Хочу рассказать об опыте организации презентации исследовательской работы учеников 4-го класса по теме «Страницы из истории кухни северной деревни». Я уже неоднократно убеждалась в том, что результаты исследований очень удобно оформлять в виде web-сайта, который объединяет и отражает идеи и последовательность работы по проекту. Гиперссылки расположены так, чтобы можно было легко перемещаться с одной страницы на другую. Это дает возможность получать удобный и быстрый доступ к различной информации – дидактическим материалам, презентациям, кроссвордам, буклетам, детским творческим работам.
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Дидактические цели проекта:
формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения;
формирование критического мышления, навыков работы в команде.
Методические задачи:
расширить представление о кулинарных традициях своего народа;
научить кратко излагать свои мысли устно и письменно;
научить пользоваться мультимедийной презентацией, буклетом для оформления результатов исследования;
создать ситуацию погружения в исследование.
Оборудование: компьютер; медиапроектор; веб-сайт проекта; презентация PowerPoint; кроссворд в программе Excel; детские творческие работы, оформленные в виде книжек – «Бабушкины секреты», «Загадки-вкусняшки», «Пословица не покормница, а с нею добро», «Сочинения»; детские презентации PowerPoint «Рецепт моей бабушки».
Ход урока
Оргмомент, вступительное слово учителя
– Здравствуйте, дорогие гости! Мы приветствуем вас на нашем открытом занятии факультатива «Две недели в лагере здоровья». Вы присутствуете на заключительном уроке по теме «Кулинарное путешествие в прошлое», на котором мы хотим вам представить итоги нашей исследовательской работы. Вы увидите презентацию нашего проекта.
Формулирование проблемы
– Давайте вернемся в начало нашего исследования. Скажите, с чего все началось?
– Еще в прошлом году, побывав в деревенском доме-музее, а потом и в краеведческом школьном музее, мы задались вопросом: «Что ели наши бабушки и дедушки?»
– Таким образом мы решили больше узнать о кулинарных традициях Севера. А тему нашего исследования назвали так: «Страницы из истории кухни северной деревни» (рис. 1-3).
Выдвижение гипотез решения проблем
– Пища современного человека во многом отличается от еды его предков. Меняются потребности организма, появляются новые продукты, а значит, меняется и рацион питания. Нужно изучать историю быта своего народа, заимствуя самое важное и полезное.
Обсуждение со школьниками возможных источников информации
– А каким образом вы собирали материал о кулинарных традициях?
– В первую очередь мы решили расспросить своих родных. Так мы насобирали 10 разных рецептов старинных блюд, которые красиво оформили в книгу «Бабушкины секреты» (рис. 4-5).
– А теперь давайте послушаем, о каких рецептах вам удалось узнать. (Дети делятся способом приготовления блюд, а также проводят мастер-класс приготовления «Сухарницы» – рис. 6-8.)
– Некоторые из вас захотели рассказать интересные кулинарные истории, услышанные от своих близких, в собственных сочинениях. Свои сочинения представят Илюша Кунков и Вика Жаворонкова (рис. 9-10).
– Нас заинтересовал вопрос: «Как отразилась деревенская кухня в художественной литературе?» Для этого мы ходили в школьную библиотеку, где читали произведения наших северных писателей – Степана Писахова и Бориса Шергина. (Инсценировка сказки «Сахарна редька» – рис. 11-13.)
– Что интересного вы узнали из сказки «Как купчиха постилась»?
– Нас удивило, что в такой короткой сказке перечислено 67 разных блюд. Также мы узнали русскую единицу массы – «фунт», равную 409 граммам.
Игра «Загадки-вкусняшки»
– В библиотеке мы нашли много загадок, пословиц и поговорок о еде. (Дети по очереди загадывают гостям загадки.)
Итоги анкетирования
– Потом мы решили узнать, что предпочитают ребята в нашей школе. Вместе составили анкету и опросили ребят 3-4-х классов. Вот что получилось (рис. 14).
– Дима, а как ты думаешь, почему там мало ребят выбрали «бутерброд»?
– Одним бутербродом не наешься.
– А почему между «паренкой» и «жвачкой» 16 человек из 17 предпочли «паренку»?
– Жвачка – это не еда, а лакомство, зато «паренка» более сытная.
Анализ результатов эксперимента
– Чтобы ответить на вопрос «Какую еду ели прежде и какую любят сейчас?», мы провели эксперимент: сравнили «Фруктовый салат» с «Сухарницей». Вывод, к которому мы пришли: хотя «Фруктовый салат» и вкусней, но все же «Сухарница» сытнее (рис. 15-16).
Создание компьютерной презентации и буклета по содержанию работы
– При подготовке к выступлению каждый из нас создал слайд по старинному рецепту и оформил все рецепты в буклет (рис. 17-18).
Разгадывание кроссворда (рис. 19)
Рефлексия
– В каждом регионе сложились свои традиции питания. Основная их роль – максимальное использование ресурсов края, а также сохранение здоровья.
Поэтому необходимо бережно и внимательно относиться к народным традициям вообще и в области питания в частности, так как они входят в понятие «культура народа».
Виктория КУНКОВА, учитель начальных классов Строевской средней школы Устьянский район, Архангельская область
Комментарии