Как важно сегодня не просто обучать детей, но развивать их интеллектуальный потенциал, поддерживать одаренных учеников, оказывать им поддержку в профессиональном развитии! Причем все эти задачи необходимо решать в рамках образовательного процесса. Особая роль здесь отводится проектной и учебно-исследовательской деятельности.
Систематически и поступательно
Проектная деятельность в школе №1788 ведется ступенчато. В 5-6‑х классах все школьники участвуют в так называемых пробах, в 7-8‑х классах их исследовательская деятельность продолжается проектами STEAM-направления и завершается индивидуальной работой в 9‑м классе. Ее направление дети выбирают исходя из представлений о своей дальнейшей профессии. Таким образом, к 10‑му классу у ребят складывается достаточно четкое представление о сути проектно-исследовательской деятельности. Они умеют правильно формулировать цели, задачи, выводы. А самое главное – это самостоятельный и осознанный выбор направления профильного обучения.
В 2021-2022 учебном году проектная деятельность стала обязательным предметом в 9‑х классах. И уже в текущем году коллаборация педагогов старшей и средней школы дала результат: у нас есть призер Всероссийского конкурса «Меркурий» в социально-гуманитарном направлении. Им стала ученица 9‑го класса. Это еще раз доказывает необходимость ранней профилизации, в том числе через предмет «Индивидуальный проект», который позволяет ребенку раскрыть свой талант и сделать еще один шаг к личному успеху.
В последние годы наша школа интенсивно работает по предмету «Индивидуальный проект», в рамках которого ученики выступают на научно-практических конференциях «Наука для жизни», «Инженеры будущего», «Старт в медицину», «Курчатовский проект», «Меркурий», «Старт в инновации», «Шаг в бизнес», «Сириус» и др. Ребята пишут работы по самым разным направлениям – от социально-гуманитарных до естественно-научных. Мы видим, как раскрывается потенциал школьников, которые доносят до нас, взрослых, свое мировоззрение и миропонимание через проектную деятельность.
Проекты для жизни
Занимаясь проектами, ученики поднимают актуальные темы и глубоко их исследуют. Например, IT-класс в этом учебном году разработал улучшенный спортивный тренажер, игровые модели для изучения финансовой грамотности, чат-бот для подготовки к олимпиадам. Уже по тематике видна межпредметная связь профилей. Это помогает многогранно развивать личность ребенка.
Интересный проект представила ученица 10‑го «Т» класса Мария Карьева. Ее проект предполагает создание 3D-модели оздоровительного тренажера для разработки мышц спины при лечении болезней позвоночника. Сейчас эта работа проходит отборочный этап в рамках сразу нескольких конкурсов – «Наука для жизни», «Старт в медицину» – и уже получила много положительных откликов от экспертов, которые единодушно хотят видеть работу и автора в финале.
Рождение бизнесменов
Кроме привычных направлений проектно-исследовательской деятельности в этом учебном году ученики предпринимательского класса прошли курсы наставничества в РЭУ имени Г.В.Плеханова и под руководством менторов разработали бизнес-план своей будущей фирмы. Защита проекта принесла им призовое место. Ученицы предпринимательского класса Дарья Гусева и Валерия Бартоломей не только разработали бизнес-модель, но и реализовали ее на практике. Они разработали в соцсетях страницу о фрилансе, попутно изучив основы экономики, финансовой грамотности, права, обществознания, английского языка, а также инструменты для привлечения целевой аудитории, эффективных продаж и продвижения. Об успехах юных бизнес-леди вышла статья на сайте пресс-службы мэра Москвы, что стало дополнительным стимулом для девушек двигаться в выбранном направлении.
Активное участие в проектах внешних площадок дает колоссальный опыт в подготовке новых работ в рамках развития проектно-исследовательской деятельности на базе нашей школы, которая в этом году впервые участвовала в чемпионате предпринимательских идей Business Skills-2021. Разработанные учениками школы №1788 бизнес-модели прошли в финал. Среди них экологический бренд одежды «Кека», созданный Кристиной Ягуповой.
Участвовали наши ребята и в конкурсе проектных работ «Шаг в бизнес», который проходил на базе РЭУ имени Г.В.Плеханова. Всего было пропущено 23 проекта, пять из них от нашей школы. Их оценивала группа экспертов, состоявшая из профессорско-преподавательского состава вуза и специалистов Сбербанка. Все представленные на конкурс проекты прошли двойную оценку экспертов. В финал вышли шесть работ. Среди них проект учениц предпринимательского класса. Девушки стали призерами конкурса.
Старт в медицину
В рамках проектно-исследовательской деятельности в школе №1788 активно развивается и медицинский класс. У ребят есть возможность не только получать базовые знания, но и расширять свой кругозор в расчете на будущую специальность. Они посещают спецкурсы по цитогенетике и основам медицины, полученные знания помогают учащимся развивать свои идеи и воплощать их в проектах.
Ученики-медики нашей школы добились серьезных успехов, не раз становились призерами и победителями Всероссийской олимпиады школьников, научно-практической конференции «Старт в медицину», чемпионата профессионального мастерства, предпрофессиональной олимпиады, они успешно сдают предпрофессиональные экзамены, поступают на бюджетные отделения ведущих вузов страны. Ученица медкласса нашей школы Екатерина Киселева по итогам Х открытого чемпионата профессионального мастерства города Москвы «Московские мастера» по стандартам WorldSkills Russia заняла 3‑е место.
На уроках проектной деятельности ученики углубляются в науку, изучая темы, которые не входят в школьную программу, сотрудничают с профессионалами в своей сфере. Посещение таких занятий помогает ребятам грамотно писать научные работы и побеждать с ними на конкурсах. Создавая проекты, школьники проводят эксперименты и соцопросы, анализируют статистику и делают выводы, подтверждающие или опровергающие выдвинутую ими гипотезу. Безусловно, труд учеников не остается незамеченным: конференции дают льготы при поступлении в вуз в виде дополнительных баллов и обучения на бюджетной основе.
Ученики медицинского класса создали школьный отряд волонтеров, который занимается ранней профориентацией школьников начиная с начальной школы. Эта работа также ведется в рамках проектной деятельности.
Учителя растут с учениками
С каждым годом все активнее наши школьники участвуют во внешкольных конкурсах, все больше становится финалистов, что, безусловно, свидетельствует не только о количественном, но и о качественном росте проектных работ. Это связано в том числе и с повышением квалификации учителей, работающих в рамках предмета «Индивидуальный проект». Наши педагоги активно посещают курсы повышения квалификации, участвуют в мастер-классах, тренингах, акселераторах. По результатам 2021 года восемь педагогов школы стали лауреатами Премии Москвы за вклад в реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Полученные знания педагоги активно внедряют в свою практическую деятельность, делятся опытом с коллегами, наша школа часто проводит мероприятия, приглашая специалистов и наставников в разных направлениях. Ежемесячно в предпринимательских классах проводятся занятия от РЭУ имени Г.В.Плеханова с участием педагогов и детей.
Доброй традицией стало проведение общей итоговой конференции по всем направлениям для школьников. На этом мероприятии мы подводим итоги уходящего года в рамках проектной деятельности. Лучшие работы уходящего года презентуются снова, мотивируя более младших школьников к созданию своего уникального проекта.
Марина АКОВА, учитель обществознания школы №1788;
Елена МАРТЫНЕНКО, учитель биологии школы №1788;
Елена МОЖАЕВА, учитель информатики школы №1788
Комментарии