search
main
0

Дело рук. Преподаватели изо и технологии оказались в школе на последних ролях

Веские основания так думать дали мне поездки на августовские педагогические конференции в разные регионы. Почти везде чаще всего я общалась с учителями именно этих предметов, представленных больше других на региональных совещаниях. Разумеется, их не приглашали ни на дискуссионные площадки, ни на пленарные заседания – нет, до залов «золушек» и «левшей» не допускали… Они скромно сидели на улице за столиками и у стендов прикладного творчества с работами школьников – своих учеников. Выставки достижений основного и дополнительного образования считали своим долгом развернуть у дворцов и домов культуры, арендуемых для масштабных мероприятий, многие руководители. Работы действительно впечатляли и фантазией, и многообразием, и уникальностью, и высочайшим мастерством. У многих стендов было много народу, люди интересовались, как и из чего это сделано, спрашивали, нельзя ли приобрести выставочный экземпляр. Я тоже была среди тех, кто искренне восхищался произведениями рук человеческих. В силу профессии я могла о многом поговорить с педагогами. В том числе и о зарплате. Узнав, что я корреспондент уважаемой газеты, учителя изо и технологии довольно откровенно рассказывали о своих проблемах. Главные из них – маленькая нагрузка и соответственно невысокая зарплата. Слушая их, я не могла не расстраиваться. И вот почему…

В нашей стране сложилась странная ситуация: слова конкретных людей,  как и декларируемые государственные приоритеты,  почти всегда расходятся с поступками и предпринимаемыми на любом уровне действиями. Например, все мы знаем (слышали миллион раз за последние годы), что в нашей стране острая нехватка квалифицированных рабочих специалистов, высококлассных работников прикладных специальностей. На производстве токарю высшего разряда сегодня готовы платить больше, чем грамотному инженеру, потому что инженера найти гораздо проще, чем токаря. Важную для нашей страны строительную  нишу заполняют приезжие из бывших дружественных республик, которые хотят и умеют работать. Пройдитесь по стройкам – немного увидите лиц  славянской внешности… Это притом что Россия всегда славилась своими искусными мастерами, которые могли и блоху подковать, и город на болоте построить, и Царь-пушку всем на удивление отлить.Удивительно, почему имеющийся дефицит мастеров (а это понятие отличается от дешевой рабочей силы  тем, что в его основе лежит мастерство – синоним умения, вдохновения и любви к своему делу) мало тревожит школу. Это вроде как и не ее проблема. Не случайно учителя технологии и изо стали предметниками даже не второго, а третьего сорта. Это самая низкооплачиваемая категория школьных педагогов, что и понятно. Они не готовят к ЕГЭ (ни к обязательному, ни по выбору), не ведут уроки в старших классах. Следовательно, практически ни у кого из них нет стимулирующих выплат, потому что сегодня самый главный критерий успешной работы – высокие баллы и победы на олимпиадах. Школа по-прежнему, как и двадцать-тридцать лет назад, ориентирована на вузы, хотя не только очевидно, но уже на всех уровнях сказано, что нашей экономике столько дипломов о высшем экономическом и юридическом образовании не нужно. Но школа не реагирует. Она удовлетворяет потребности не экономики, ее приоритетами по-прежнему остаются запросы родителей. Пусть ссузы печалятся, а школа заточена на ЕГЭ. У учителей технологии и изо меньше всего часов – везет тому из них, кто имеет полную ставку и кружок в качестве дополнительной нагрузки. Нередко учителя технологии и изо используются как подсобные рабочие в магазине – тут подкрасить, там прикрутить, оформить стенд… Доплата за эти виды работ идет небольшая, вроде как свой человек,  договор с ним заключать, как со сторонней подрядной организацией, не нужно, поэтому и платить можно меньше… Справедливо это? Нет, конечно, но так сложилось, и учителя не ропщут. Они уже свыклись со своим третьесортным положением и ищут заработки на стороне. Мужчины-технологи квартиры ремонтируют в свободное от работы время и сложные заказы выполняют по изготовлению эксклюзивной мебели, учителя изо (в основном женщины) рисуют, лепят, плетут или шьют  на заказ, оформляют в домах сложные декоративные композиции. С их умениями не пропадешь – это надо признать. Конечно, равенства в доходах нет: кому как повезет, кто какой заказ найдет. В больших городах эксклюзивные произведения искусства  можно продать намного дороже, чем в маленьких городках и поселках. Но в целом без куска хлеба умельцы, обладатели золотых рук, не остаются. И за них можно порадоваться в отличие, допустим, от учителей географии, у которых количество часов тоже сокращается очень сильно: мало кто выбирает ЕГЭ по предмету. Но речь не об этом. А о том, что наша «новая» и очень самодовольная, заносчивая школа напрасно и недальновидно отказывается от знаний, умений и навыков этих трудолюбивых и ответственных людей, которые могли бы многому научить современных школьников. Ведь неизвестно, как сложится их жизнь в будущем. Возможно, получив диплом менеджера,  молодой человек не найдет себе места под солнцем среди тысяч себе подобных и будет вынужден зарабатывать другим путем. И как тогда ему понадобятся уроки учителя технологии, которых он в свое время недополучил… И даже если он станет превосходным управленцем, ученым, программистом, умение что-то делать своими руками ему пригодится. В семейной жизни мужские трудовые навыки на вес золота, как и чисто женские умения приготовить вкусную пищу, привести в порядок дом, изысканно и красиво оформить интерьер. Всему этому могли бы будущих взрослых и самостоятельных граждан научить в школе. И пытаются научить, несмотря на заточенность среднего образования на ЕГЭ, пробиваясь сквозь сопротивление «материала» и нежелание большинства родителей видеть в руках сына лобзик, а в руках дочери – иголку с ниткой… Придет время, и бывшие ученики, пренебрегавшие уроками ручного труда, свысока смотревшие на своих педагогов изо и технологии, вспомнят о них и раскаятся. Конечно, никогда не поздно чему-то учиться. Но все-таки привычка к труду благородная,  как и уважение к чужому труду, радость от созидания и творчества закладываются в детстве и отрочестве. Опаздывать с этим преступно. А мы? Боюсь, мы можем опоздать.  Нижний Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте