труда, не было и разных профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам. Впрочем, кое-какое разделение труда все-таки было – между мужчинами и женщинами. Мужчины, как правило, охотились на животных, строили жилище, делали оружие, орудия труда, лодки. Женщины собирали съедобные растения, готовили пищу, делали одежду, растили детей.
Потом по мере развития общества стали возникать рыночные отношения между людьми и появилась специализация людей по видам труда. Одни люди становились охотниками, другие – рыбаками, третьи – земледельцами, четвертые – строителями, пятые – ткачами, шестые – гончарами, седьмые – кузнецами, восьмые – знахарями, колдунами, шаманами, жрецами. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.
Не любой человеческий труд может считаться профессиональным. Например, уход за своими собственными детьми не является профессиональной деятельностью, хотя его и можно назвать трудом. А вот уход за детьми в детском саду, который осуществляет воспитательница, является в полном смысле этого слов профессиональным. Трудовая деятельность человека является профессиональной, если выполняются по крайней мере еще два условия. Во-первых, профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто подтверждаются специальными документами о профессиональном образовании: дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами. Во-вторых, профессия является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда. Причем товаром, который пользуется спросом, за который другие люди готовы платить. То есть профессиональная деятельность может служить источником доходов человека. Ваше увлечение может стать профессией. Равно как ваша профессия может быть для вас увлекательной. Любое ваше увлечение может быть ценным с профессиональной точки зрения. Конечно, идеальным вариантом для человека является случай, когда его профессия является одним из его увлечений, хобби. В этом случае человек получает от своей профессии максимум удовольствия и ходит на работу с желанием и энтузиазмом. Если это не так, то человек ищет возможности реализации своих интересов и склонностей где-то еще. А к профессии относится как к вынужденной деятельности, способу зарабатывания денег.
Богатство мира профессий
Рассмотрим существующие типы профессий. Все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник), средств труда (использует ли он машины или ручные инструменты) и т.п. Учитывая предлагаемую типологию, каждой профессии можно привести в соответствие некий код, или профиль, – то есть то, к какому типу она относится. А потом составить для себя «идеальную формулу профессии»: предпочитаемые предметы труда, средства. И таким образом понять, какая профессия вам подходит, а какая нет.
В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов.
«Человек – природа». Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, геолог, лесовод, ветеринар и др. Среди профессий типа «человек – природа» можно выделить профессии, предмет труда которых растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы. Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). При выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой вы собираетесь отдавать все силы производству. И еще один момент, который надо учитывать при выборе такой профессии. Здесь от человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность, выносливость и нетребовательность в отсутствии комфорта.
«Человек – техника». Здесь главный, ведущий предмет труда – технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии. Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др. Конечно, труд работников здесь направлен не только на технику, но все же ведущий предмет профессионального внимания – область технических объектов и их свойств.
При обработке, преобразовании, перемещении или оценке технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина, ловкость.
«Человек – человек». Здесь главный, ведущий предмет труда – люди. Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива, юрист, продавец, следователь, официант, медсестра, тренер и др. Краткий перечень качеств, которые очень важны в такой работе:
устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми, доброжелательность;
потребность в общении, речевые способности;
способность понимать намерения, помыслы, настроения людей;
умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей и их особенностях, выдержка;
умение находить общий язык и поддерживать контакты с разными людьми.
«Человек – знаковые системы». Здесь главный, ведущий предмет труда – условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем. Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист, библиотекарь, экономист, бухгалтер, кассир, штурман, радист и др. Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки, быть усидчивым.
«Человек – художественный образ». К этому типу можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, музыкант, литературный работник), с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу (ювелир, актер, закройщик, реставратор, столяр-краснодеревщик, дизайнер).
От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение. Здесь главный, ведущий предмет труда – художественный образ, способы его построения.
По условиям труда выделяют четыре группы профессии:
Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт).
Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (строитель, пожарный, полевод, агроном).
Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями (летчик, шахтер, водолаз, газосварщик).
Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности (учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор).
В зависимости от средств труда профессии подразделяют на четыре категории:
Профессии, связанные с использованием ручного труда (столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург).
Профессии, связанные с использованием машин с ручным управлением (токарь, водитель, машинист, оператор связи).
Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робототехнических комплексов (сталевар, печатник, аппаратчик, диспетчер энергосистемы).
Профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда (преподаватель, актер, дирижер, режиссер, спортсмен).
В зависимости от цели труда можно выделить три вида профессий:
Гностические: распознать, различить, оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь).
Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной).
Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник-оформитель).
По характеру труда выделяют два класса профессий:
А) Профессии исполнительского класса, связанные с выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем (агент, медсестра, продавец, приемщик заказов, социальный работник, машинист, оператор, станочник, плотник, кассир, машинистка, телефонист, парикмахер, озеленитель). В большинстве случаев профессии этого класса не требуют высшего образования.
Б) Профессии творческого класса, связанные с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требуют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, референт, психолог, учитель, юрист, инженер, экономист, математик, архитектор, физик).
Как выбрать профессию
Конечно, идеальная формула вашей профессии может быть составлена психологами с помощью тестов – вам задаются вопросы, и в результате выявляются предпочтения вами тех или иных средств труда, предмета – в будущей профессиональной деятельности. Но всегда лучше уметь самому анализировать профессию, раскладывая ее по полочкам: ведь тогда ваш выбор профессии будет действительно осознанным – вы ведь будете понимать, почему вам нравится та или иная профессия. И здесь потребуются ваши личные усилия.
Как можно познакомиться с разными профессиями? Разумеется, прежде чем выбрать какую-либо профессию, необходимо достаточно хорошо разобраться в ней. Каким образом это можно сделать? Существует несколько путей поиска и сбора информации о профессиях. Во-первых, вы можете попросить рассказать об интересующих вас профессиях знающих людей. Во-вторых, вы имеете возможность прочитать о разных профессиях в литературе или узнать о некоторых из них по фильмам. В-третьих, в некоторых случаях можно понаблюдать за трудовой деятельностью специалистов на их рабочем месте. В-четвертых, иногда есть возможность попробовать поработать самому.
С кем можно поговорить о профессиях? Опрос людей, осведомленных в области тех или иных профессий, представляет собой наиболее простой, привычный и быстрый способ познакомиться с профессиональной деятельностью. Однако не все люди одинаково хорошо владеют профессиональной информацией. Есть смысл обратиться за помощью к следующим людям:
психологам-профконсультантам,
школьным учителям,
преподавателям профессиональных учебных заведений,
специалистам тех профессий, которые вас интересуют,
родителям, родственникам и знакомым.
Родители, родственники и знакомые могут служить полезным источником информации только по тем профессиям, по которым они сами являются специалистами. По всем остальным профессиям они вряд ли могут быть экспертами и, как правило, или вообще с ними не знакомы, или знают о них понаслышке. Их мнение по профессиям, которыми они сами не владеют, часто является не совсем точным. Критично относитесь к соответствующей информации от своих близких.
Где можно почитать или посмотреть материалы о различных профессиях? В газетах и журналах иногда публикуется информация об отдельных профессиях, но чаще сообщается о конкретных представителях этих профессий, описываются события, в которых они участвовали. Читая любой самый обыкновенный репортаж или интервью, можно получить информацию о том, какие профессии и специальности встречаются в нашей жизни. Правда, не все профессии в одинаковой мере представлены в прессе, а только те, которые привлекают самих журналистов и интересуют читателей. Иногда некоторые профессии освещаются пристрастно, односторонне, в зависимости от моды. Кроме того, существуют специальные газеты, которые кроме объявлений о приеме на работу и учебу рассказывают о конкретных профессиях, занятиях и видах трудовой деятельности. Например, такие газеты, как «Работа для Вас», «Ищу работу».
Ну и наконец – это глобальные компьютерные сети, такие, как общепланетарная компьютерная сеть «Интернет». В настоящее время в интернете можно найти любую информацию, какая только существует в мире. Но большей частью эта информация представлена на английском языке. В русскоязычном интернете можно найти многое, в частности, сведения об учебных заведениях, о профессиях, по которым они обучают, о вакансиях на работу и т.д. Компьютерная сеть позволяет не только получать любую информацию с различных веб-сайтов, но и обмениваться сообщениями с различными людьми с помощью электронной почты, а в некоторых случаях даже получать высшее образование прямо за своим компьютером.
Стоит ли попробовать поработать самому? В конечном счете только собственный опыт работы по профессии является наиболее точным и правильным. Вы можете испытать себя в роли специалиста по какой-либо профессии, или испытать саму эту профессию на предмет того, насколько вы соответствуете друг другу. Ведь в процессе работы вы приобретаете не только профессиональные знания и навыки, становитесь не только квалифицированным специалистом. Вы также приобретаете жизненный и трудовой опыт, деловые связи и знакомства, материальную основу для дальнейшего профессионального роста.
Однако собственный опыт – это наиболее дорогая и длительная форма знакомства с профессией. Можно позволить себе поучиться и поработать для пробы только в том случае, если овладение профессией не требует значительных затрат времени, сил и средств. Это имеет смысл сделать тогда, когда вы не уверены в выборе более сложной специальности или жизненные обстоятельства заставляют вас отложить на какой-то срок серьезное профессиональное образование.
Что следует узнать о профессиях? Любую профессию можно подробно описать с помощью довольно большого количества признаков. Для простоты понимания все характеристики профессии можно условно разделить на несколько больших категорий: технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические.
Технологические характеристики профессии включают в себя описание следующих вещей:
Каковы характеристики рабочего места специалиста? Где ему приходится работать: в помещении, в кабинете, на открытом воздухе? В каком климате он наиболее часто работает? Приходится ли ему работать преимущественно на одном месте или часто разъезжать? Работает ли он в основном в коллективе или индивидуально?
Чем характеризуется рабочее время специалиста? Работает ли он в жестком или свободном режиме? Приходится ли ему работать посменно, в ночное время, вахтами? Как часто специалист вынужден выполнять работу в нерабочее время, работать длительное время без перерывов, работать в вынужденном темпе, работать неритмично: с паузами и простоями?
Экономические характеристики описывают:
Каков спрос на данную профессию на рынке труда, требуются ли специалисты этой профессии, каковы перспективы найти себе работу по ней?
В каких пределах изменяется оплата труда среди представителей данной профессии?
Педагогические характеристики определяют:
Какие учебные заведения осуществляют подготовку по данной профессии?
Какие знания и навыки необходимы для успешной профессиональной деятельности?
Медицинские характеристики профессии определяют:
Какие медицинские противопоказания существуют для данной профессии?
Наконец, психологические характеристики профессии содержат информацию о том, какие требования предъявляет профессия к различным психологическим особенностям человека:
к умственным способностям: сосредоточению внимания, запоминанию, пониманию, пространственному воображению, логическим рассуждениям,
к чертам характера: общительности, самостоятельности, сдержанности, решительности, настойчивости, ответственности и т.д.
Все работы хороши?
Советский поэт-классик, утверждая, что действительно все работы хороши и остается только выбрать одну из них на свой вкус, немного лукавил. С появлением профессиональной дифференциации одни «работы» в глазах общественного мнения выглядели более привлекательными (а говоря современным языком – престижными), чем другие. Такими их делали различные обстоятельства: возможность получать хороший доход или обеспечить себе экономическую самостоятельность, близость к власть предержащим, редкость, уникальность, недоступность большинству населения в силу длительной и сложной подготовки к данному виду деятельности или требования особых способностей и черт характера. В прошлом, однако, как вы знаете из курса истории, строго сословное общество предоставляло мало возможностей свободно выбирать и осваивать приглянувшуюся профессию. Чаще всего сын наследовал занятие отца.
С переходом в индустриальное общество, с введением обязательного начального образования возросли все виды социальной мобильности, включая и профессиональную.
С ускорением общественного развития стала быстро изменяться и шкала привлекательности профессий. Так, в 60-70-е годы XX века самыми престижными считались профессии, связанные с научной деятельностью, причем преимущественно в области физики. Эти настроения прекрасно отразил известный фильм того времени «Девять дней одного года» о самоотверженной и полной опасностей работе физиков-ядерщиков. В 90-е же годы на пике популярности оказались экономисты, финансисты, юристы.
От престижности профессий следует отличать их социальную востребованность, т.е. потребность общества в специалистах того или иного направления. Так, в эпоху бурного подъема промышленности наиболее востребованными были рабочие и инженерные профессии, с развитием сферы услуг массовыми стали профессии продавцов, кассиров, приемщиков, все больше требуется рекламных агентов, менеджеров по продажам и т.п.
Сколько всего существует профессий? В разные времена количество профессий значительно менялось. Число профессий неодинаково в странах с различными общественно-экономическими условиями. В документе, который называется «Единый тарифно-квалификационный справочник», насчитывается более семи тысяч названий профессий, имеющихся на сегодняшний день в России. Считается, что в мире их около 40 тысяч. Сильно меняется не только количество профессий, но и их состав, соотношение. В наше время появляются новые профессии и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые, напротив, постоянно делятся, дробятся, размножаются. Поскольку именно сейчас наша жизнь претерпевает значительные изменения, происходит стремительное развитие общественных отношений, в условиях современного рынка труда появляется большое количество новых, непривычных и незнакомых для нас профессий, хотя в более развитых странах они уже давно стали обычными.
Многие профессии в связи с развитием техники и машинного труда в наши дни исчезают так же, как ранее с распространением общей грамотности – простого умения читать и писать – исчезла профессия писаря. Поскольку современное техническое развитие связано прежде всего с разработкой и внедрением новых средств информации, связи и управления, на рынке труда перестают требоваться профессии, связанные с обслуживанием устаревших информационных средств, такие, как машинистка, телефонист, типографский наборщик. Все меньше требуется шахтеров (что актуально в нашей стране).
Поскольку в наибольшей мере сейчас развивается сфера торговли, управления и информационного обслуживания, то максимальное количество новых профессий появляется именно в этой области. Особенно много новых профессий представляют собой разновидности агентов и менеджеров. Например, коммерческий агент, агент по недвижимости, агент по ценным бумагам, туристический агент, менеджер по персоналу, финансовый менеджер, менеджер по маркетингу, менеджер по рекламе, менеджер по проектам, офис-менеджер и т.п.
Относительно новые профессии появляются в области информационного проектирования и обеспечения: менеджер информационных систем, сетевой администратор, администратор баз данных, специалист по сетям и телекоммуникациям, системный аналитик, веб-дизайнер.
Основные ошибки при выборе профессии
Выбор профессии для многих становится все более сложной задачей, а ошибки совершаются все чаще. Отметим наиболее типичные заблуждения.
1. Отношение к профессии как к чему-то неизменному. Будьте готовы к тому, что вам регулярно придется повышать свою квалификацию. Не бойтесь – выбрав профессию в 11-м классе, вы не определите раз и навсегда свою жизнь. Любая профессия, даже если вы впоследствии будете заниматься чем-то совершенно другим, все равно пригодится вам в жизни.
2. Бытующее мнение о престижности профессии. Престижность должна, безусловно, учитываться – но после учета ваших интересов и способностей. Иначе можно владеть «модной», но не приносящей радости специальностью.
3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию). Профессию следует выбирать строго индивидуально, в соответствии со своим «вкусом» и «размером» – как одежду, обувь или прическу. Оглядываясь на других, надо себя с друзьями сравнивать, а не слепо их копировать. Более того, о своеобразии своих способностей надо судить не только по оценкам в школе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. «Душевный» учитель истории – это, конечно, хороший человек и, скорее всего, специалист неплохой, но действительно ли ты хочешь быть историком, как он? Наличие «модной», «крутой» и т.п. профессии не обязательно делает обладателя ее интересным человеком. И наоборот. Если ваш кумир – спортсмен (политик, артист, журналист), то вам совсем необязательно становиться спортсменом, чтобы стать интересным людям, как и он.
5. Увлечение только внешней или какой-либо частной стороной профессии. Легкость и искрометность исполнения роли на сцене предполагает тяжелый ежедневный труд. Не всем он по вкусу и по силам. Да и признание приходит не сразу и не ко всем. Увы, не все артисты пользуются известностью, совершают многочисленные гастроли по стране и за рубежом, купаются в любви зрителей.
6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией. Профессий больше, чем предметов в школе. Знание иностранного языка может сделать из человека переводчика, экскурсовода, учителя. Более того, профессия может представлять собой комбинацию нескольких школьных курсов. Например, экономисту потребуются знания и математики, и географии.
7. Устаревшие представления о характере труда в сфере материального производства. Сейчас во все профессии внедряется сложная техника. Например, нормальный фермер сегодня не может обходиться без компьютера.
8. Неумение/нежелание разбираться в своих личностных склонностях (это интересы, подкрепленные определенными способностями). Не стесняйтесь обратиться за помощью к специалистам. Не ждите, когда к вам придет озарение или кто-то примет решение за вас.
9. Незнание/недооценка своих физических возможностей, недостатков, существенных при выборе профессии. Ты уверен, что данная профессия тебе не противопоказана? Длительное напряжение глаз – вещь достаточно опасная. Если у тебя плохое зрение, то стоит задуматься, годится ли тебе быть программистом. Если у тебя часто болит горло, то выступать перед людьми, долго разговаривать, много времени проводить на воздухе тебе может быть тяжело.
И вообще, подходи к выбору профессии как к решению математической задачи, т.е. выполняй определенные действия в определенной последовательности.
Дополнительное чтение
Какие профессии являются самыми востребованными и перспективными?
Вот десятка самых востребованных работодателями в 2001-2002 гг. профессий, предполагающих наличие среднего и среднего специального образования (согласно журналу «Обучение в России» за весну 2002 г.).
1. Менеджер по продажам.
2. Секретарь-референт.
3. Менеджер по работе с клиентами.
4. Бухгалтер, экономист.
5. Оператор персональных компьютеров, системный администратор.
6. Водитель-экспедитор.
7. Сотрудник отдела маркетинга.
8. Инженер-технолог производства.
9. Квалифицированный рабочий-наладчик.
10. Продавец торгового зала, ларька.
Надо помнить, что востребованность тех или иных специалистов в российских условиях – вещь, меняющаяся приблизительно каждые пять лет. Когда-то остро не хватало бухгалтеров и юристов, все стремились получить эту специальность, и как результат наступило их перепроизводство. Сейчас нужны инженеры, а значит, через какое-то время их станет больше, чем нужно. Следует учитывать и то, что в положение дел на рынке труда активно вмешиваются политика с экономикой. После августа 1998 г. многие банковские служащие потеряли работу, а те, кто ее сохранил, стали получать заметно меньше. На каких-то профессиях социально-политические изменения сказываются значительно слабее – например, транспортники. Они будут нужны всегда и всем, поэтому их заработки стабильны, а сами они «непотопляемы».
А вот кого больше всего искали кадровики и рекрутеры различных организаций в первой половине 2002 г. – здесь уже речь идет о специалистах с высшим образованием:
1. Программист.
2. Секретарь-референт со знанием иностранных языков.
3. Инженер-технолог.
4. Бухгалтер.
5. Дизайнер.
6. Менеджер по продажам.
7. Менеджер по рекламе.
8. Менеджер офиса.
9. Юрист.
10. Логистик.
Надо помнить, что спрос на того или иного специалиста в Москве и Санкт-Петербурге отличается от спроса в регионах; регионы тоже неодинаковы – животноводы и агрономы нужны скорее на Кубани, а технологи и инженеры – на Урале.
Немаловажно и то, что самые нужные – это не самые богатые. Если почитать объявления, то окажется, что чаще всего ищут курьеров. Но платят им 100-200 долл. в месяц. Однако получение «ходовой» специальности не означает, что вам сразу же положат огромную зарплату. Начинающий секретарь на телефоне может рассчитывать на 200 долл., а опытный помощник директора – и на все 1500 долл. Юрист – опытный специалист в области отечественного и международного права вполне может получать 4000 долл. Не последнее место занимает и возможность получить дополнительный заработок (не все профессии это позволяют – вряд ли менеджер по продажам или банковский служащий сможет взять домой «халтуру»). Политик или чиновник получает в целом не так уж и много, но зато различные социальные блага (медицинская страховка, льготы при оплате жилья, бесплатный проезд в общественном транспорте, ежегодный отпуск в санатории для всей семьи и проч.) у них обоих лучше, чем у кого-либо еще. А все это в пересчете на реальные деньги стоит очень немало. Считать деньги в чужом кармане в данном случае надо вот еще зачем. Чем больше может заработать тот или иной специалист, тем больше конкурентов на это место, тем жестче отбор при приеме на работу. Модели получают сопоставимо с опытными юристами, но желающих попасть на подиум много больше, чем в юридическую контору и даже банк. Текучка кадров среди программистов, журналистов, брокеров велика, поэтому в этой среде всегда есть возможность найти для себя работу, да и приработок. Но всем нужны не только опытные специалисты, но и люди, знающие иностранные языки и хорошо разбирающиеся в компьютерах. Не забывайте, что многофункциональный работник может рассчитывать на более успешную карьеру.
Вопросы по тексту:
1) Что говорят психологи про выбор профессии?
2) Что такое профессия? Откуда появились профессии?
3) Какой труд считается профессиональным?
4) Какие типы профессий существуют? Смог ли ты определить для себя, какой тип более всего подходит тебе? Если нет, то в конце параграфа есть два теста – обратись к ним.
5) Приведите примеры различных квалификаций и типологий профессий.
6) Как можно узнать побольше об интересующей тебе профессии?
7) Что надо принимать во внимание, выбирая ту или иную работу?
8) Какие ошибки не надо совершать при выборе профессии?
9) Какие профессии считаются сегодня перспективными, престижными, исчезающими?
10) В чем состоит различие между понятиями «престижность профессии» и «социальная востребованность профессии»?
Задание:
1) Составь формулу профессии «юрист».
2) Многие экономисты считают, что наличие определенной безработицы (3-5%) полезно для общества и что всеобщей занятости в демократическом обществе быть не может. Как вы думаете, так ли это и почему?
3) Существует две точки зрения. Согласно первой, государство должно собирать высокие налоги со всех работающих, чтобы равномерно распределять их среди всех граждан, осуществляя таким образом социальные программы – в том числе и на содержание безработных. Другие полагают, что налоги должны быть невелики, а каждый человек будет покупать все, что ему необходимо, сам (медицинскую страховку, образование и т.п.). С каким мнением вы бы скорее согласились? Почему? А что больше подходит для современной России?
Борис ДЕМИДОВ, учитель граждановедения
Комментарии