search
main
0

Дело о непропавших миллионах. или Школьные ресурсы лишними не бывают

Совершенно экономическая история о том, как в отдельно взятом учебном округе столицы получили деньги, на которые бюджет не рассчитывал. В нашей стране, как известно, денег нет ни на что. Страна богатая, а за что ни возьмись, ничего не сделаешь по уму, потому что финансирование аховое.

Нет, определенные средства дают, но определены они таким образом, чтобы по миру не пойти, чтобы от голода не умереть, чтобы жизнь в том или ином бюджетном учреждении вдруг не угасла. Словом, живем по принципу: вот тебе копеечка и ни в чем себе не отказывай. Кстати, может быть, в такой позиции и заключается хитрость финансистов. Они-то хорошо знают, что в России человек даже из самого сложного положения всегда найдет выход.

Дело для настоящего управленца

Несколько лет назад начальник Южного учебного округа Нина Минько и команда педагогов, управленцев, руководителей образовательных учреждений, экономистов и родителей занялись разработкой и внедрением в практику принципиально новой экономической модели, которая в духе надвигающихся и грянувших рыночных реформ должна была вписать школу в экономику страны как сильного и грамотного партнера. Не скороспелого предприимчивого менеджера, сшибающего время от времени сиюминутную копейку, а именно солидного партнера и бизнесмена.

Что пережила за прошедшие годы Нина Григорьевна, наверное, лучше всего известно только ей. С одной стороны, все вокруг приветствуют новшества, которые рынок должен привнести в нашу жизнь, а потому время от времени упрекают систему образования в том, что она эти новшества не всегда приемлет. Но, с другой стороны, еще живы советские догмы, которые гласят – настоящему интеллигенту все материальное как руководство к действию должно быть чуждо, а потому наивно было бы предполагать, что вполне рыночные шаги и действия Минько получат всеобщее одобрение. По сути дела, она замахивалась на самое святое: ведь о школе говорят как о неком государственно-общественном институте, которому свойственно заниматься исключительно высоким, духовным, а потому все рассуждения о менеджменте, маркетинге и прочих экономических «заморочках» часто воспринимаются как нечто чуть ли не оскорбительное. Это сегодня привычными становятся слова «экономика образования», а еще недавно многие коллеги не понимали Минько, не принимали и уж, конечно, не одобряли того, что она делает. Кое-кому не было никакого дела до того, что Минько впряглась по доброй воле в тяжелую арбу экономики, пытаясь сохранить педагогов и само по себе образование, создав для этого прочный финансовый тыл.

Условия задачки, которую решали она и энтузиасты Южного округа, были общеизвестны. Деньги из бюджета образованию выделяют не ахти какие значительные, даже в благополучной в финансовом отношении Москве школы получают только 20 процентов от потребности на капитальный ремонт, 17 процентов – на ремонт косметический. Словом, вот те копеечки, на которые нужно жить, ни в чем себе не отказывая, развивать образование, чтобы оно действительно соответствовало гордому слову «столичное». Можно это сделать? Нет. Значит, нужны какие-то иные источники – дополнительные образовательные услуги, аренда, сборы средств с родителей. Но! Сдавать помещения в аренду школам Москвы невыгодно, по федеральному законодательству аренда – дополнительный источник поступления средств в школьный бюджет, по московскому – все деньги от аренды поступают в городской бюджет, а оттуда малая толика может быть передана школе. Следовательно, остаются дополнительные платные услуги и сборы средств с родителей.

Однако в Южном округе ни то, ни другое не проходило – это в центре Москвы живут богатенькие семьи, а на южной окраине – сплошь рабочий люд, не имеющий не то что лишних, а иногда и вообще никаких средств. Так что тут школы мало что могут получить – некому ни услуги оплачивать, ни фонд школы пополнять из своего кошелька. Поэтому нужны были иные варианты.

Первым шагом стал переход школ на хозяйственно-финансовую самостоятельность. Становиться самостоятельными при этом хотели не все, ибо не решались сделать такой важный шаг. В самом деле проще, когда ты работаешь, а ответственность лежит на других людях, в том числе ответственность финансовая. Тут возникла кадровая коллизия, заключавшаяся в том, что в новые времена нужны были новые директора, вместе с ними и новые школьные управленческие команды.

Родители, на помощь!

Легко сказать «Нужны новые директора!», но где их взять? И второе – нужно ли менять директоров. Может быть, иногда проще дать им соответствующие экономические подпорки – новых заместителей, возложив на них и новые задачи? И вот тут Минько нашла абсолютно нетривиальное решение. Всякий умный военачальник имеет в запасе свежие силы, имела их и школа, только вот эти силы никогда и никто в расчет не брал, да и силами никогда не рассматривал. Этой силой были родители.

Обычно родителей руководители школ используют самым беззастенчивым образом для того, чтобы, собирая средства, решать одну или другую проблему, которую без этого школа не может решить из-за недостатка бюджетных финансов. Родительские средства идут на ремонт школы, приобретение техники, канцтоваров, моющих средств. Словом, на латание всех «дыр» в школьном хозяйстве. Но если родители неимущие, если у них нет средств, которыми они могут поделиться с образовательным учреждением, то что делать в этом случае?

В Южном округе решили, что родители могут поделиться тем, что у них всегда в избытке, – своим умом, жизненным опытом, желанием сделать все для своих детей. Решение было простым и гениальным одновременно. Минько бросила клич: «Приходите в школы на работу, там вы нужны!».

Понятно, это клич услышали не бизнесмены, не самые удачливые предприниматели и даже не олигархи. Его услышали те самые интеллигенты, которые совсем недавно твердили, что творчество и финансы несовместимы. Возобладала позиция «но можно рукопись продать», и в округ пришли научные сотрудники с учеными степенями и званиями, что были не востребованы и плохо оплачиваемы в тех НИИ, где работали, несмотря ни на что. Нина Григорьевна Минько учла, что настоящему интеллигенту главное – быть нужным в обществе, трудиться на его благо, поэтому она не сомневалась, что такие люди в образовательных учреждениях обязательно появятся. И они там появились.

– Мы предложили пришедшим родителям, – говорит Минько, – стать заместителями директоров школ по административно-хозяйственной части, но очень скоро поняли, что должность «завхоза» для бывших научных сотрудников не подходит, она им была просто-напросто мала по масштабу задач, которые мы им предлагали решать. Поэтому стали вводить должности заместителей директоров по правовой и экономической деятельности.

Понятно, что вновь пришедших нужно было учить, поэтому в Московском городском педагогическом университете пять лет назад была открыта подготовка таких нужных нам специалистов. За прошедшие годы мы получили 110 человек, теперь ведем переподготовку этих кадров в трех окружных информационно-аналитических центрах. Причем переподготовку одновременно в паре проходят и директор со школьным бухгалтером. Обученные вместе, они потом и работать будут слаженно, понимая, что нужно делать, как распределять обязанности. Выводя большое количество школ на финансовую самостоятельность, мы организовали тематические семинары, чтобы директора могли обмениваться опытом. За последние семь лет директорский состав округа изменился на 70 процентов, пришли управленцы нового поколения, способные воспринимать инновации. Рядом с каждым и грамотный бухгалтер, и подготовленный заместитель по экономике и праву. Из 180 окружных школ самостоятельными стали 160, из трехсот детских садов в условиях самостоятельного баланса работают 100. Я убеждена, что самостоятельность – это то лекарство, что излечивает от страха перед неизведанным, от трусости, пассивности и неумения, нежелания что-либо изменять в устоявшейся практике.

Новшеств в Южном учебном округе теперь множество. Например, в школе № 1242 попечительский совет имеет свой счет в банке и свою бухгалтерию, это позволяет ему получать деньги и распоряжаться так, как считает нужным. Еще вчера такое вряд ли было бы возможным. Сегодня в Южном округе создан экономический методический совет, руководители образовательных учреждений научились помогать друг другу. Цепочка, которая двигает дело, выглядит так: руководитель, который вышел на самостоятельный баланс и освоился в новом качестве, берет себе двух-трех коллег, которые еще не стали самостоятельными, делится с ними своим опытом и помогает обрести финансовую свободу.

Школа срывает оковы

В 1991 году 987-я была в числе тех, кто вышел на самостоятельный баланс. Честно говоря, ей это мало что давало, кроме того, что директор мог самостоятельно распоряжаться деньгами в некоторых рамках. Однако стадия «директор – главный учитель» плавно переходила в стадию «директор – главный менеджер», ибо на горизонте замаячила необходимость не просто получать деньги от государства, но и самостоятельно их зарабатывать.

Поначалу пошли тем путем, что и множество других школ, – стали сдавать помещения в аренду. Три года в никому не нужном подвале размещалась строительная организация, за счет которой школа сумела отремонтировать треть своих помещений ежегодно, после чего в городе решили перечислять деньги от аренды в городской бюджет, и на этом отношения со строителями стали невыгодными. Мало средств давали и традиционные сборы макулатуры и металлолома, но по копеечке деньги на счете собирались, их решено было не проедать, а вкладывать в дело. Школа отказалась от проведения стандартных заседаний родительского комитета – стали проводить раз в год родительскую конференцию, приглашая по два представителя от каждого класса, но обходясь без какой-либо официальщины, а пили чай с пирогами и разговаривали о жизни. Педагоги отчитывались перед родителями о том, что сделано, рассказывали о планах, просили совета. Планы школы родителям обычно нравились, а советы они давали весьма практические. Конференции превращались в «мозговые штурмы», которые помогали принять много нестандартных решений. Например, у школы есть две статьи, по которым идет финансирование бюджетными средствами, – питание и коммунальные платежи. На эти средства школа и замахнулась при родительской поддержке.

На оплату коммунальных расходов школа получает 5 миллионов рублей в год. Установка счетчиков расхода воды и тепла помогла расходы сократить аж на полтора миллиона рублей. На эти деньги были приобретены компьютерный класс, кондиционеры, произведен ремонт, и школа стала выглядеть достойно. Причем для этого не потребовалось притягивать силы родителей, и они сразу оценили самостоятельность школы, ее стремление сделать многое за счет собственных ресурсов. Школа притянула бюджетные деньги, которые, по сути дела, стали внебюджетными, ибо бюджет на такую экономию не рассчитывал.

Шесть лет назад школьное питание 987-я стала организовывать через собственную автономную некоммерческую организацию «Объединение-987», которую сама же создала. Весь доход теперь идет на содержание школы, а доход немалый – в год полтора миллиона рублей. И это при том, что 950 детей из 1000 питаются в школьной столовой. Расчет простой: поскольку основная масса учеников – дети из социально незащищенных семей, школе выдают из бюджета деньги на их питание, но она эти деньги экономит за счет рациональной организации работы столовой и школьного кафе. Например, дети в кафе готовят уроки и пьют чай с пирогами, пироги дешевые, но немалый доход по копеечке собирается. Родители приходят с сумками и покупают множество пирогов. Да и за дешевым мороженым, которое школа покупает прямо на хладокомбинате и продает по 3-5 рублей порцию, и дети, и родители ходить не ленятся. Коммерческая деятельность школы никого не раздражает, потому что со счета школы поступают деньги на оплату дополнительного образования – родителям оплата не по карману, школа берет эти траты на себя, как и на развитие школы, на приобретение разного оборудования. Скажем, приобрела школа автобус «ПАЗ» и грузопассажирскую «Газель». Теперь не только своих детей возит на различные экскурсии, но и соседним школам дает автобус в аренду. Не только свои грузы перевозит, но и соседям помогает это сделать за небольшую плату. Все это выгодно, а на счет школы опять капают денежки. И родители уже частенько входят в «долю», например, появляются такие проекты, на реализацию которых школа дает две трети средств, а родители – остающуюся одну, находя для этого спонсоров, хотя дело это чрезвычайно трудное. И школа идет на существенные траты, оказывая своим сотрудникам бесплатные услуги в центре здоровья (массаж, сауна, солярий и так далее), не считая их обременительными расходами, потому что на самом деле это вклад в развитие школы, ибо помогает удерживать педагогические кадры в школе. Такие вот «корыстные мотивы» у директора 987-й Ольги Ульяновой, которую поддерживает во всех ее планах и начинаниях коллектив педагогов, родителей и учеников.

Вместо хеппи-энда

Всякая история имеет два варианта завершения или продолжения. У нашей их тоже два. Один – тупиковый, который возможен, если по какой-то причине учебное заведение больше не захочет брать на себя те заботы, которые бюджетные организации могут на себя и не принимать. Дескать, пусть вышестоящие заботятся об улучшении финансирования, а у нас и без того дел хватает. Но тогда есть риск превратиться в заурядную школу, где все сведется к собиранию денег с родителей, к конфликтам по этому поводу и в результате к падению уровня образования. Второй путь – развитие хозрасчетной деятельности на современном уровне, с использованием всех тех возможностей, которые предоставляет реальный менеджмент, а следовательно, и развитие школы, превращение ее в дальнейшем в мощный образовательный центр. Идя по этому пути, самое главное – не устать, не отступить, не разочароваться.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте