search
main
0

Дело, слово и творчество Василия Зеньковского

К 140‑летию выдающегося философа, психолога, педагога

Окончание. Начало в №30

Постепенно у Зеньковского созрело желание принять священство. Вскоре по возвращении в Париж, в марте 1942 года, Зеньковский был рукоположен митрополитом Евлогием в иереи и назначен помощником настоятеля Введенской церкви в Париже. 7 января 1944 года он был возведен в сан протоиерея, а 7 января 1955 года возведен в высокий сан протопресвитера.

С этого времени начинается не только научная, но и духовно-просветительская миссия Зеньковского. Отец Василий был от природы человеком религиозно одаренным, приобретшим огромный общественный, научный, общественно-церковный опыт.
Один из священников, служивших рядом с о. Василием, вспоминал: «Меня на всю жизнь поразила его духовная и молитвенная сосредоточенность. Могу лишь свидетельствовать, насколько отец Василий был предан всей душой служению Церкви, и в особенности духовному наставничеству. Облик отца Василия – облик пастыря доброго, по своей природе полного оптимизма и человечности, умевшего ободрять, укреплять».

Василий Васильевич был духовным отцом множества людей, он обладал даром «душеводительства и душепопечения», к нему тянулись страдающие люди, которым он помогал разобраться в запутанности их внутреннего мира, давал советы по самым разнообразным вопросам – семейной жизни, воспитания детей, научным проблемам. Отец Василий отличался редкой душевной добротой, никому не отказывал в помощи, советы давал мягкие, всегда стремился всех понять и простить.

Но Василий Зеньковский продолжал и свою педагогическую деятельность, став руководителем русской педагогической научной школы и школы русского зарубежья как таковой. Такое сочетание духовного просвещения, глубокой научной мысли и практической деятельности в культурно чуждой среде стало жизненным кредо ученого.

Богословские взгляды Зеньковского изложены в книге «Апологетика» (1957), в которой он поставил целью «во всех тех точках, где намечается действительное или мнимое расхождение знания и культуры с Церковью, показать, что правда христианства остается незыблемой».

История русской философии

Выдающееся место в творческом наследии Василия Васильевича Зеньковского занимает «История русской философии» – фундаментальное двухтомное исследование, вмещающее 950 страниц убористого текста, изданное в Париже в 1948-1950 годах. В 1953 году книги вышли на французском и английском языках. По охвату материала и глубине интерпретации это исследование, где он поднял глубокие вопросы истории науки, культуры и просвещения, до сих пор остается непревзойденным и является обязательным пособием для каждого серьезно и объективно изучающего русскую интеллектуальную и духовную жизнь.

В этом труде выразился особый, бережный подход ученого к истории науки: он ни в одном явлении философии не видел случайностей, в появлении всех новых, даже самых парадоксальных, идей старался найти научную закономерность, в мыслях каждого своего героя – положительный историко-философский смысл. В этом смысле в философии у него нет «лишних» людей: все строили по кирпичику здание отечественной и мировой философской науки.

Своеобразие русской философии Зеньковский видел в ее религиозной устремленности, в преобладании историософских и этико-антропологических тем. В СССР книга Зеньковского не осталась незамеченной. В 1956 году была издана ограниченным тиражом с грифом «рассылается по специальному списку». В установочной публикации «Против современных фальсификаторов истории русской философии» (1960) отмечалось, что Зеньковский «извращает материалистическое учение русской философии и науки, особенно революционно-демократическую идеологию, он злобно клевещет на марксизм-ленинизм, на социалистический строй».

В последние годы своей жизни о. Василий работал над итоговой философской трилогией «Основы христианской философии».
Вышли два тома: «Христианское учение о познании» и «Христианское учение о мире». Третий том, посвященный вопросам христианской антропологии, так и не вышел. В этом Зеньковский трагично повторил судьбу К.Д.Ушинского.

Христианско-антропологическое направление

Отец Василий стал крупным русским ученым и выдающимся представителем православной мысли. Перейдя от естественных наук к философии, психологии и педагогике, он посвятил себя созданию христианской науки о человеке – христианской антропологии. Во взглядах о. Василия особенно следует подчеркнуть его глубокое убеждение в свободе человека.

Базовые ценности христианско-антропологического направления были непосредственно определены православием и основывались на вере в реальность абсолютного источника истины – Бога. Отец Василий подчеркивал: «Все педагогические усилия, какие вообще осуществимы, должны быть направлены на то, чтобы юное существо могло найти себя и творчески преображать свой состав, какой оно в себе находит, как взаимодействие наследственности, социальных и духовных влияний».

В трактовке представителей данного направления содержание образования было достаточно широким, однако с существенным компонентом богословских знаний и акцентом на нравственно-духовном воспитании личности.

Делу воспитания детей, юношества и молодежи Василий Васильевич Зеньковский посвятил более 40 лет. Он опубликовал ряд ярких произведений психолого-педагогического содержания, развернул оригинальную христианско-гуманистическую педагогическую систему, пронизанную искренним уважением к детской индивидуальности, признанием права ребенка идти неповторимым путем, ориентируясь в выборе цели на свои интересы, вкусы, пристрастия.

Личность человека, отмечал философ, формируется в четыре основные этапа: раннее детство, второе детство, отрочество и юность. Каждый этап заключает в себе определенный смысл. В первый период ребенок познает все многообразие окружающих его вещей; во второй – стремится приспособиться к миру и людям. В период отрочества ребенок «убеждается в праве жить своей собственной жизнью», а на четвертом этапе формируется личность человека в своей внутренней целостности. Необходимость воспитания обуславливается тем, что человек «не дан, а задан». Зерно хорошего, которое в нем заложено, требует тщательного ухода и помощи в росте.
В 1923 году вышла книга Василия Васильевича Зеньковского «Психология детства», в которой было представлено систематическое изложение основных проблем, связанных с методами изучения детской психологии, с делением детства на периоды, социальной ролью игры в воспитании ребенка, развитием речи, эмоциональной и рациональной жизни детей, формированием личности ребенка и особенностями религиозной жизни детей. Характерно, что в воспитании младших детей Василий Зеньковский главное место отводил игре как средству, благодаря которому «ребенок, любящий мир, живущий горячим и страстным к нему интересом, проник бы в тайну Смысла и стал бы жить им».

В 1929 году вышла книга Зеньковского, посвященная юношеству, «На пороге зрелости».

Личность – верховный принцип педагогики

Центральная педагогическая книга Василия Васильевича Зеньковского – «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» – была опубликована в 1934 году. В этой фундаментальной работе автор поставил важнейший, по его мнению, вопрос педагогики – о религиозном воспитании.

К середине 30‑х годов завершился поворот мировоззрения Зень­ковского к построению целостной религиозно-педагогической концепции воспитания, основанной на христианской антропологии и пересмотре основных понятий педагогической системы в свете православия. Он был глубоко убежден, что познание духовной жизни и этапов духовного развития ребенка, роста и ритмов внутренней жизни в детях должно составить главную задачу такой педагогики, поскольку при всей важности физической и психической жизни детей ведущей является духовная жизнь, обеспечивающая целостность личности. А в самой духовной жизни ее ядром является религиозный духовный процесс развития и предмет воспитательного воздействия.

В данной связи Василий Васильевич Зеньковский считал, что воспитание должно быть «христоцентричным» и направлено на достижение единения человека с Богом, гармонии с самим собой и окружающим миром. Он полагал, что в основе человеческой личности должна быть положена нравственность, а она может быть приближена к ней трудом души.

В соответствии с этим на первый план в воспитании выступило формирование личности как таковой вне вопроса о смысле ее социальной жизни. Важную задачу Зеньковский видел в том, чтобы дать ребенку возможность раскрыться в полноте своих сил, помочь ему творчески осуществить то, что заложено в глубине, в основе его своеобразия и особенности. Таким образом, понятие личности превращалось в верховный принцип педагогики, воспитательная деятельность направлялась на то, чтобы личность могла свободно творить самое себя, а ее творческие силы не были ничем стеснены.

Цель воспитания для Зеньковского не в приспособлении ребенка к жизни, а в развитии в нем сил добра, обеспечении их связи со свободой. В таком случае высший смысл воспитания заключался в идее религиозного спасения детей в результате пробуждения в их душах подлинной веры. Цель педагогических воздействий заключалась в раскрытии образа Божия в детях через подготовку их к жизни в этом мире и к жизни вечной. Причем не внешним принуждением, а путем содействия «цветению лучших движений души».

В религиозно-педагогическом ас­пекте для Василия Зеньковского ведущими выступали две идеи: целостности и иерархичности человеческой души. Он резко выступал как против «всестороннего гармоничного развития личности», так и примата «интеллектуализма над другими сферами личности». По его трактовке, человеческая личность включала в себя такую иерархическую конституцию: дух – душа – тело. Здесь все было одновременно и целостно и подчинено духовной сфере, выступающей доминатором личности, поскольку «в глубине видимого мира есть идеальная основа, связывающая мир в живое целое, неистощимое в своей творческой силе».

В соответствии с таким подходом центральной выступала тема «вписанного в человека креста» – того неповторимого и единичного жизненного пути, который он должен пройти, и миссии, которую ему необходимо совершить. В соответствии с этим перед педагогом-наставником в процессе воспитательной деятельности возникала задача найти в каждой развивающейся детской личности ее «крест», который определяет внутреннюю логику исканий человека, и постараться раскрыть ее смысл подростку, юноше.

Принципы воспитания духовности личности

Важная заслуга Василия Васильевича Зеньковского заключается в том, что он разработал систему принципов воспитания духовности личности. В качестве приоритетных среди них педагогический мыслитель выделял следующие.

Принцип личностной ориентации воспитательного процесса выступал в роли критерия отбора целей и средств воспитания духовности, обуславливал такие задачи, как раскрытие творческих способностей ребенка, помощь в его личном самоопределении, самообразовании и духовном росте. Реализация этих задач оказывалась возможной лишь при условии адекватного осмысления педагогом различных средств воспитания (игра, искусство). Действие принципа личностной ориентации воспитательного процесса влекло за собой воплощение в художественном или игровом творчестве божественного дара свободы, делающего человека подобным Богу и одновременно обуславливающего его самоопределение (следование путем добра или зла).

Принцип приоритетности воспитания духовности над эмпирическим определял недостаточность средств, напрямую не связанных с опытом духовного возвышения, выработанным литургической жизнью Церкви. Богослужения, исповедь, молитва, богословская литургия становились согласно педагогическим взглядам Василия Васильевича Зеньковского ведущими средствами реализации таких задач, как самоуглубление и самоочищение, личностное общение с Богом, покаяние, поиск собственного пути, ведущего к Истине.

Принцип приоритетности воспитания над образованием обращал знания в средство развития творческих сил ребенка, помощи в осознании своей духовной миссии.

Принцип соответствия целей и средств воспитания этапам духовного становления личности обусловил построение в рамках концепции Зеньковского динамической системы меняющихся в зависимости от возраста актуальных целей, которые определяли временные педагогические ориентиры (задачи) и адекватные им средства.

Церковь в жизни школы

В практическом преломлении все эти теоретические постулаты, по замыслу Василия Васильевича Зеньковского, реализовывались следующим образом. Главным звеном выступала церковная школа, но не в плане административного подчинения школы Церкви или доминирования религиозных предметов в учебном плане. Речь шла о внутреннем проникновении духа Церкви в жизнь школы, освещении ее этим духом, раскрытии целостности христианской жизни во всех формах культуры и творчества.

Важнейшим воспитывающим фактором выступала духовная атмосфера школы – ее подлинная, искренняя и целостная внутренняя религиозная установка духовной свободы и религиозного одушевления. Такая религиозная школа должна была стать результатом деятельности церковной общины, благодаря чему школа и Церковь сближались и создавались островки целостной религиозной культуры. Ее составляли духовно здоровая семья, школа, проникнутая религиозным духом, нравственная атмосфера церковной общины.

Эпилог

Василий Васильевич Зеньковский скончался в воскресенье 5 августа 1962 года после долгой и тяжелой болезни. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже. Незадолго до смерти написал о себе: «Вот мне 80 лет исполнилось, и в душе моей, когда я думаю о моей жизни, ликование, сколько света было в моей жизни, сколько душ я узнал и полюбил, а музыка, мир идей? Все это от земли, во все входим горячо (порой схватит скорбь), но я благодарю Бога за свою жизнь. Дай вам Бог любить жизнь».

Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, главный научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования Института стратегии развития образования РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, почетный работник науки и высоких технологий РФ, лауреат знака «Золотое перо «Учительской газеты»-2020

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте