Современное российское общество обеспокоено беспрецедентным ростом детской и молодежной преступности. По данным Министерства внутренних дел РФ, в 2003 г. несовершеннолетними совершено 2952362 преступления, официально зарегистрированных (фактическое же количество значительно больше), т.е. каждый десятый подросток является правонарушителем. Осуждено 148560 подростков в возрасте 14-17 лет. Из них: приговорены к лишению свободы 29407, к исправительным работам – 398; условно – 84758; подвергнуто штрафу – 800. В криминальную среду попадают дети, не достигшие возраста наступления уголовной ответственности – 14 лет. В органах по предупреждению правонарушений несовершеннолетних состоит на учете 4101131 подросток, из них около 90000 – в возрасте до 13 лет. В 2003 г. в органы внутренних дел за различные правонарушения было доставлено 553100 школьников.
На протяжении последних пяти лет ведется мониторинг социального портрета студента Кемеровского горнотехнического колледжа. Статистика такова: во всех группах (где проводились исследования) только 6-7 человек ведут достойный образ жизни, выбирают в друзья хороших, достойных людей; 60-70% студентов в группах просто проводят время под девизом «Мне все надоело…», «Мне ничего не хочется делать»; 22% – увлекаются музыкой, но в основном – зарубежной; 29% – спортом; 29% – компьютером; 10% – любят читать; 6% – увлекаются художественным творчеством. Обратимся к социальному портрету старшеклассников г.Кемерово (социальные данные 2000 г.): 25% – 51% – проявляют готовность стать эмигрантами; 14%-20% – оценивают трудности в стране как временные; 8%-10% – уверены, что «никогда не произойдет изменение к лучшему»; 40%-86% – считают, что изменения произойдут, но «очень нескоро». С такими настроениями старшеклассники вступают в самостоятельную жизнь.
Далее, исследования среди студентов выявили еще очень серьезный факт. Они с трудом могут назвать свои права, причем среди них превалируют три: право на жизнь; право на образование; право на свободу.
Что же касается обязанностей, то здесь оказалось полное их незнание и непонимание. Лишь некоторые сказали, что обязанности необходимы так же, как и права. Это говорит о правовом нигилизме нашей молодежи, негативном отношении ее к праву, законам, правопорядку, государству. И только недавно, когда детская и молодежная преступность стали угрожать дальнейшему развитию общества, государство обратило на это внимание.
За предыдущие несколько лет было принято более 300 различных нормативно-правовых актов, относящихся к подросткам и молодежи. Президент РФ выделил проблему искоренения и профилактики детской преступности, безнадзорности и беспризорности как приоритетную государственную задачу.
Однако практика показывает, что можно принять еще тысячи замечательных законов, постановлений, распоряжений (по официальным данным, в стране до 3 млн.беспризорных детей и подростков), то они так и останутся на бумаге, если не будут приняты кардинальные меры по искоренению этого зла. И достигнуть этой цели только карательными мерами невозможно. А.Макаренко говорил: «Наказание может воспитать раба, а может воспитать и свободного, гордого человека. Никакое средство не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его независимо от системы влияний».
Сегодня многие ученые, юристы, политологи говорят о необходимости создания в стране ювенального суда (слово «ювенальный» с латинского означает юный, не половозрелый, т.е. человек, не достигший половой зрелости, совершеннолетия). Уместно заметить, что древние римляне весьма чтили Ювенту – богиню юности. В ее честь устраивали пышные празднества (ювеналии), что лишний раз свидетельствует о том, что в Древнем Риме умели отдавать должное значимости молодого возраста в жизни общества и государства. Ювенальная юстиция – не диковинка для России. Первый такой суд был создан 22 января 1910 г. в Петербурге, а к 1917 г. они появились во многих городах. Детей не судили, а вели с ними беседы, но в присутствии попечителя. В 60-80-е гг. в Советской России были суды, близкие к ювенальным, с участием представителей комиссии по делам несовершеннолетних. Сегодня юристы утверждают, что сегодняшний «детский» процесс не соответствует положениям УК РФ от 1 января 1997 г. Ювенальный суд рассматривает подростка не как объект для репрессий, а как субъект реабилитации. В центре внимания оказывается подросток с его проблемами, а не ведомство, очерченное административными кордонами.
В абсолютном большинстве случаев несовершеннолетнего толкают на преступления условия жизни. Как показывает изучение видов правонарушений, подросток чаще всего может совершить преступление под влиянием сверстников или взрослых лиц, подчиняясь давлению толпы. У большинства таких ребят доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, агрессивность и т.д. Важнейшим условием формирования личности «трудного» подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия, алкоголизм родителей или родственников. Нередки случаи, когда и любящие, желающие добра своему ребенку родители, но не обладающие достаточной педагогической культурой, толкают его на преступление.
Очень часто встречаются правонарушители в семьях высокообразованных родителей. Здесь прослеживается даже закономерность. Техническое образование, к примеру, не дает знаний в области родительской педагогики. Создается иллюзия знаний у родителей, что приводит к безапелляционным суждениям.
Или бывает так, мать сына оберегает от трудностей и неприятностей, а со стороны отца (или семья разведена) нет должного внимания. Чтобы быть мужчиной, по мнению психологов, мало родиться мальчиком, необходимо еще иметь образец мужского поведения. Мальчик может находиться в семье под избыточным контролем, его самостоятельность подавляется. Он становится инфантильным, незрелым, беспомощным, попадает под влияние отрицательной среды.
Стремясь избавиться от оценки и влияния взрослых, ребенок становится весьма критичным по отношению к родителям, учителям. У него появляется повышенная потребность самоутвердиться в среде своих сверстников, он чутко реагирует на их мнение. Если эти желания реализуются в благоприятных условиях, то это приводит к положительным последствиям, если самоутверждение подростка происходит в уличных компаниях в форме асоциальных проявлений (выпивка, употребление наркотиков, хулиганство и т.п.), она может стать опасным криминализирующим фактором.
Для несовершеннолетних правонарушителей характерно совершение преступлений в группе (по мнению ученых, некоторые ребята, участвуя в группах, смелеют и даже наглеют, поскольку это одобряется групповым авторитетом). В группе происходит распределение ролей при совершении преступления, используются специальные клятвы, жаргон, особый ритуал поведения и т.д., подросток легко попадает под влияние более старших, более опытных преступников, становится орудием в их руках. При анализе противоправного поведения несовершеннолетних выделено юристами четыре типа правонарушителей: случайные; общая неустойчивость личности; выбор отрицательной сферы и ее влияние; активный поиск самой личности преступных деяний.
При неблагоприятных внешних условиях еще тяжелее ребенок переносит неблагоприятные условия в семье: аморальное поведение родителей, кризис в отношениях – отца и матери. Препятствием для нормального развития личности подростков с завышенной самооценкой является их пониженная критичность к себе. Как считают некоторые исследователи, есть подростки с заниженной самооценкой, что нередко приводит к подавлению их личности взрослыми, сверстниками… Они попадают под отрицательное влияние среды, семьи.
Сколько у нас семей, где глава семейства неделями бомжует, а мать вечно беспробудно пьяна. Есть неполные семьи (из 10 браков по статистике 8-9 разводов), где одна мать, которая не может дать полноценного образа жизни ребенку.
Естественно, подростки бегут из таких семей. Чтобы прокормиться, они начинают воровать, нарушают закон, попадают в преступные группы. Девочки чаще попадают на «панель», а оттуда в преступный мир. Пройдя с молодых лет школу зэковской выучки, воришки, мошенники, вымогатели… вырастают в отпетых преступников, без шансов и надежды вернуться к нормальной жизни. Однако ни в коем случае не следует считать, что у плохих родителей – плохие дети. Что типичные неблагоприятные условия порождают типичные недостатки всего возраста. Часто у пьющих родителей и взрослые дети не притрагиваются к вину, а у отцов-грубиянов вырастают хорошие сыновья.
Глава 50. Уголовно-процессуального кодекса РФ предусматривает исследование личности несовершеннолетнего, условия его воспитания и жизни, причин, по которым совершено преступление. Все сводится к нехитрой процедуре: вина доказана, назначить наказание… (это говорит о противоречиях развития российского права).
Страшной проблемой для России являются пьянство и алкоголизм. На начало XXI века дана официальная цифра алкоголиков – 17 млн. человек – 11,3% от всего населения. Алкоголик – это трагедия семьи, рождение больных детей, преступность, разводы и т.д. Алкогольная наследственность приводит к патологическому отставанию подростков в интеллектуальном и психофизиологическом развитии.
Каждый седьмой подросток, совершивший преступление, находился в состоянии алкогольного опьянения. Общество не должно относиться пренебрежительно к данной проблеме.
В Кемеровской области для детей из малообеспеченных, многодетных семей, детей-сирот открыты: «Губернаторская женская гимназия», «Кадетский корпус МЧС», «Областная кадетская школа-интернат железнодорожников», «Кадетский корпус радиоэлектроники», «Областная специальная школа открытого типа для девочек с девиантным поведением (на 50 мест)». В этом году открывается «Областная кадетская школа-интернат милиции (на 100 человек). Создано 25 социальных приютов для детей, подростков, 11 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних (с приютами), 9 центров социальной помощи семье и детям, 16 служб «телефон доверия» и 3 центра психолого-педагогической помощи населению. Два года назад распоряжением областной администрации в штаты ГУВД дополнительно были введены 100 должностей школьных инспекторов милиции по работе в общеобразовательных школах (их 190 человек).
Подобная работа дает результаты: число преступлений (по данным ГУВД Кемеровской обл.) сократилось за последние 3 года на 14%. Но, по-видимому, этого недостаточно.
Сейчас главное наказание для подростков – ограничение свободы. Основной вид наказания – условный срок. Но подсудимые в силу детской незрелости не воспринимают условное осуждение как строгую меру и, выходя из суда, обычно говорят: «Меня не наказали». Ювенальная юстиция предполагает отказ от ограничения свободы и замену этого вида альтернативными наказаниями (они содержатся в УК РФ от 1 января 1997 г. и УПК РФ):
а) деятельное раскаяние;
б) примирение сторон;
в) заглаживание вреда, нанесенного жертве малолетним преступником.
Программы восстановительного правосудия действуют в мире более 25 лет. Их применяют в США, Германии, Франции, Австрии, Канаде, Австралии, Бельгии, Норвегии. В нашей стране программа восстановительного правосудия действует в ряде регионов: Ростовский эксперимент проводится с 1 января 2001 г. На заседаниях ювенального суда обязательное условие – участие социального работника. Но в наших законах такое правило не прописано (это говорит о противоречиях развития российского права). В Ростове нашли выход: в каждом районном суде имеется помощник судьи, который может выполнять эти функции. В 14 судах Ростовской области подобрали помощников судей, имеющих юридическое и психологическое образование. Два года назад в Таганроге был создан модельный ювенальный суд, где нет металлической клетки, адвокаты дают бесплатную консультацию.
Есть мнение юристов, что ювенальное правосудие для несовершеннолетних станет новой ветвью третьей власти (судебной). Совет при Президенте РФ, ведущие юристы страны видят в их создании возможность возвращать в нашу среду несовершеннолетних правонарушителей полноценными людьми. Но эта гуманная идея пока плохо сочетается с тревожной статистикой подростковой преступности и уголовной политики в отношении несовершеннолетних. А статистика такова (досье «Российской газеты»): на начало 2004 г. в местах лишения свободы находятся 25000 подростков, условно осужденные составляют 70-75%, железную клетку покидают в наручниках 23-24% подростков.
В советское время (для сравнения) органам милиции вменялось осуществлять контроль за условно осужденными, судьи читали лекции, в каждом районе для подростков были созданы бесплатные кружки – спортивные и по интересам… Вся эта работа велась в рамках единой программы по преодолению детской преступности и приносила свои плоды. Иную картину мы видим сегодня. Поэтому, не случайно пленум Верховного суда РФ предписал судьям прямо руководствоваться международными правовыми документами: Конвенцией ООН о правах ребенка, Пекинскими правилами и Эр-Риядскими соглашениями, суть которых – в переносе акцента с карательных мер на воспитательные.
Между тем западный опыт дает хороший пример. Подросток с уголовным прошлым, если он, повзрослев, порвал с криминалом, защищен от шлейфа дурной репутации. Досье малолетнего нарушителя секретно хранится и не доступно для посторонних глаз. Поэтому юристы убеждены, начинать надо с создания правовой основы для принципиально иного подхода к подростковой преступности: создание ювенальных (детских) судов, а затем всей системы ювенальной юстиции, т.е. стремиться к справедливому правосудию.
Не следует забывать, что самая большая ценность – жизнь. Она дается человеку один раз, и никто не имеет права ее отнять, и человек должен помнить первую библейскую заповедь «Не убий». Необходимо поднять уровень жизни семьи, каждого ее члена, создать условия, препятствующие пьянству в стране. Обратить особое внимание на молодежь, перспективы ее жизни, чтобы из Российской Федерации не выезжала талантливая молодежь.
Законы должны быть справедливыми, регулировать поведение людей, прежде всего воспитывать в людях уважение к интересам других людей, к их правам и свободам. Необходимо совершенствование и устранение противоречий в развитии российского права.
Во все времена было недоверие старших к молодому поколению, неверие в его силы. Среди развалин Вавилона обнаружен глиняный горшок, возраст которого свыше 3000 лет, на котором начертано: «Эта молодежь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы…». Египетский жрец, живший около 2000 лет до н.э., уверял: «…дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек». Но проходили века, дети брали бразды правления в свои руки и, состарившись, тоже поносили свою смену. И главное: мир все еще не рухнул…
С детьми необходимо находить общий язык, поэтому нет более сложного искусства, чему умение говорить с ними. Польский педагог Януш Корчак утверждал: «Воспитание детей, а особенно подростков, – это не милая забава, а дело, требующее тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и много мыслей…».
Галина ДОВГАЛЬ, преподаватель
Комментарии