Татьяна ГУСЕВА, заместитель руководителя Департамента образования: – Развитие системы дошкольного образования в столице за последние годы шло быстрыми темпами: при активной поддержке правительства строительство дошкольных учреждений, возникновение новых проектов зданий, удобных и комфортных для детей и педагогов, развитие новых востребованных форм (особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья): лекотек, служб ранней помощи для родителей и детей, не посещающих дошкольные учреждения, групп кратковременного пребывания, консультативных пунктов, центров игровой поддержки, семейных детских садов. И, что немаловажно, внедрение каждого нового явления сопровождалось разработкой соответствующего регламентирующего документа.
Все это и многое другое позволило заключить тогда же соглашение о развитии пилотного проекта в области воспитания и образования детей младшего возраста «Московское образование: от младенчества до школы», выполнение которого рассчитано на период до 2012 года и главная задача которого – реализация первой цели программы «Образование для всех», принятой в Дакаре: «Осуществление комплексных мер по уходу за детьми младшего возраста и их воспитанию, особенно в отношении наиболее уязвимых детей», и предусматривает расширение и совершенствование программы ВОДМ и услуг для детей в возрасте до 6 лет. Все это осуществляется совместно с ЮНЕСКО в рамках и в целях создания детских садов и школ будущего. Таким образом, все появившиеся позднее ресурсные центры, проекты, конференции, выставки, мастер-классы (а всего прошло только за 2008 год 106 подобных мероприятий) стали следствием развития в Москве данного пилотного проекта.
Нам удалось создать единое сообщество научных сотрудников вузов московской системы высшего образования и практиков-педагогов дошкольных учреждений, работающих совместно над одной из актуальных проблем. Сегодня каждое десятое дошкольное учреждение в городе – активный участник проекта, к 2010 году их может быть не менее 38% от общего количества дошкольных учреждений в городе.
Выработка единых действий в рамках одной из исследуемых проблем, трансляция данного опыта в своем коллективе, мастер-классы воспитателей, обсуждение результатов в коллективе с родителями, знакомство с опытом коллег, участие в совместных конференциях – таковы лишь небольшие штрихи и путь работы каждого участника проекта. Благодаря развитию сетевого взаимодействия создана определенная сфера деятельности между педагогами внутри ресурсного центра, а также между дошкольными образовательными учреждениями разных административных округов города.
Удалось решить поставленные на первых двух этапах задачи: накопить первый собственный опыт, познакомиться с лучшим педагогическим опытом дошкольных образовательных учреждений Москвы и создать широкий круг единомышленников, воплощающих идеи пилотного проекта. Ресурсные центры разрабатывают и создают под руководством ведущих научных сотрудников в области дошкольного образования модели особого пространства, которые позволяют спроектировать и реализовать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка, создать необходимые условия для их полноценного развития.
Опыт показал, что педагоги, вовлеченные в сетевое взаимодействие, не только аккумулируют и накапливают опыт исследовательской деятельности по интересующей их проблеме в сфере дошкольного воспитания и образования, но транслируют свою работу в социальное пространство, расширяют сферу взаимодействия с педагогами, работающими в других направлениях. За счет сетевого взаимодействия материалы, созданные в рамках реализации проекта «Московское образование: от младенчества до школы», становятся доступны для большего количества педагогов дошкольных образовательных учреждений города.
Этот проект позволил открыть для педагогов новые пространства для мыслительной и активной деятельностной позиции, говорить о сложившейся общественной городской мастерской по росту профессионализма педагогов, созданной, безусловно, усилиями Департамента образования и педагогическими коллективами -участниками проекта. В этом же ключе строится и работа по повышению квалификации руководителей дошкольных учреждений: это и модульные курсы «Поддержка интеллектуального развития детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях», и лекции для всех категорий дошкольных работников по знакомству слушателей с основными направлениями, целями и задачами пилотного проекта, и обязательные выездные практические занятия в ресурсных центрах для заведующих и старших воспитателей ДОУ.
Для студентов, получающих второе высшее образование по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования», организован спецкурс по пилотному проекту (20 учебных часов). Работа Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца в 2008 году по повышению квалификации осуществлялась с опорой на детские сады, входящие в состав экспериментальной площадки «Московское образование: от младенчества до школы», ведь четверо сотрудников этого центра стали руководителями ресурсных центров. В следующем учебном году уже ресурсные центры станут базой для разрабатываемых сегодня тематических курсов повышения квалификации.
Поскольку пилотный проект после Международного педагогического форума, прошедшего в октябре прошлого года, получил большой резонанс у наших коллег в регионах России, разрабатывается и 20-часовой модульный курс по пилотному проекту для дистантного обучения.
Проведенные исследования последних лет, рассматривающие изменения, происходящие с детьми, прежде всего отмечают изменения, которые коснулись когнитивной сферы современного ребенка. Эти явления приобрели характер устойчивой тенденции, которая указывает на факт революции, происходящей в педагогике и психологии развития. Но, так или иначе, на протяжении ХХ столетия отмечается неуклонный рост коэффициента интеллекта у детей и взрослых. Медицинская генетика и психогенетика убедительно доказали, что генетические влияния на развитие психики в младенческом возрасте минимальны, но их значение заметно повышается с возрастом и достигает максимума у пожилых людей, а следовательно, большая роль стала отводиться разработке методик обучения детей раннего возраста. Как это соотносится с тем, что исследуется в ресурсных центрах?
Например, прослеживается определенная взаимосвязь в изучении проблем, исследуемых ресурсным центром «Маленькие гении» ДОУ №2523 «Академия Детства» и экспериментальной площадкой ДОУ №1602 «Развитие творческого (диалектического) мышления дошкольников». Эти проблемы, но уже с точки психолингвистики, изучают ресурсные центры: прогимназия №1882 ЮВАО «Знаю много языков», ЦРР-детского сада №1787 «Двуязычный ребенок – диалог языков и культур». А можно ли отторгнуть от общих подходов к изучению этой проблемы ресурсный центр ДОУ №26 «Я и мир», отрабатывающий первый социальный опыт, получаемый детьми с различными природными потенциалами, способностями на базе различных форм дошкольного образования, которые практически все работают на базе этого дошкольного учреждения? Взаимосвязь, анализ и обмен результатами, активное использование их в работе становятся нормой в деятельности сетевых площадок в городе.
Проект «Московское образование: от младенчества до школы» дал мощный импульс развитию и поиску новых эффективных форм педагогической и социально-психологической помощи семьям, воспитывающим детей. В 2007 году была создана программа «Московская семья – компетентные родители», которая выстроила технологии взаимодействия детского сада и родителей. Развитие этой программы, ядром и базой для апробации которой стал ресурсный центр ДОУ №2230, позволило создать коллектив единомышленников – педагогов и родителей. Их совместное участие в жизни центра изменило и отношение к детям. Родители больше времени стали проводить вместе, играть, организовывать творческие дела, помогать в организации жизни в детском саду. Ведь одна из главных задач, стоящая перед педагогами, – создать комфортную среду для ребенка. Но это только одна сторона медали. Родители отчетливо стали понимать, что без комфортной домашней среды сделать жизнь ребенка спокойнее, теплее, а самого ребенка увереннее в своих возможностях невозможно. Вот почему в этой программе немало места отведено обновлению технологий сотрудничества с семьей. Сегодня опубликовано уже второе издание этой программы, дополненное различными пособиями для родителей и педагогов. Впервые была издана своеобразная «Скорая психолого-педагогическая помощь» родителям, воспитывающим детей, где можно в популярной форме получить ответы на многие вопросы воспитания и развития малыша. Сегодня вокруг этой площадки объединились педагоги 43 учреждений. Вместе с тем нет пределов совершенству и творчеству педагогов.
Коллектив Московского гуманитарного педагогического института создал родительскую академию, представленную в феврале 2009 года на одной из конференций. Разработана уникальная модель единого воспитательно-образовательного пространства в семье и детском саду. В рамках очных форм работы этой академии на базе 20 ДОУ проведены деловые игры и «круглые столы», семинары-практикумы и тренинги, семейные гостиные и творческие мастерские, созданы детско-родительские клубы. В рамках заочной работы созданы и действуют несколько сайтов, обеспечивающих дистанционные формы работы с родителями и педагогами вне сада. В эту деятельность вовлечены более 2300 человек, из них 80% – родители. Созданы виртуальная энциклопедия Академии родительства, цикл электронных дайджест-журналов для детей и родителей, 220 интернет-форумов и консультаций, ежемесячные конкурсы родительско-детских творческих проектов. Изданы прекрасные пособия для родителей, не говоря уже о педагогах. Наши родители стали более осведомлены о работе дошкольных учреждений города. Проведенный в нескольких округах экспресс-опрос (в нем участвовали 2724 родителя) показал, что 78% знают о новых формах дошкольного образования в городе и готовы их назвать, 22% – затрудняются ответить. О пилотном проекте знают 63% родителей, 22% слышали или получили информацию из средств массовой информации. Для проекта, развивающегося полтора года, это неплохие результаты.
Дошкольные учреждения сегодня первыми решают задачи развития инклюзивного образования. В детских садах компенсирующего вида и группах комбинированного вида (всего их 661) обучаются немногим более 36 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья. На примере ресурсного центра «Детский сад для всех» детского сада комбинированного вида №1465 хочу сказать, что только при единстве действий управлений образования, здравоохранения и социальной защиты, при активной роли центров психолого-медико-социальной помощи, реабилитации и коррекции удалось сделать так, что каждый ребенок с проблемами здоровья, проживающий в этом округе или посещающий эти учреждения, на постоянном контроле, и ему с помощью специалистов округа вырабатывается действительно индивидуальная траектория развития и оказания помощи.
Подчеркну, что развитие такой ситуации, равно как и создание в городе служб ранней помощи, лекотек и других форм, вызвало острую необходимость в выработке локальных актов как со стороны округов, так прежде всего со стороны Департамента образования. Уже сегодня подготовлены документы: Положение об инклюзивной группе ДОУ, Положение о психолого-медико-педагогической комиссии системы Департамента образования. В работе находятся Положение о порядке комплектования инклюзивных групп и групп компенсирующей и оздоровительной направленности ДОУ.
Широкий резонанс вызвал наш проект не только в Москве, но и в различных регионах России. Это стало возможным благодаря участию представителей 14 регионов России и 35 стран мира, экспертов ЮНЕСКО в Международном педагогическом форуме в Москве в октябре 2008 года, участию московской делегации в 48-й сессии Международной конференции ЮНЕСКО в ноябре 2008 года в Женеве, обсуждению этих проблем на международном семинаре в МГППУ, обсуждению и освещению этих вопросов в «Учительской газете-Москва» и других средствах массовой информации.
Уже создана рабочая группа и организационный комитет по подготовке и проведению Всемирной конференции ЮНЕСКО. На днях состоялось заседание международной рабочей группы. Одобрены «Дорожная карта», в которой предусмотрено проведение региональных конференций в ЮАР, Турции, Малайзии, консультации в ходе намеченных конференций в Бразилии и многое другое.
Таким образом мы видим, как процесс развития пилотного проекта обогащается и вызывает к жизни различные новые явления в дошкольном образовании. К этому следует добавить и появление множества интересных методических пособий, рекомендаций, всевозможных программ, ведь практически по каждой из тем, над которыми работают ресурсные центры, можно издать собственную, добротную работу с комплексом развивающих пособий как для педагогов, так и для родителей. Хочу отметить заинтересованность педагогических, управленческих кадров в развитии этого проекта. Несмотря на то, что развитие в городе проекта такого масштаба – дело абсолютно новое, возникает уверенность, что он будет воплощен. Большое спасибо за консультации и поддержку программному специалисту по образованию Бюро ЮНЕСКО в Москве Алишеру Умарову.
Комментарии