search
main
0

Дело по душе

Профориентация - ключ к успеху

От чего зависит успех? Кто-то скажет, нужно усердно работать, кто-то – необходимы знания, а кто-то – без удачи никуда. Конечно, это правда. Однако многие забывают про один очень важный аспект. Успеха можно добиться, занимаясь любимым делом. Но как же его найти? В современном мире профессиональная ориентация остается важной составляющей подготовки в условиях школьного образования. И многое зависит от нас, учителей.

Целью профориентации, как отмечено в образовательных стандартах, является помощь учащимся в выборе будущей профессии, создание условий для осуществления их жизненных планов, формирование отношения к профессиональной деятельности. Системная профориентационная работа должна научить школьника ориентироваться в изменяющемся мире профессий, помочь определить собственные способности, интересы и склонности к какому-либо профессиональному направлению. Для построения успешного будущего школьникам и студентам колледжей крайне важно знать, как выстраивать профессиональную траекторию, уметь формировать компетенции, необходимые для жизни человека в обществе, а также осознанно подходить к выбору профессии.

По данным Федеральной службы занятости России, молодые люди в возрасте 25‑29 лет, среди которых выпускники вузов, средних специальных учебных заведений, а также вчерашние школьники, являются одной из наиболее уязвимых социальных групп из-за отсутствия достаточного профессионального и социального опыта и в силу этого менее конкурентоспособны. Очевидно, в рамках подготовки будущих выпускников необходима специальная работа, направленная на помощь в построении и реализации образовательно-профессионального пути.
Рынок труда крупных городов меняется ежегодно, спрос на одни профессии растет, на другие падает. Многочисленные сайты и компании по трудоустройству каждый год создают рейтинги самых востребованных профессий в крупных городах.

Проблема состоит в том, что большинство обучающихся-подростков считают, что обучение в старших классах обычной школы не дает им возможности реализовать их способности. В качестве причины неудовлетворенности старшеклассников отмечается отсутствие возможности выбирать учебные предметы и педагогов. Для устранения вышеперечисленных недостатков во многих общеобразовательных школах Российской Федерации было введено так называемое профильное обучение. Уже в 7‑8‑м классах организуются профильные и предпрофильные классы, для поступления в которые дети сдают экзамены по определенным предметам.

Стоит отметить, что в школах педагоги-психологи регулярно проводят тренинги и диагностики, связанные с профориентационной работой. Однако в современном постоянно изменяющемся мире выбор профессии перестает быть раз и на всю жизнь, а превращается в непрерывный процесс, происходящий в течение всей жизни. Более того, придуманные в прошлом или в начале этого века диагностики и тесты зачастую теряют свою актуальность вследствие появления огромного количества новых профессий и направлений деятельности.

Именно для того чтобы расширить осведомленность молодежи о различных профессиях, создается множество проектов. Например, сейчас в Москве реализуется проект «Профориентационный марафон «Профессии мегаполиса», в рамках которого у учащихся есть возможность окунуться в пространство разнообразных профессий, что поможет избежать разочарований и ошибок в будущем, рассеять сомнения, а также определиться с выбором профессии. А для того чтобы сделать правильный выбор, нужно иметь представление о как можно большем количестве профессий, включая их достоинства и недостатки.

Наша задача как педагогов – это подготовка школьников к сознательному выбору профессии. Мы должны помочь воспитанникам ответить для себя на три вопроса: что мне интересно? Что из этого актуально и полезно? Что у меня для этого есть? А вот чтобы подростку было что ответить на эти вопросы, и нужно заниматься профориентационной деятельностью в школе. В наших с вами силах помочь детям выбрать ту самую профессию.
Сделать так, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями. Ведь не секрет, что весь наш дальнейший успех зависит от правильно выбранного направления. Только правильно подобрав свое дело, которое будет интересно человеку и подходить под его особенности, а также полезно обществу, мы сможем поставить перед собой цели и успешно их добиться.

Дарья СОРОКИНА, учитель английского языка школы №853

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте